Слайд 1 Примерный план анализа стихотворения
(Восприятие, истолкование, оценка поэтического текста)
на голубом фоне – теоретические сведения
на оранжевом – пример анализа
Слайд 2Вступление
Может быть «введением» в художественный мир поэта, определять особенности творчества
поэта, своеобразие лирического героя.
Может быть «тематическим»: определять особенности звучания
данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве.
Слайд 3Может быть «биографическим»: рассказывать об истории создания стихотворения, о тех
обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли роль в создании
стихотворения.
Может быть «лирическим»: вы можете поделиться своими размышлениями о том, что даёт человеку встреча с прекрасным поэтическим произведением, «диалог» с поэтом при чтении его стихов.
Слайд 4Стихотворение А.С.Пушкина
«К Чаадаеву»
Читая стихи Пушкина, мы не только попадаем под
обаяние его изумительного поэтического дара, но и открываем для себя
особый талант этого поэта — талант дружбы. Стихотворения, посвященные дружбе, занимают особое место в его творчестве. Глубокое чувство дружбы зародилось у Пушкина в счастливые лицейские годы, где он впервые проникся духом братства и товарищества, где встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь. Это И. Пущин, А.Дельвиг, В.Кюхельбекер и многие другие. Дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, поддерживала его веру в людей, делала окружающий мир прекраснее.
Слайд 5Основная часть
Восприятие. Попытайтесь описать собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении
стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный
фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, на звуковую и цветовую «палитру» стихотворения.
Слайд 6Истолкование. Ваша задача – выполнить анализ стихотворения, чтобы, опираясь на
текст стихотворения, понять его суть, выявить авторскую концепцию.
Слайд 7Стихотворение «К Чаадаеву» начинается строчками, в которых Пушкин вспоминает о
беззаботной юности:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как
сон, как утренний туман.
Мы видим, как замечательно передает поэт ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходит время расстаться с наивными мечтами и иллюзиями детства. Это стихотворение написано в форме послания к приятелю. Чаадаев – друг Пушкина, офицер, философ, член революционного общества «Союз благоденствия». Нельзя не обратить внимания на то, что в этом стихотворении интимная лирика сливается с политической и гражданской:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Слайд 8 Примерный круг вопросов для анализа:
1.Поразмышляйте над смыслом названия стихотворения
(Какие ассоциации вызывает название? Какое настроение создаёт? Какие ожидания вызывает
у читателя? Как связано с содержанием стихотворения?).
2.Определите особенности жанра, если это необходимо. Как эти особенности проявляются в стихотворении?
3.Определите тему стихотворения, если вы не обозначили её во вступлении.
4.Охарактеризуйте композицию стихотворения (На какие части делится или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются).
Слайд 9Тема
Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит в стихотворении «К
Чаадаеву».
Слайд 10Особенности жанра
Каков его жанр? П о с л а н
и е . Дружеское послание – распространенный в те времена
жанр; Пушкин к нему часто обращался, и в данном случае он вполне соответствует тону интимности и искренности, но, разумеется, «послание» вовсе не означало, что стихотворение предназначалось только для того лица, к которому обращалось. Оно рассчитано на широкий круг читателей. Отметим, что в дружеском послании поэт ставит большую патриотическую и революционную тему: любовь к родине и революционное служение ей воспринимается в единстве личных и общественных интересов. Образ поэта, отраженный в послании, прекрасен силой и непосредственностью патриотического чувства, поэтически выраженного.
Слайд 11Особенности композиции
Стихотворение "К Чаадаеву" распадается на три части:
1) первые
четыре стиха,
2) от стиха "Но в нас горит еще
желанье" до "Минуты верного свиданья" и
3) от "Пока свободою горим" до конца. При переходе от части к части настроение меняется.
Слайд 12 Первая часть выдержана в стиле и интонации печальной элегии.
Лирический герой романтической элегии - печальный, разочарованный человек, утративший веру
в счастье и людей. Чаадаев тоже был не чужд разочарованности. Не случайно Пушкин в первой главе "Евгения Онегина" сравнил своего героя с Чаадаевым.
Слайд 13 Вторая часть начинается с резкого смыслового и интонационного контраста.
Не случайно он открывается противительным союзом но. В центре стоит
образ человека, полного страстей, с кипучей энергией и силой чувств. Он противостоит разочарованному, печальному человеку с "преждевременной старостью души". Элегия превращается в мажорное лирическое стихотворение. Для того чтобы передать силу чувств своего героя, Пушкин строит вторую часть на развернутой метафоре - сопоставление жажды свободы и страстной любви.
Слайд 14 Автор вводит в свое стихотворение энергичные выражения "горит
желанье", "нетерпеливою душой». Пушкина смело вводит политическую лирику любовные образы:
"томленье", "любовник молодой", "минуты верного свиданья". В лексико-стилистическом обзоре стихотворения мы уже говорили о том, что фразеологизм "горит желанье" в пушкинскую эпоху обычно встречался в любовной лирике, обозначая страстное чувство. Сопоставление "горит желанье" и "свободою горим" придавало ему совершенно новое, необычное в то время значение. Одновременно политическая лирика становилась интимной по интонациям, избавлялась от декламационного холода торжественной поэзии.
Слайд 15Третья часть представляет собой обращение к Чаадаеву, прямой призыв к
борьбе. Пушкин призывает Чаадаева сохранить надежду на будущее освобождение России.
Стихотворение кончается верой в грядущую славу, завоеванную в бою ("На обломках самовластья напишут наши имена"). Таким образом, начало стихотворения отвергает любовь, надежду и тихую славу, а вторая и третья части восстанавливают в правах любовь, надежду и бурную славу.
Слайд 165.Определите ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:
- лексические (многозначные слова, синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика, архаичная
лексика, тропы и т.д.);
- фонетические (звукопись: аллитерация и ассонанс);
- словообразовательные (слова с суффиксами эмоциональной оценки, авторские неологизмы, приёмы семантизации морфем, морфемного повтора и т.д.
- морфологические (обилие глаголов придаёт тексту динамичность, обилие прилагательных – живописность; частиц, междометий – эмоциональность и т.д.);
- синтаксические (структура и размер предложений, стилистические фигуры и т.д.);
- особенности ритма, стихотворного размера, рифмы, способа рифмовки, строфики.
Слайд 17Перечтем первое четверостишие:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго тешил нас
обман… и т. д.
Как понять эти строчки? Очевидно, первая
строфа говорит о мирных наслаждениях жизни, о надеждах на счастье, о литературной славе, славе мирной, тихой. Именно в таком смысле следует понимать эпитет «тихая», который нередко кажется учащимся «неподходящим» к слову «слава». Но эти надежды на тихое, мирное счастье исчезли. «Дней александровых прекрасное начало» уже отошло в прошлое. Надежды на либеральные реформы не осуществились. В условиях прлитического гнета, бесправия и произвола мирное счастье, «тихая слава» невозможны. Отмечаем простое, но сильное сравнение: «Как сон, как утренний туман». Ни от сна, ни от утреннего тумана, действительно, ничего не остается. На смену устремлениям к мирному личному счастью приходят гражданские чувства, желанья, связанные с политической борьбой.
Читаем вторую строфу. Обращаем внимание на два образа, возникающие в ней: «власть роковая» и «отчизна». В сопоставлении этих двух образов возникает лаконично выраженная, глубоко трагическая тема тяжелого положения родины, народа под гнетом «роковой власти» всего четыре коротких стиха, но в них большой внутренний подтекст: у читателя возникает мысль и о крепостном рабстве, и о военных поселениях, и о жестоких расправах с поднимающимся народом. Отмечаем силу эпитета «роковая» власть. В данном контексте он значит: жестокая, бесчеловечная. Родина названа «отчизной», т. е. отобрано из ряда возможных синонимов то слово, в котором есть оттенок сердечности, интимности. В разобранной строфе поэт сказал:»Но в нас горит еще желанье». Он говорит не только о себе, но выражает чувства и мысли многих. О каком желании он говорит?
Перечитываем следующую строфу, из ее содержания это желание определяется: наступление «минуты вольности святой». О чем говорит слово «минута»? О быстром осуществлении «вольности», очевидно, о победе дела освобождения путем революционной борьбы. Что означает в данном контексте эпитет «святой»? Высокое понимание слова «вольность». Сравнение «как ждет любовник молодой минуты верного свиданья» подчеркивает и искренность и силу нетерпения, и уверенность в осуществлении затаенного желания(«верное» свиданье).
Слайд 18 Вообще, стихотворение включает целый ряд слов, характерных для политической
лексики эпохи: «отчизна», «власть», «самовластье», «честь», «свобода». Отметим еще, что
такие слова высокого литературного ряда, как «внемлем», «упованье», «вспрянет», вполне соответствует высокому пафосу, которым проникнуто все послание.
Отметим, что в дружеском послании поэт ставит большую патриотическую и революционную тему: любовь к родине и революционное служение ей воспринимается в единстве личных и общественных интересов. Образ поэта, отраженный в послании, прекрасен силой и непосредственностью патриотического чувства, поэтически выраженного.
Слайд 19Заключение
Должно содержать оценку поэтического текста. (Какое место занимает это стихотворение
в творчестве поэта, в русской поэзии? Каково общечеловеческое, философское звучание
стихотворения? Почему данное стихотворение по праву считается шедевром? Что дало вам знакомство с лирикой поэта и с данным стихотворением?)
Слайд 20 В конце стихотворения Пушкин открыто говорит о том, каким
ему видится будущее родины. Верить в светлое завтра, в
свободную страну он призывает и читателя, так как сам горячо верит, что «Россия вспрянет ото сна», а героями-освободителями станут его друзья:
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Слайд 21Задание:
В тетрадях для ТВОРЧЕСКИХ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (за
тетрадями обратиться к Кургановой Ю.И.) выполнить анализ стихотворения «Во глубине
сибирских руд…»
Оформление работы:
Контрольная работа.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд…»
Анализ должен представлять собой текст, созданный по данному плану, разбитый на абзацы в соответствии с пунктами плана, обязательно содержащий цитирование.
При анализе допускается использование учебной литературы и Интернет – ресурсов, но использование не означает списывания! Списанные работы и полностью совпадающие у кого-то из одноклассников к проверке допущены не будут.
Сроки сдачи: до 11 февраля включительно (каб. 38). Удачи!