Слайд 1Судьба Мцыри как
отражение судьбы автора.
Я верю: под одной звездою
Мы
с вами были рождены;
Мы шли дорогою одною,
Нас обманули те же
сны.
М.Ю.Лермонтов
Слайд 2
В. Г. Белинский написал: «Что за огненная
душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у
этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью».
Слайд 3История создания "Мцыри"
На рукописи поэмы рукой Лермонтова
поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5».
Замысел поэмы в форме лирического монолога восходит к юношескому периоду творчества поэта. Так, ряд стихов целиком перенесены из юношеской поэмы «Исповедь» (1829–1830) в поэму «Боярин Орша» (1835–1836), а позже в поэму «Мцыри».
Слайд 4История создания "Мцыри"
Лермонтов был на Кавказ
сослан. Он служил, как и подобает русскому офицеру, с честью,
храбро. Но насильственность этой службы, острое ощущение несвободы томили поэта. Так появились первые строки поэмы, герой которой испытывает те же чувства. Это ещё не была в полном объеме известная нам поэма, это были подступы к ней.
Замысел поэмы о монахе, рвущемся на свободу, Лермонтов вынашивал десять лет. В поэму “Мцыри ” Лермонтов включил строки из своих ранних поэм.
Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье.
Слайд 5 Сосланный весной 1837 года на Кавказ, он проезжал
по Военно-Грузинской дороге. Близ станции Мцхеты, под Тифлисом, существовал некогда
монастырь. Здесь встретил поэт блудившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец. Старик рассказал Лермонтову, как ещё ребёнком был взят в плен русскими и отдан на воспитание в монастырь. Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свыкся со совей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую жизнь и стал монахом.
Рассказ старика, который в юности был в мцхетском монастыре послушником, или по-грузински “Мцыри”, отвечал собственными мыслями Лермонтова, которые он вынашивал много-много лет.
Слайд 6В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства и мысли. Как
и Мцыри, ссыльный поэт рвался домой, подобно ему мечтал о
свободе.
В свое время по дороге к ссылке Лермонтов сделал остановку в древней грузинской столице Мцхете. Монах показал ему могилы грузинских царей, в том числе и Георгия XII, при котором произошло присоединение Грузии к России. Это впечатление в поэме превратилось в старика сторожа, сметающего пыль с могильных плит:
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь в такой-то год
Вручал России свой народ.
Слайд 7В творческой тетради семнадцатилетнего поэта читаем: “Написать записки молодого монаха
17-ти лет. С детства он в монастыре, священных книг, ничего
не читал. Страстная дума таится – Идеалы.”
Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное заключалось в слове “идеалы”.
Прошло восемь лет, и Лермонтов, когда ему было 25 лет, воплотил свой старый замысел в поэме “Мцыри”. Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты.
Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе.
Слайд 8Свободный, обуреваемый жаждой жизни, сильный духом и готовый на борьбу
ради достижения свободы человек — об этом можно было только
мечтать. Так появляется лермонтовский Мцыри — романтический герой, в котором автор воплотил свои мечты о свободе, насыщенной деятельной жизни, борьбе за достижение своих идеалов.
Слайд 9В чем сжодство судеб автора
и его героя?
Слайд 10 Умирая, Мцыри боится не смерти: «Там, говорят, страданье спит
/ В холодной, вечной тишине», — ему жаль расстаться с
жизнью, ему хочется вдоволь насладиться молодостью, узнать «разгульной юности мечты».
Cвободы, настоящей человеческой жизни Мцыри хоть и немного, но все же отведал, и он несказанно счастлив от этого. А вот достигнуть родины ему не удалось. Почему так случилось? Ответ прост: той идеальной родины, того прекрасного края, который взлелеял в своих мечтах вольнолюбивый Мцыри, просто не существует.
Слайд 11Специфическая сторона судьбы Мцыри - сиротство, следствием которого становится ощущение
бесприютности, незащищенности, заброшенности, собственной неполноценности и даже обречённости. Мотив сиротства
- один из самых пронзительных мотивов творчества Лермонтова, обусловленный, как уже было сказано, объективными обстоятельствами его собственной жизни.
Слайд 12
Бабушка сама заразила внука любовью к Кавказу, куда возила
не один раз для лечебных целей, и Лермонтов особенно живо
откликался на все связанное с детскими воспоминаниями. Он знал, ему придется воевать в горах, а тут возможность быть написанным кистью настоящего горца! К тому же художник оказался удивительным рассказчиком. Его темперамент, внутренняя независимость, чувство собственного достоинства и впечатления претворились в образ Мцыри. Портрет оказался одинаково знаменательным для обоих.
История портрета
Слайд 13 Художника звали Петр Захарович Захаров. Он еще тоже очень
молод. В год написания лермонтовского портрета ему всего 20 лет.
Зато его имя овеяно легендой. Общаясь с автором портрета во время позирования, поэт узнал горькую историю художника, выросшего на чужбине и с детских лет тоскующего по родному Кавказу. Эта неординарная история вдохновила Лермонтова на создание бессмертной поэмы "Мцыри"
Слайд 14 "Мцыри" из Дади-Юрта
История художника: Алексей
Петрович Ермолов, построил превосходную крепость на берегах Сунжи, укрепил ее
шестью бастионами и, согласно требованиям военной науки, решил перенести на новое место раскинувшееся напротив крепости, за рекой, огромное, утонувшее в садах и огородах селение: крепость Грозная — аул Дады-Юрт.
Жители не разделили соображений генерала. 15 сентября 1819 года Дады-Юрт пал. Около убитой женщины едва копошился весь израненный трехлетний мальчик. Ни кричать, ни плакать у него не было сил. Ермолов распорядился немедленно заняться спасением ребенка. Эта обязанность выпала на долю находившегося при генеральском хозяйстве казака станицы Бороздиновской Захара Недоносова. Генерал не допускал обсуждения приказов: мальчик должен был выжить, а он, Ермолов, — стать его крестным отцом.
Слайд 15 Скольких усилий стоило Захару спасти малыша, скольких
бессонных ночей у его постельки! Мальчик получил фамилию и отчество
по своему спасителю и имя, данное им крестным отцом — А. П. Ермоловым. Так чеченец стал Петром Захаровичем Захаровым.
В одном из писем своей матери П. Н. Ермолов среди семейных новостей пишет: «Странный мальчик Петрушка! Я о моем чеченце. Кроме обучения грамоте, он рисует все, что попадается под руку. Видимо, будет художник, и неплохой...» Отставной генерал решает тряхнуть стариной, обратиться к былым знакомствам и попытаться устроить питомца на казенный счет в Академию художеств. Так Захаров стал художником.
Слайд 16Что узнал о себе Мцыри на воле?
Мцыри – это
могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное
стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
Слайд 18У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи
от имени церкви и Бога, церковное покаяние.
Откровенное признание в чем-нибудь,
рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.
(Толковый словарь русского языка
С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
Слайд 19
Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры
в XVIII—XX. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных
(зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Слайд 20"Мцыри" - романтическая поэма
1. Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности.
2. Герой
– человек, враждующий с обществом или непонятый им.
3. Лирическое преобладает
над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.
Почему Мцыри – романтический герой?
Слайд 21Мцыри – романтическая душа автора.