Слайд 1КГБС(К)ОУ «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Литературная композиция,
посвящённая 85-летию
В. М. Шукшина
«Живое имя – времени черты»
Учитель русского языка Дьячук З.М.
2014 г.
Слайд 2 Краткое описание.
Композиция построена таким образом, чтобы
показать замечательные черты личности Шукшина, значимость его жизненного пути и
творчества для современного поколения молодёжи.
Композиция составлена на основе писем В.М. Шукшина к матери, его высказываний. Сюда включены стихи Алтайских поэтов, инсценировка рассказа Шукшина «Долгие зимние вечера.»
Презентация не озвучена, слайды включены непосредственно в текст разработки, что дает возможность использовать её для проведения внеклассного мероприятия или урока для учащихся
7-9 классов.
Литературная композиция «Живое имя – времени черты» была представлена на краевом фестивале «Поверь в себя» в апреле 2014г.
Создать условия для:
обогащения знаний о личности В.М. Шукшина
и его творчестве;
коррекции эмоциональной сферы учащихся;
воспитания положительных качеств личности;
развития творческих способностей.
Слайд 4 Оборудование:
использование мультимедийной техники;
костюмы участников композиции;
декорации
зимнего леса;
стол с кухонной утварью;
свеча (имитация лампадки), конверты с письмами.
Слайд 5Действующие лица литературной композиции:
В.М. Шукшин
Ванька Колокольников
Мать Ваньки
Мишка
Чтецы
Слайд 6Литературная композиция
Живое имя-
времени
черты
Слайд 9 И прекрасна моя родина – Алтай: как бываю
там, так вроде поднимаюсь несколько к небесам.
Горы,
горы, а простор такой, что душу ломит. Какая-то редкая, первозданная красота.
Описывать её бесполезно, ею и надышаться-то нельзя: всё мало, всё смотрел бы и дышал бы этим простором.
В.М. ШУКШИН (читает учащийся)
Слайд 10 Чтец 1
Край мой, сердцем обласканный
Наяву и во сне,
С
потемневшими красками
На разлатой сосне.
Край с озёрною синью
До колен тополям,
С табунками
осинок
По ковыльным полям.
Слайд 11В.М. Шукшин (читает учащийся)
Родина… Я живу с чувством,
что когда-нибудь вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это
нужно, думаю я, чтобы ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу.
Слайд 13Слова В.М. Шукшина
И какая-то огромная мощь чудится мне
там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы
обрести утраченный напор в крови.
…И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.
Слайд 16 Чтец 2
Наверное, Шукшин столицу
Для милых Сросток покидал,
Чтоб
из ручья воды напиться,
Рукой потрогать краснотал,
К стволу калины лбом прижаться
И
от неё набраться сил,
Чтоб снова бурно жить, сражаться…
Слайд 17 Чтец 1
Дрожит лампадки огонёк
И материнским смотрит взглядом:
«Где ты, мой
Васенька, сынок?!
Вернись, побудь со мною рядом!»
Слайд 19 Чтец 3
Кровинкою горечи брызни, калина!
По
колкам осыпься. Октябрь. Тишина.
Склонилась скорбяще над письмами сына
Мария Сергеевна, мать Шукшина.
Невидяще гладит конверты рукою,
В глазах застоялась печаль глубоко…
Слайд 20 В.М. Шукшин (читает учащийся)
Мамочка, милая!
Я чувствую, что ты соскучилась, родненькая моя.
Вот
подождём до осени. Приеду я обязательно. В сентябре. Просто отложу все дела и хоть недели на полторы, но приеду.
Слайд 22Письмо В. Шукшина
Здравствуй, мама!
Недавно у нас на курсе был опрос: кто у кого
родители, то есть профессии, образование родителей студентов. У всех почти писатели, артисты, ответственные работники. Доходит очередь до меня. Спрашивают: кто из родителей есть?
Отвечаю: мама.
-Образование у ней какое?
Два класса, отвечаю. Но понимает она у меня не меньше министра. Смеются.
Слайд 24В. Шукшин пишет матери:
«Здравствуй, милая мамочка!
Огромнейшее тебе спасибо, золотая моя, за песни. Песни отличные.
Вот их именно, эти песни, и помнил. Но слов не знал. А мотив, ты знаешь, помню.
Но, в общем, ты мне хорошо помогла. Вдоволь посмеялся, как ты их писала. Читал это место ребятам – говорят здорово!»
Чтец 4.
Народные песни – грустные и весёлые, искромётные и протяжные Шукшин слушал с детства.
Слайд 26 Чтец 4
Детство Василия Макаровича Шукшина –
Великая Отечественная война. С юных лет причастность к трагедии народа,
потрясение, раннее духовное взросление. Всё хорошее, доброе и светлое в человеке закладывается в детстве.
Слайд 27 Чтец 4
Шукшин был тесно
связан с алтайской
деревней.
Все его
герои
– деревенские
жители.
Слайд 28 Инсценировка по рассказу
В.Шукшина
«Долгие зимние вечера»
Автор.
Февраль 1942 года. Под Москвой идут тяжёлые бои.
Слайд 29 А на окраине далёкой сибирской деревни крикливая ребятня
с раннего утра режется в бабки.
Слайд 31Ванька Колокольников проигрался в пух и прах.
Последнюю бабку Ванька выставил
с болью, стиснув зубы. И проиграл.
Потом стоял в сторонке злой
и мрачный.
Ванька.(с вызовом) – Мишка, хочешь «Барыню» оторву?
Мишка. – За сколько?
Ванька. – За пять штук.
Мишка. – Даю три.
Ванька. – Четыре.
Мишка. – Три.
Ванька. – Ладно, пупырь, давай три. Скупердяй ты, Мишка!.. Я таких сроду не видывал. Как тебя ещё земля держит?
Мишка.(спокойно) - Ничего, держит. Не хочешь – не надо. Сам же напрашиваешься.
(Ванька подбоченился и пошёл по кругу).
Слайд 32Автор.
- В трудные минуты жизни, когда нужно растрогать человеческие сердца
или отвести от себя карающую руку, Ванька пляшет «Барыню». И
как пляшет! Взрослые говорят про него, что он, чертёнок, «от хвоста грудинку отрывает»
(Ванька пошёл трясогузкой, смешно подкидывая зад. Помахивал над головой воображаемым платочком и бабьим голоском вскрикивал: «Ух! Ух! Ух ты!»)
Слайд 33Автор.
После этого ребятишки разошлись по домам.
Слайд 34(Запустил сумку под лавку, туда же – шапку. Полушубок снимать
не стал – в избе было холодно).
Ванька. (Заглядывает в кастрюлю
на столе, разочарованно чешет затылок). - Пошамать нечего!
Слайд 35 (Садится за стол, мечтательно говорит, подперев подбородок рукой) -Хорошо
бы затопить камелёк. Мать придёт, а избе такая теплынь, хоть
по полу валяйся. Она, конечно, удивится, скажет: «Да где же ты дров-то достал, сынок?»
Слайд 36 Ванька. (Вскакивает навстречу появившейся в дверях матери)
– Мам, чо эт
у тебя?
Мать. (Отдаёт узелок) – Неси в избу. Опять раздешкой выскакиваешь!
Мать. (Заглядывая за печку)– У нас дровишек нисколько не осталось?
Ванька. – Нету.
Мать. – Обещал завезти Филипп одну лесинку… Не знаю…может завезёт.
(Садится за стол, рассказывает)
Едем сейчас с сеном, глядь: а на дороге лежит лиса. Лежит себе калачиком и хоть бы хны – не шевелится окаянная. Чуток конь не наступил. Уж до того они теперь осмелели, эти лисы.
Ванька. (Спокойно) – Это потому, что война идёт. Они в войну всегда смелые. Некому их стрелять – вот они и валяются на дорогах.
Мать. (Вздыхает, смотрит в тёмное окно, встает со стула, в сердцах ударяет ладонью по столу) – Обманул нас Филиппушка… образина косая! Пойдём в березник, сынок. (Одеваются, берут топор, выходят из избы)
Слайд 37 Автор.
– На открытом месте гуляет злой ветер, лицо
жжёт, как огнём.
(Ванька идёт боком,
идёт задом, пытаясь увернуться от ветра)
Ванька.
– Мам, посмотри!
(Поворачивает к матери лицо). (Мать осматривает его лицо, трёт рукавицей щеку)
Слайд 38 Автор.
– В лесу зато тепло и тихо.
Удивительно тихо, как в каком-то сонном царстве.
(Ванька выскакивает
вперёд по глубокому снегу, ударяет обухом по стволу берёзки. Сверху падает снег. Ванька хочет отскочить, запинается и падает в сугроб).
Мать (смеётся)
– Ну, вставай! (Мать рубит берёзку)
Слайд 40Ванька. (Забирая у неё топор) – Мам, отдохни, я порублю!
Мать. – Притомился?
Ванька. – Ещё малость… (прикусил
губу и отчаянно швыркает носом) (Мать поднимает его. Сидят на пеньках рядом)
Мать. (тормошит его, прижимает к груди). – Мужичок ты мой маленький, мужичок… Потерпи маленько. Большую мы тебе срубили. Надо было поменьше.
Мать. (задумчиво). – Отцу нашему тоже трудно там. Небось в снегу сидят сердешные… Хоть бы уж зимой-то не воевали.
Ванька. (уверенно)- Теперь уж не остановются. Раз начали – не остановются, пока фрицев не разобьют.
Мать. Помнишь, как мы с отцом пели песню?
Ванька. Помню.
(Поют песню «Миленький ты мой» 2 куплета).
Мать. – Отдохнул?
Ванька. – Отдохнул.
Мать. – Пошли с богом.
( Берут на плечи берёзки и идут домой).
Автор.
– Было уже совсем темно, когда они пришли домой.
Слайд 41Чтец 5
Горести и печали человеческие – живые,
трепетные нити.
Идёт война, миллионы женщин в тылу
не только обеспечили фронту победу, но и сохранили саму жизнь.
Какая потрясающая судьба его матери. Женщина с двумя детьми…муж репрессирован, расстрелян…
Слайд 42Ты не забудь лампадки свет,
Куда б ни кинула судьбина,
Ты маму
вспомни, как поэт,
Её слезу, как вкус калины.
Чтец 4
Слайд 44Письмо В.Шукшина к матери
Пока до
свидания, мама.
Дай бог тебе здоровья, хорошая моя. И
дай бог терпения. Всю жизнь так и получается – дай бог терпения. Мамочка, я уже думаю, теперь скоро мы с тобой будем жить хорошо. Мы должны хорошо пожить – за всё прошлое. Только сейчас не ущемляй себя, золотая ты моя. Умница моя хорошая.
Слайд 46 Чтец 3
Слов его простых, горячих
сила
Рвётся в наши души и сердца –
Значит, с нами он, Шукшин Василий,
И не будет жизни той конца.
Чтец 1
И, словно сквозь кремнистую породу
Отчаянья, безверья и тоски,
Ломаясь, пробиваются в народе
Невидимые совести ростки…
Слайд 48 Чтец 2
Не кружитесь, вороны! Напрасно
Вы хотите
веры нас лишать.
Будет греть костёр калины красной!
Будет петь сибирская душа!
Слайд 49Литература
Власов, А. Куда же ты, ветер, постой!//Алтай.-2011.-№2.-с.145.
Карлин, А.Б. Шукшин –
это Алтай.//Алтай.-2009.-№1.-с.4.
Наумова,Ю. Он был.//Алтай.-2009.-№6.-с.37.
Хайрулинов,И. Пушкин и Шукшин. Истоки.//Алтай.-2009.-№2.-с.132.
Черкасов,Н. Край мой…//Алтай.-2009.-№6.-с.1.
Шарабарин,Д.
Шукшин.//Алтай.-2010.-№2.-с.126.
Шукшин,В.М. Письма.//Алтай.-2009.-№2.-с.128-129.
Шукшин,В.М. Статьи.//Алтай.- 2009.-№6.-с.2.
Шукшин,В.М. Долгие зимние вечера.//Алтайское книжное издательство.- Барнаул.-1978.-с.18.
Щербатых,А. Памяти матери посвящается. Алтайский край, Алейск//2009.
http://www.kinomania.ru/images/frames/p_79992.jpg
http://i5.pixs.ru/storage/3/9/1/GII02075jp_1096613_3173391.jpg
http://fpvestnik.ru/wp-content/uploads/dom_detstva.jpg