Разделы презентаций


Структурно-жанровый анализ

Содержание

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйСтруктура рассматривается как система, состоящая из отдельных формальных элементов различных уровней;но изучаются не элементы, а отношения между ними, функции этих элементов, иерархия и взаимодействие формальных уровней (фонологических, ритмических, лексических

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
СТРУКТУРНО-ЖАНРОВЫЙ анализ направлен на:
Выявление внутренних формальных закономерностей построения

художественного произведения.
Тяготеет к герметизму, при котором текст исследуется как автономное,

сложно организованное структурное единство.
Превалирует ахронный (вневременной) подход, когда осмысляется, главным образом, структура произведения и ее функционирование.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйСТРУКТУРНО-ЖАНРОВЫЙ анализ направлен на: Выявление внутренних формальных закономерностей построения художественного произведения.Тяготеет к герметизму, при котором

Слайд 2ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Структура рассматривается как система, состоящая из отдельных формальных элементов

различных уровней;
но изучаются не элементы, а отношения между ними, функции

этих элементов, иерархия и взаимодействие формальных уровней (фонологических, ритмических, лексических и т. п.),
ибо структура - это и есть иерархическая система внутренних взаимозависимостей отдельных элементов и уровней в художественном произведении.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйСтруктура рассматривается как система, состоящая из отдельных формальных элементов различных уровней;но изучаются не элементы, а

Слайд 3ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Анализ структуры требует:
описания функций всех внутренних зависимостей, как синтагматических,

так и парадигматических,
но на практике (как правило) ограничиваются функциональным

описанием доминантных отношений между элементами одной системы (семантической, фонологической, грамматической и т. д.) и между системами различных уровней (например, ритмической и композиционной).
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйАнализ структуры требует:описания функций всех внутренних зависимостей, как синтагматических, так и парадигматических, но на практике

Слайд 4ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Базируется на «аксиомах»:
структуры, организующие формальные элементы текста, бессознательны и

объективны;
они существуют независимо от реципиента;
их конституируют различия и оппозиции;
они универсальны

и их матрицы предполагают возможности функционирования в качестве текстов любых образований сознания.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйБазируется на «аксиомах»:структуры, организующие формальные элементы текста, бессознательны и объективны;они существуют независимо от реципиента;их конституируют

Слайд 5ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Важнейшая цель - выявить объективное значение функций отдельных элементов

и уровней текста в образовании значений, иерархическим единством которых обусловлено

«точное», понятийное знание о художественном произведении.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйВажнейшая цель - выявить объективное значение функций отдельных элементов и уровней текста в образовании значений,

Слайд 6ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
произведения, чьи жанровые качества определяются не границами внутри литературного

рода, а обусловлены
сопредельностью
(например, эпоса и драмы). Такова драматическая

поэма, в самом названии жанра которой эта сопредельность наступает со всей очевидностью.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйпроизведения, чьи жанровые качества определяются не границами внутри литературного рода, а обусловлены сопредельностью (например, эпоса

Слайд 7ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Анализ сопредельных жанров позволяет выявить «скрытые» особенности рассматриваемых жанровых форм

и меру взаимопроникновения одного литературного рода в другой.
Драма «Сервилия»

Л. Мея
и драматическая поэма «Два мира» А. Майкова.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйАнализ сопредельных жанров позволяет выявить «скрытые» особенности рассматриваемых жанровых форм и меру взаимопроникновения одного литературного

Слайд 8ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Выбор произведений Л. Мея и Ап. Майкова для сравнительного

анализа жанровых структур продиктован:
сходной направленностью авторских дарований,
общностью разрабатываемых поэтами

тем,
относительно равным объемом произведений («Сервилия» - 2 310 строк, 49 персонажей; «Два мира» - 2 020 строк, 41 персонаж)
хронологией их создания: первое написано в 1854-1861 годах, а второе в 1872-1888 годах.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйВыбор произведений Л. Мея и Ап. Майкова для сравнительного анализа жанровых структур продиктован:сходной направленностью авторских

Слайд 9ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Отправной пункт анализа -
положение классической теории разделения литературы

на роды и виды.

«Действие определяет форму и содержание драматической

поэзии»
Гегель
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйОтправной пункт анализа - положение классической теории разделения литературы на роды и виды. «Действие определяет

Слайд 10ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Драматическое действие
как таковое не может быть о

п и с а н о, а только представлено в

поступках действующих лиц, в осуществлении их страстей и намерений;
«… ежеминутная борьба двух враждующих начал» (В. Гюго «Предисловие к «Кромвелю») организует действие и конфликт драмы.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйДраматическое действие  как таковое не может быть о п и с а н о,

Слайд 11ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Действие (по Гюго) - в «Сервилии» Мея, где автор

стремился изобразить:
«разлад философии стоиков с существующим порядком»,
борьбу между

приближенными Нерона и римскими патрициями,
столкновение языческой и христианской идеологий.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйДействие (по Гюго) - в «Сервилии» Мея, где автор стремился изобразить: «разлад философии стоиков с

Слайд 12ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Противоборство со всеми его перипетиями развертывается в «Сервилии» в

том пространственно-временном континууме, который можно охарактеризовать дейктическими (указательными) знаками

сейчас - здесь
и который обеспечивает наибольшую сопричастность зрителя к происходящему на сцене.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйПротивоборство со всеми его перипетиями развертывается в «Сервилии» в том пространственно-временном континууме, который можно охарактеризовать

Слайд 13ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
«... Драматический поэт переносит зрителя на самое место действия,

делает его участником события»

А.Н. Островский
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный«... Драматический поэт переносит зрителя на самое место действия, делает его участником события»

Слайд 14ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
В «Двух мирах» Майков далек от задач показать «ежеминутную

борьбу двух враждующих начал»
Он «хотел в pendant языческому обществу очеркнуть

общество христианское», а не суть христианства (Ф.Д. Батюшков), которая есть определенное отношение к ценностям жизни, а следовательно, если не прямой, то рефлексивный конфликт с языческим миром.
Автор акцентирует внимание на путях, приведших бывших язычников в религиозную общину
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйВ «Двух мирах» Майков далек от задач показать «ежеминутную борьбу двух враждующих начал»Он «хотел в

Слайд 15ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Эта история обращения героев в христианство выпадает из драматического

действия, ибо она предстает не в форме осуществления, а как

уже осуществленная в прошлом, т. е. в пространственно-временном континууме, обозначенном дейксисами
тогда – там
Эта история - не д е й с т в и е,
а событие, завершившееся за сценой.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйЭта история обращения героев в христианство выпадает из драматического действия, ибо она предстает не в

Слайд 16ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Отличие драмы от сопредельного жанра просматривается в особенностях сюжета

и композиции.
Одна из категорий сюжетосложения - совстречаемость персонажей. Количественно

эта категория при однократном исчислении действующих лиц, вступающих в диалог, в «Сервилии» выражена числом 66;
в драматической поэме - числом 11.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйОтличие драмы от сопредельного жанра просматривается в особенностях сюжета и композиции. Одна из категорий сюжетосложения

Слайд 17ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
В статистических показателях видно жанровое качество драматического узла:
В драме

он завязывается при активном участии гораздо большего числа персонажей, что

способствуем единству и цельности действия, связанности текста и драматического произведения:
главные герои вступают в многосторонние отношения со своим окружением;
конфликт произведения втягивает в свой водоворот второстепенные персонажи, отчего значимость их в развитии фабулы несравненно выше, чем в пограничном жанре;
драматическое действие находит особую трансполяцию в сюжетосложении.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйВ статистических показателях видно жанровое качество драматического узла:В драме он завязывается при активном участии гораздо

Слайд 18ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Характерные приметы диалога, имеющие значение для осмысления жанровых свойств

драматургического текста:
1) коллективность информации;
2) возможная разноплановость информации;
3)

различие в оценке информации;
4) активное участие в речи мимики, жестов, действий партнеров;
5) влияние предметного окружения собеседника.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйХарактерные приметы диалога, имеющие значение для осмысления жанровых свойств драматургического текста: 1) коллективность информации; 2)

Слайд 19ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Чем чаще совстречаемость персонажей, тем диалогичнее текст.
Внешнее проявление

этого факта предстает в количественном соотношении речевых актов при относительно

равном объеме произведений: в драме их 625, в драматической поэме - 370.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйЧем чаще совстречаемость персонажей, тем диалогичнее текст. Внешнее проявление этого факта предстает в количественном соотношении

Слайд 20ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Еще важнее учесть качественная сторон диалога в разных жанрах.



Драматургическое напряжение диалога, а следовательно, и действия, выражается в ряде

грамматических категорий:
в драме значительно выше императивность речи, нежели в поэме - из 1 160 глаголов в «Сервилии» 235 (20 %) глаголы повелительного наклонения,
в «Двух мирах» таких глаголов лишь 8,5%, или 106 из 1 250.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйЕще важнее учесть качественная сторон диалога в разных жанрах. Драматургическое напряжение диалога, а следовательно, и

Слайд 21ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Повелительное наклонение, выражая волю говорящего, побуждает собеседника стать производителем,

субъектом какого-нибудь действия и принадлежит к эмоционально-волевому языку, имеющему особые

возможности для выражения драматического сюжета.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйПовелительное наклонение, выражая волю говорящего, побуждает собеседника стать производителем, субъектом какого-нибудь действия и принадлежит к

Слайд 22ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Особый характер диалога отражается и в статистике верификационных предложений,

которые заключают актуальную информацию типа реакции на мнение или предложение

собеседника.
В «Сервилии» вопросно-ответных предложений почти в два раза больше, чем в поэме А. Майкова.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйОсобый характер диалога отражается и в статистике верификационных предложений, которые заключают актуальную информацию типа реакции

Слайд 23ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Количественный уровень монологической речи в драме гораздо ниже, чем

в драматической поэме:
монологическая ночь чаще всего имеет односторонний характер высказывания,

не рассчитанный на немедленную реакцию.
Монологи в драматическом произведении являются частным случаем диалогической речи, которая конституирует весь текст драматических произведений, но в поэме
монологи объемом более 15 строк занимают около 43 % текста,
а в драме лишь 19 %.
Средняя длина монолога у Майкова 28 строк, а у Мея - 22.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйКоличественный уровень монологической речи в драме гораздо ниже, чем в драматической поэме:монологическая ночь чаще всего

Слайд 24ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
В монологи в драме нередко включаются обращения или побудительные

предложения, чем подчеркивается коммуникативно-волевой или прагматический аспект акта.
Таких монологов

в «Сервилии» 60 % по отношению к их общему количеству (подсчитаны монологи объемом более 15 строк).
В «Двух мирах» - 40 %.
В поэме основная функция монолога номинативно-сигнификативная: субъект речи не столько побуждает собеседника к поступку, сколько информирует его.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйВ монологи в драме нередко включаются обращения или побудительные предложения, чем подчеркивается коммуникативно-волевой или прагматический

Слайд 25ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Коммуникативные обобщения (слова, обозначающие коммуникатов речевого акта и реальную

связь между ними в момент речи) не только определяют направленность

монологов, но являются характеризующим признаком всего текста.
В драме их 135, или 5,84 %, по отношению к числу строк в произведении.
В драматической поэме - 71 (3,3 %).
При приближении действия к развязке увеличивается частота обращения, что сигнализирует об актуальности, активизации связи коммуникатов, об усилении связности текста.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйКоммуникативные обобщения (слова, обозначающие коммуникатов речевого акта и реальную связь между ними в момент речи)

Слайд 26ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Большая жесткость коммуникативных связей в драме, нежели в поэме,

обнаруживается при анализе слов личного дейксиса (личных местоимений первого, второго

и третьего лица).
Разность сумм всех личных местоимений, использованных в рассматриваемых произведениях, невелика:
в «Сервилии» 609 слов личного дейксиса,
в поэме Майкова - 675.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйБольшая жесткость коммуникативных связей в драме, нежели в поэме, обнаруживается при анализе слов личного дейксиса

Слайд 27ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Дифференциатором жанра выступает категория лица. Распределение местоимений по жанрам

таково (в %):

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйДифференциатором жанра выступает категория лица. Распределение местоимений по жанрам таково (в %):

Слайд 28ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Монологи:
в «Сервилии» -
Афера, Старика, Сервилии, Валерия, Силии,

Сорана, Эгнатия
поэме «Два мира» -
Иова(3), Гланка, Павзания, Фабия,

Камиллы, Деция.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйМонологи: в «Сервилии» - Афера, Старика, Сервилии, Валерия, Силии, Сорана, Эгнатия поэме «Два мира» -

Слайд 29ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Противопоставление Я - ТЫ (и противопоставление вариантов этих местоимений

во множественном числе и косвенных падежах), (говорящий - слушающий», образует

категорию «коммуникативного» лица.
Эта категория формирует основную ось координации участников единовременных речевых актов.
Ось эта почти на треть «длиннее» в драме Мея, нежели в майковской поэме:
35,7 % - 22,8 %.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйПротивопоставление Я - ТЫ (и противопоставление вариантов этих местоимений во множественном числе и косвенных падежах),

Слайд 30ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Третье лицо никогда не стоит в отношении рефлексивности к

единовременному акту речи. Оно «не коммуникативно».
Вот почему в драме,

основой композиции которой является диалог, употребление местоимений третьего лица крайне ограниченно.
В поэме, где высок уровень монологической речи с номинативно-сигнификативной функцией, число местоимений третьего лица резко возрастает.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйТретье лицо никогда не стоит в отношении рефлексивности к единовременному акту речи. Оно «не коммуникативно».

Слайд 31ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Важным признаком жанра выступают «ситуативные» сказуемые. Это не грамматическая,

а логическая категория.
«Ситуативные» сказуемые могут быть выражены различными частями

речи, главным образом глаголами. Эти глаголы, как и другие части речи в составе сказуемого, обозначают действия, состояния, процессы, происходящие одновремен­но с речевым актом или, иначе говоря, в пространственно-временном континууме сейчас - здесь.
Причем названные глаголы могут быть и настоящего, и будущего, и прошедшего времени.
Например:
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйВажным признаком жанра выступают «ситуативные» сказуемые. Это не грамматическая, а логическая категория. «Ситуативные» сказуемые могут

Слайд 32ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Лезбия:
Недурны люди. Это - галл,
А это - свев. Держу

за галла,
А ты - за свева.
(следя за боем)
Ну,- пропал!
Глаголы «держу»

(наст, вр.), «пропал» (прош. вр.) в данном контексте указывают на действие, совпадающее но времени и месту с речевым актом.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйЛезбия:Недурны люди. Это - галл,А это - свев. Держу за галла,А ты - за свева.(следя

Слайд 33ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
«Ситуативных» сказуемых
558 в «Сервилии»
и 278 в «Двух

мирах».
Их соотнесенность с определенным континуумом приводит к заключению, что

пространственно-временные координаты сейчас - здесь в значительно большей степени принадлежность драмы, чем драматической поэмы.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный«Ситуативных» сказуемых 558 в «Сервилии» и 278 в «Двух мирах». Их соотнесенность с определенным континуумом

Слайд 34ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Гете и Шиллера об эпической и драматической поэзии: «Великое

же и су­щественное их различие заключается в том, что эпический

поэт излагает событие, перенося его в прошедшее, драматург же изображает его как свершающееся в настоящем».
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйГете и Шиллера об эпической и драматической поэзии: «Великое же и су­щественное их различие заключается

Слайд 35ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Основная функция местоимений третьего лица не дейктическая, как у

местоимений «я», «ты», а скорее заместительная (т. е. местоимения третьего

лица обозначают преимущественно одушевленный объект, находящийся вне сферы носителя речи), то:
структуру речевого пространства в «Сервилии» можно ориентировочно изобразить, исходя из отношения дейксисов третьего лица и «ситуативных» глаголов сопредельных жанров, параметрами сейчас – ты - здесь;
в «Двух мирах»: тогда - он (она) - там,
что указывает на большую атрибутивность драматической поэмы эпосу, нежели драме как литературному роду.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйОсновная функция местоимений третьего лица не дейктическая, как у местоимений «я», «ты», а скорее заместительная

Слайд 36ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Таким образом, анализ композиционных особенностей выявляет важные, хотя и

не абсолютные критерии для определения формальной драматургичности сопредельных жанров, обнаруживает

структурное отличие одного от другого.
Естественно, выводы, сделанные на основе сравнения только двух произведений разных жанров, ведут лишь к постановке вопроса, а не к окончательному его решению.
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйТаким образом, анализ композиционных особенностей выявляет важные, хотя и не абсолютные критерии для определения формальной

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика