Слайд 1ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
СТРУКТУРНО-ЖАНРОВЫЙ анализ направлен на:
Выявление внутренних формальных закономерностей построения
художественного произведения.
Тяготеет к герметизму, при котором текст исследуется как автономное,
сложно организованное структурное единство.
Превалирует ахронный (вневременной) подход, когда осмысляется, главным образом, структура произведения и ее функционирование.
Слайд 2ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Структура рассматривается как система, состоящая из отдельных формальных элементов
различных уровней;
но изучаются не элементы, а отношения между ними, функции
этих элементов, иерархия и взаимодействие формальных уровней (фонологических, ритмических, лексических и т. п.),
ибо структура - это и есть иерархическая система внутренних взаимозависимостей отдельных элементов и уровней в художественном произведении.
Слайд 3ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Анализ структуры требует:
описания функций всех внутренних зависимостей, как синтагматических,
так и парадигматических,
но на практике (как правило) ограничиваются функциональным
описанием доминантных отношений между элементами одной системы (семантической, фонологической, грамматической и т. д.) и между системами различных уровней (например, ритмической и композиционной).
Слайд 4ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Базируется на «аксиомах»:
структуры, организующие формальные элементы текста, бессознательны и
объективны;
они существуют независимо от реципиента;
их конституируют различия и оппозиции;
они универсальны
и их матрицы предполагают возможности
функционирования в качестве текстов любых образований сознания.
Слайд 5ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Важнейшая цель - выявить объективное значение функций отдельных элементов
и уровней текста в образовании значений, иерархическим единством которых обусловлено
«точное», понятийное знание о художественном произведении.
Слайд 6ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
произведения, чьи жанровые качества определяются не границами внутри литературного
рода, а обусловлены
сопредельностью
(например, эпоса и драмы). Такова драматическая
поэма, в самом названии жанра которой эта сопредельность
наступает со всей очевидностью.
Слайд 7ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Анализ сопредельных жанров
позволяет выявить «скрытые» особенности рассматриваемых жанровых форм
и меру взаимопроникновения одного литературного рода в другой.
Драма «Сервилия»
Л. Мея
и драматическая поэма «Два мира» А. Майкова.
Слайд 8ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Выбор произведений Л. Мея и Ап. Майкова для сравнительного
анализа жанровых структур продиктован:
сходной направленностью авторских дарований,
общностью разрабатываемых поэтами
тем,
относительно равным объемом произведений («Сервилия» - 2 310 строк, 49 персонажей; «Два мира» - 2 020 строк, 41 персонаж)
хронологией их создания: первое написано в 1854-1861 годах, а второе в 1872-1888 годах.
Слайд 9ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Отправной пункт анализа -
положение классической теории разделения литературы
на роды и виды.
«Действие определяет форму и содержание драматической
поэзии»
Гегель
Слайд 10ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Драматическое действие
как таковое не может быть о
п и с а н о, а только представлено в
поступках действующих лиц, в осуществлении их страстей и намерений;
«… ежеминутная борьба двух враждующих начал» (В. Гюго «Предисловие к «Кромвелю») организует действие и конфликт драмы.
Слайд 11ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Действие (по Гюго) - в «Сервилии» Мея, где автор
стремился изобразить:
«разлад философии стоиков с существующим порядком»,
борьбу между
приближенными Нерона и римскими
патрициями,
столкновение языческой и христианской идеологий.
Слайд 12ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Противоборство со всеми его перипетиями развертывается в «Сервилии» в
том пространственно-временном континууме, который можно охарактеризовать дейктическими (указательными) знаками
сейчас - здесь
и который обеспечивает наибольшую сопричастность зрителя к происходящему на сцене.
Слайд 13ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
«... Драматический поэт переносит зрителя на самое место действия,
делает его участником события»
А.Н. Островский
Слайд 14ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
В «Двух мирах» Майков далек от задач показать «ежеминутную
борьбу двух враждующих начал»
Он «хотел в pendant языческому обществу очеркнуть
общество христианское», а не суть христианства (Ф.Д. Батюшков), которая есть определенное отношение к ценностям жизни, а следовательно, если не прямой, то рефлексивный конфликт с языческим миром.
Автор акцентирует внимание на путях, приведших бывших язычников в религиозную общину
Слайд 15ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Эта история обращения героев в христианство выпадает из драматического
действия, ибо она предстает не в форме осуществления, а как
уже осуществленная в прошлом, т. е. в пространственно-временном континууме, обозначенном дейксисами
тогда – там
Эта история - не д е й с т в и е,
а событие, завершившееся за сценой.
Слайд 16ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Отличие драмы от сопредельного жанра просматривается в особенностях сюжета
и композиции.
Одна из категорий сюжетосложения - совстречаемость персонажей. Количественно
эта категория при однократном исчислении действующих лиц, вступающих в диалог, в «Сервилии» выражена числом 66;
в драматической поэме - числом 11.
Слайд 17ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
В статистических показателях видно жанровое качество драматического узла:
В драме
он завязывается при активном участии гораздо большего числа персонажей, что
способствуем единству и цельности действия, связанности текста и драматического произведения:
главные герои вступают в многосторонние отношения со своим окружением;
конфликт произведения втягивает в свой водоворот второстепенные персонажи, отчего значимость их в развитии фабулы несравненно выше, чем в пограничном жанре;
драматическое действие находит особую трансполяцию в сюжетосложении.
Слайд 18ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Характерные приметы диалога, имеющие значение для осмысления жанровых свойств
драматургического текста:
1) коллективность информации;
2) возможная разноплановость информации;
3)
различие в оценке информации;
4) активное участие в речи мимики, жестов, действий партнеров;
5) влияние предметного окружения собеседника.
Слайд 19ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Чем чаще совстречаемость персонажей, тем диалогичнее текст.
Внешнее проявление
этого факта предстает в количественном соотношении речевых актов при относительно
равном объеме произведений: в драме их 625, в драматической поэме - 370.
Слайд 20ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Еще важнее учесть качественная сторон диалога в разных жанрах.
Драматургическое напряжение диалога, а следовательно, и действия, выражается в ряде
грамматических категорий:
в драме значительно выше императивность речи, нежели в поэме - из 1 160 глаголов в «Сервилии» 235 (20 %) глаголы повелительного наклонения,
в «Двух мирах» таких глаголов лишь 8,5%, или 106 из 1 250.
Слайд 21ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Повелительное наклонение, выражая волю говорящего, побуждает собеседника стать производителем,
субъектом какого-нибудь действия и принадлежит к эмоционально-волевому языку, имеющему особые
возможности для выражения драматического сюжета.
Слайд 22ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Особый характер диалога отражается и в статистике верификационных предложений,
которые заключают актуальную информацию типа реакции на мнение или предложение
собеседника.
В «Сервилии» вопросно-ответных предложений почти в два раза больше, чем в поэме А. Майкова.
Слайд 23ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Количественный уровень монологической речи в драме гораздо ниже, чем
в драматической поэме:
монологическая ночь чаще всего имеет односторонний характер высказывания,
не рассчитанный на немедленную реакцию.
Монологи в драматическом произведении являются частным случаем диалогической речи, которая конституирует весь текст драматических произведений, но в поэме
монологи объемом более 15 строк занимают около 43 % текста,
а в драме лишь 19 %.
Средняя длина монолога у Майкова 28 строк, а у Мея - 22.
Слайд 24ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
В монологи в драме нередко включаются обращения или побудительные
предложения, чем подчеркивается коммуникативно-волевой или прагматический аспект акта.
Таких монологов
в «Сервилии» 60 % по отношению к их общему количеству (подсчитаны монологи объемом более 15 строк).
В «Двух мирах» - 40 %.
В поэме основная функция монолога номинативно-сигнификативная: субъект речи не столько побуждает собеседника к поступку, сколько информирует его.
Слайд 25ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Коммуникативные обобщения (слова, обозначающие коммуникатов речевого акта и реальную
связь между ними в момент речи) не только определяют направленность
монологов, но являются характеризующим признаком всего текста.
В драме их 135, или 5,84 %, по отношению к числу строк в произведении.
В драматической поэме - 71 (3,3 %).
При приближении действия к развязке увеличивается частота обращения, что сигнализирует об актуальности, активизации связи коммуникатов, об усилении связности текста.
Слайд 26ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Большая жесткость коммуникативных связей в драме, нежели в поэме,
обнаруживается при анализе слов личного дейксиса (личных местоимений первого, второго
и третьего лица).
Разность сумм всех личных местоимений, использованных в рассматриваемых произведениях, невелика:
в «Сервилии» 609 слов личного дейксиса,
в поэме Майкова - 675.
Слайд 27ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Дифференциатором жанра выступает категория лица. Распределение местоимений по жанрам
таково (в %):
Слайд 28ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Монологи:
в «Сервилии» -
Афера, Старика, Сервилии, Валерия, Силии,
Сорана, Эгнатия
поэме «Два мира» -
Иова(3), Гланка, Павзания, Фабия,
Камиллы, Деция.
Слайд 29ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Противопоставление Я - ТЫ (и противопоставление вариантов этих местоимений
во множественном числе и косвенных падежах), (говорящий - слушающий», образует
категорию «коммуникативного» лица.
Эта категория формирует основную ось координации участников единовременных речевых актов.
Ось эта почти на треть «длиннее» в драме Мея, нежели в майковской поэме:
35,7 % - 22,8 %.
Слайд 30ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Третье лицо никогда не стоит в отношении рефлексивности к
единовременному акту речи. Оно «не коммуникативно».
Вот почему в драме,
основой композиции которой является диалог, употребление местоимений третьего лица крайне ограниченно.
В поэме, где высок уровень монологической речи с номинативно-сигнификативной функцией, число местоимений третьего лица резко возрастает.
Слайд 31ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Важным признаком жанра выступают «ситуативные» сказуемые. Это не грамматическая,
а логическая категория.
«Ситуативные» сказуемые могут быть выражены различными частями
речи, главным образом глаголами. Эти глаголы, как и другие части речи в составе сказуемого, обозначают действия, состояния, процессы, происходящие одновременно с речевым актом или, иначе говоря, в пространственно-временном континууме сейчас - здесь.
Причем названные глаголы могут быть и настоящего, и будущего, и прошедшего времени.
Например:
Слайд 32ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Лезбия:
Недурны люди. Это - галл,
А это - свев. Держу
за галла,
А ты - за свева.
(следя за боем)
Ну,- пропал!
Глаголы «держу»
(наст, вр.), «пропал» (прош. вр.) в данном контексте указывают на действие, совпадающее но времени и месту с речевым актом.
Слайд 33ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
«Ситуативных» сказуемых
558 в «Сервилии»
и 278 в «Двух
мирах».
Их соотнесенность с определенным континуумом приводит к заключению, что
пространственно-временные координаты сейчас - здесь в значительно большей степени принадлежность драмы, чем драматической поэмы.
Слайд 34ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Гете и Шиллера об эпической и драматической поэзии: «Великое
же и существенное их различие заключается в том, что эпический
поэт излагает событие, перенося его в прошедшее, драматург же изображает его как свершающееся в настоящем».
Слайд 35ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Основная функция местоимений третьего лица не дейктическая, как у
местоимений «я», «ты», а скорее заместительная (т. е. местоимения третьего
лица обозначают преимущественно одушевленный объект, находящийся вне сферы носителя речи), то:
структуру речевого пространства в «Сервилии» можно ориентировочно изобразить, исходя из отношения дейксисов третьего лица и «ситуативных» глаголов сопредельных жанров, параметрами сейчас – ты - здесь;
в «Двух мирах»: тогда - он (она) - там,
что указывает на большую атрибутивность драматической поэмы эпосу, нежели драме как литературному роду.
Слайд 36ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный
Таким образом, анализ композиционных особенностей выявляет важные, хотя и
не абсолютные критерии для определения формальной драматургичности сопредельных жанров, обнаруживает
структурное отличие одного от другого.
Естественно, выводы, сделанные на основе сравнения только двух произведений разных жанров, ведут лишь к постановке вопроса, а не к окончательному его решению.