Слайд 1Свободолюбивая
лирика А. С. Пушкина
Слайд 2 Свобода для Пушкина — высшая жизненная ценность, без нее он
уже в юности не мог представить своего существования. Свобода —
основа дружбы. Свобода — условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась «святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.
Слайд 3Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный»
— ключевые слова пушкинского «словаря». Это слова-сигналы с широким кругом
значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это «знаки присутствия» самого поэта.
Слайд 41817-1819 гг.
Свобода для юного Пушкина не просто слово из
словаря вольнодумцев. Свобода — это его точка зрения на мир,
на людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.
Слайд 5Петербургский период творчества
Свобода открылась Пушкину прежде всего как абсолютная,
общечеловеческая ценность. Свобода — вне времени и пространства, это высшее
благо и спутница Вечности. В ней поэт нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.
Слайд 6Ода «Вольность» (1817).
В ней поэт смотрит на мир как
пристрастный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это
мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает «неправедная Власть». Весь мир, а не только Россия, лишен свободы, вольности, а следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Стихотворение, конечно, отражает не только личный взгляд Пушкина — это взгляд просвещенных дворян, думавших о будущем России.
Слайд 7— Как в этом стихотворении «работают» законы жанра?
— Какие оттенки
пушкинского представления о тиранах подчеркнуты в перифразах: «Рабства грозный Гений»,
«Славы роковая страсть», «самовластительный злодей», «увенчанный злодей»?
— Что, в отличие от произведений ХVIII века, становится предметом описания в оде Пушкина? О чем это говорит?
— Найдите строчки, отражающие идею стихотворения.
— Что является основой свободы по Пушкину?
— Каковы особенности лексики стихотворения? С чем это связано?
— Каково настроение, чувство лирического героя?
— Какую роль играют в «Вольности» два исторических микросюжета: казнь Людовика ХVI и убийство Павла I?
— Чем заканчивается ода?
Слайд 8«Деревня» (1819)
Представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идет
уже не о тирании во всемирном масштабе, как в оде
«Вольность», а о русском крепостничестве, не о свободе как абстрактной идее всеобщего блага, а о свободе русского крестьянства. Пушкинская деревня — это не какой-то исключительный «пустынный уголок» России.
Слайд 9«Барство дикое» и «Рабство тощее», увиденные в деревне, — явления,
типичные для России. Во второй части поэт расширяет «географические» границы
своих размышлений. Если сначала речь идет о конкретной деревне, где поэт обрел «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», то во второй части создается обобщенный образ русской деревни.
Слайд 10Аллегорические образы «Барства дикого» и «Рабства тощего» подчеркивают, что речь
идет не о «плохом» барине и его крепостных, а о
любом деревенском тиране и любом русском крестьянине-рабе. Поэт мечтает увидеть «народ неугнетенный», а торжество «Свободы просвещенной» связывает с волей царя.
Слайд 11— В чем отличие «Деревни» от «Вольности» в понимании свободы?
—
Почему автор предпочитает деревню городу?
— На какие три части делится
стихотворение?
— Как в первой части — идиллического изображения природы — проявляется традиция сентиментальной литературы?
Проанализируйте пейзаж в «Деревне», докажите, что он увиден глазами человека со «свободной душой».
— Почему вторая часть, о «барстве диком», имеет выраженное публицистическое звучание?
— Можно ли считать революционным вопрос — призыв, заключенный в последней части?
— Как в стихотворении «работает» прием контраста?
Слайд 12«К Чаадаеву»
Послание «К Чаадаеву» — яркий лирический «символ веры»
молодых «друзей вольности». Стихотворение носит личный характер. Это связано с
тем, что меняется адресат пушкинских слов о свободе. Если в «Вольности» и «Деревне» он взывает к необозримому миру, пораженному тиранией, и к России, к монарху, то теперь у его порыва к свободе «частный» адрес: Чаадаев, друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан и узами дружбы, и общей целью.
Слайд 13— Кого имеет в виду поэт в стихе «недолго нежил
нас обман»?
— Как бы вы определили пафос стихотворения? С чем
это связано?
— На какие три части, соответственно преобладающим в них формам глагольного времени, можно разделить стихотворение? О чем эти части?
— Как понимается свобода в этом стихотворении?
— В каких строчках содержится основная мысль этого стихотворения?
— Как изменяется тема сна и пробуждения от сна в начале и в конце стихотворения?
— Какие языковые средства помогают поэту выразить свой призыв к подвигу?
— Что возникает в финале стихотворения?
Слайд 14«Птичка», «Узник»
— Как в этих стихотворениях выражен мотив личной свободы?
—
Какую роль в этом играют образы-символы птиц?
Слайд 15«Анчар» (1828).
Стихотворение может быть прочитано и как философская притча,
отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и
человеке, и как политическая аллегория (сам Пушкин протестовал против аллегорического истолкования стихотворения). В контексте современных экологических проблем символика «Анчара» приобретает новый смысл: вмешательство человека в жизнь природы, познание им разрушительной силы «смертной смолы» ведут к обострению конфликтов между людьми, к гибели человечества.
Слайд 16— Рабство как противопоставление свободе личности. Как это стихотворение углубляет
размышления поэта о свободе?
— Каково отношение автора к героям стихотворения?
Чем оно определяется?
— Какое звучание придает стихотворению обращение к легенде и легендарному образу дерева?
Слайд 17Домашнее задание
1. Стихотворение наизусть.
2. Искать информацию по теме: адресаты лирики
Пушкина.
Слайд 18Основа презентации:
Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки
по литературе. 9 класс. 4-е изд., перераб. и доп. —
М.: ВАКО, 2007. — 416 с. — (В помощь школьному учителю).