Слайд 1Символизм
«Старшие символисты»:
Д. С. Мережковский
З. Н. Гиппиус
В. Я. Брюсов
К.
Бальмонт
Ф. Сологуб
Слайд 2Серебряный век
Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение
противоречий и поисков эпохи
Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические
вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов
Слайд 3Серебряный век
Огромный интерес к поэзии – особенно к модернистским течениям:
символизм акмеизм футуризм
модернизм
Слайд 4Символизм –
литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное
постижение мирового единства через символы
Слайд 5Символ -
То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления,
идеи. Голубь – символ мира (из словаря С. И. Ожегова)
В
символизме: многозначное иносказание (в отличие от аллегории – однозначного иносказания): содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов
«Символ – окно в бесконечность»
(Ф. Сологуб)
Слайд 6Истоки символизма:
философия всеединства В.Соловьёва, его учение о Мировой Гармонии
и Вечной Женственности; учение Платона
Владимир Сергеевич Соловьёв
Платон
(428-347 гг. до н.э.)
Слайд 7Владимир Сергеевич Соловьёв
1853-1900
Слайд 8В.С.Соловьёв – выдающийся философ, поэт, переводчик. Предсказал многие художественные открытия
и философские идеи ХХ века
Слайд 9Идея всеединства
В. Соловьёва
центральное место занимает абсолютная ценность Истины,
Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы. Весь мир
как система обусловлен всеединством, то есть Богом.
«Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (В.С. Соловьёв "Оправдание Добра").
Слайд 10«Положительное всеединство»
Истина
Добро
Красота
Слайд 11Красота
«Красота спасёт мир»
Ф. М. Достоевский
Вера В. Соловьёва
в
спасительную миссию КРАСОТЫ
Слайд 12Облик «положительного всеединства»
Воплощение вечно-женственного начала
в мистических образах:
Душа Мира
Премудрость Божия
София
Искусство – посредник в достижении «всеединства»
Слайд 15Вечная Женственность
Объект платонического культа и созерцательного любования
Действие, предполагающее ответное чувство
Слайд 16Единственно верный путь поэзии – прозрение «миров иных» сквозь мнимую,
иллюзорную действительность:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами
–
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искажённый
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете –
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
В. Соловьёв. 1892г.
Слайд 17Последователи В. Соловьёва – поэты-символисты
Д. С. Мережковский
З. Н. Гиппиус
Слайд 18Последователи В. Соловьёва – поэты-символисты
Ф. Сологуб
К. Бальмонт
Слайд 19Последователь В. Соловьёва – поэт-символист
В. Я. Брюсов
Слайд 20Три сборника стихов
«Русские символисты»
(1894 г.)
(Ведущим автором был В. Брюсов)
Экзистенциальные
темы:
ЖИЗНЬ
гражданские,
СМЕРТЬ социальные темы
БОГ
Слайд 21Справка
Экзистенциализм
(философия существования) -
мировоззрение, ставившее вопросы о том, как
жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф.
Человек несёт
ответственность за всё совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».
Слайд 22Главный принцип эстетики «старших символистов» московского крыла -
«искусство для
искусства»:
«Создания искусства – приотворённые двери в вечность»
«Быть может, всё в
жизни лишь средство для ярко-певучих стихов»
В. Я. Брюсов
Одно из знаковых стихотворений - «Творчество»
Слайд 23Особенности эстетики «старших символистов» петербургского крыла:
Религиозно-философские поиски
В поэзии – мотивы
одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки
повседневности в мир фантазий:
Я – раб моих таинственных,
Необычайных снов…
Но для речей единственных
Не знаю здешних слов…
З. Гиппиус
Слайд 24«Младосимволисты»
(1900-е годы)
Андрей Белый (Борис Бугаев)
Вячеслав Иванов
Александр Блок
Слайд 28Особенности эстетики «младосимволистов»
Творчество и жизнь поэта – элементы грандиозного художественного
произведения, космического процесса
Значение имеет лишь то, что находится по ту
сторону жизни, а реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей.
Слайд 29Особенности эстетики «младосимволистов»
Почувствовать эти вечные сущности способен лишь поэт-теург
Язык новой
поэзии – язык символов:
«Символ только тогда истинный символ, когда он
неисчерпаем и беспределен в своём значении. Он многолик, многомыслен и всегда тёмен в последней глубине»
Вячеслав Иванов
Слайд 30Особенности эстетики «младосимволистов»
«Взаимное соприкосновение искусства и религии», стремление «приблизиться к
Мировой Душе» (А. Белый)
Вера в обновление мира
Тема
России – одна из главных в их творчестве
Уход в мистику; наиболее яркий мистический образ – Вечная Женственность
Слайд 31Значение символизма
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий
Символисты придали слову
невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и
смыслов
Поэзия символизма очень музыкальна, богата аллитерациями и ассонансами
Слайд 32Значение символизма
Символизм попытался создать новую философию культуры, новое мировоззрение, сделать
искусство более личностным, наполнить его новым содержанием - сделать искусство
объединяющим людей началом
Слайд 33Что такое символ?
Что , по мнению поэтов-символистов, является целью искусства?
В
чём отличие творческих принципов младосимволистов от эстетики старших символистов?
?
?
?