Разделы презентаций


Таинственный мир хокку 7 класс

Содержание

История японской лирической поэзии очень древняя.Первая антология японской поэзии - «Манъёсю» -«Собрание мириад листьев».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Таинственный мир хокку
7 класс

Таинственный мир хокку  7 класс

Слайд 2 История японской лирической поэзии очень древняя.
Первая антология японской

поэзии - «Манъёсю» -
«Собрание мириад листьев».




История японской лирической поэзии очень древняя.Первая антология японской поэзии - «Манъёсю» -«Собрание мириад листьев».

Слайд 3Именно в этой антологии формируется, но еще не всегда
строго выдерживается

заданный на века размер стиха и
основные поэтические формы в

зависимости от количества
стихов:
нагаута «длинная песня» с неопределенным количеством пяти- и семисложных стихов,
сэдока «песни гребцов»-шестистишия, построенные по схеме 5.7.7.5.7.7. слогов,
танка - «короткая песня»-пятистишия, где чередуются стихи в 5.7.5.7.7. слогов.




Именно в этой антологии формируется, но еще не всегдастрого выдерживается  заданный на века размер стиха иосновные

Слайд 4
Танка - «короткая песня» - древнейший жанр японской поэзии (первые

записи - 8-й век) - нерифмованные пятистишия из 31 слога


(5+7+5+7+7).
Танка - «короткая песня» - древнейший жанр японской поэзии (первые записи - 8-й век) - нерифмованные пятистишия

Слайд 5Танка была не только высоким искусством, она была частью быта.


Японцы любили поэтические состязания - утаавасэ ( это

состязание поэтов).
С течением времени развился обычай складывать стихотворение вдвоём. Один поэт сочинял первые три строчки, а второй должен был сочинить две последующие. Так родилась рэнга.
Танка была не только высоким искусством, она была частью быта. Японцы любили поэтические состязания - утаавасэ

Слайд 6

В

глухих далеких горах
Фазан длиннохвостый дремлет -
Долог хвост у фазана.
Эту долгую-долгую ночь
Ужели мне спать одному?
Какиномото-но Хитомаро,
Кон. VII - нач. VIII в.



Танка

Один из величайших поэтов Японии.
Он — первый в списке тридцати шести
бессмертных поэтов средневековья.
Нет точных сведений о годах его жизни.


Слайд 7 С полей, которые возделывал ты сам, 
Куда ты воды

подводил 
С реки Сахо,
Колосьев первых рис, что ты сварил, 

Ты должен съесть весь, без остатка, сам.

Ренга

Рэнга - «нанизанные строфы», стихи-цепи, состоящие из чередующихся трёхстиший и двустиший .

С полей, которые возделывал ты сам,  Куда ты воды подводил  С реки Сахо, Колосьев первых рис,

Слайд 8Первое трехстишие называлось "начальной строфой",
по-японски "хокку"( это три строчки,

5+7+5=17 слогов). Она часто бывала самой сильной и самой лучшей

строфой в составе рэнги.

[

Хокку - нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Она часто бывала самой сильной и самой лучшей строфой в составе рэнги.

Первое трехстишие называлось

Слайд 9Поэты – основоположники хокку

Поэты – основоположники хокку

Слайд 10Мацуо Басё (1644-1694)





Высший расцвет поэзии хокку связан

с творчеством Мацуо Басе, который создал собственный стиль в поэзии.

Это был поэт и философ, влюбленный в природу родной страны. Именно Басе удалось возвести хокку в ранг высокого искусства, именно в его творчестве произошло превращение поэзии хокку из словесной игры в средство выражения мыслей и чувств поэта.
Мацуо Басё (1644-1694)   Высший расцвет поэзии хокку связан с творчеством Мацуо Басе, который создал собственный

Слайд 11Поэзия была для Басё не игрой, не забавой, не средством

пропитания, как для многих современных ему стихотворцев, а призванием всей

его жизни. Он говорил, что поэзия возвышает и облагораживает человека. Лирика Басё раскрывает перед нами мир его поэтической души, его чувства и переживания.



Поэзия была для Басё не игрой, не забавой, не средством пропитания, как для многих современных ему стихотворцев,

Слайд 12

"Осень уже пришла!"-
Шепнул мне на ухо ветер,
Подкравшись к подушке моей.

Едва-едва я добрел,
Измученный, до ночлега,
И вдруг - глициний цветы!

Ива склонилась и спит. И кажется мне, соловей на ветке... Это ее душа.

Слайд 13 Ёса Бусон (1719-1783)
В начале XVIII

века поэтический жанр хокку пришел в упадок. Новую жизнь в

него вдохнул Бусон, замечательный поэт и художник-пейзажист . Творчество Бусона показало, что поэзия хокку в качестве серьезного литературного жанра не утратила своей жизнеспособности, выявило ее скрытый потенциал.
Ёса Бусон (1719-1783) В начале XVIII века поэтический жанр хокку пришел в упадок.

Слайд 14Кобаяси Исса (Ятаро)(1763 - 1827)
Кобаяси Исса создавал свои стихи хокку

в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого веков, на заре нового

времени. Его обычно называют последним (после Басё и Бусона) классиком хокку. Он сделал предметом поэзии обыденную человеческую жизнь, и никто не смог с такой проницательной простотой запечатлеть в стихе мельчайшие подробности бытия.

Кобаяси Исса (Ятаро)(1763 - 1827)  Кобаяси Исса создавал свои стихи хокку в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого веков,

Слайд 15Масаока Сики  (1867 - 1902)
Масаока Сики – поэт,

прозаик, критик, литературовед, он создатель оригинальной теории жанра хайку, основатель

сильной литературной школы, крупнейший знаток традиционной поэзии, но и инициатор нового отношения к литературе, которое стало определяющим для всей поэзии хайку ХХ в. Оживление старинного жанра в конце XIX – начале XX вв., передача поэтического наследия осознавались им как долг.

Масаока Сики  (1867 - 1902)  Масаока Сики – поэт, прозаик, критик, литературовед, он создатель оригинальной теории

Слайд 16

Я поднялся на

холм, Полон грусти, - и что же: Там шиповник в цвету!
Бусон.


Убил паука,
И так одиноко стало В холоде ночи. Чужих меж нами нет! Сики Мы все друг другу братья . Под вишнями в цвету.
Исса.

Слайд 17 Структура и способы построения хокку

Структура и способы построения хокку

Слайд 18 Мастерством хокку считается в трех строках описать момент. Первая

строка отвечает на вопрос «Где?», вторая на вопрос «Что?», третья

на вопрос «Когда?». Но нередки хокку и без ответа на эти извечные вопросы, особенно когда они описывают чувства, состояния.

В основу созданной им поэтики Басё положил эстетические принципы:

Мастерством хокку считается в трех строках описать момент. Первая строка отвечает на вопрос «Где?», вторая на

Слайд 19Принципы жанра
саби («печаль одиночества»),
ваби («простота», «опрощение»),
каруми («легкость»),
ториавасэ («сочетаемость предмета»).

Принципы жанрасаби («печаль одиночества»),ваби («простота», «опрощение»),каруми («легкость»),ториавасэ («сочетаемость предмета»).

Слайд 20Структура хокку
Большинство хокку состоят из двух частей-предложений, 12+5 или 5+12
Хокку

обязательно должно передать состояние человека в соотнесении с природой. При

этом природа должна быть определена относительно времени года – для этого в качестве неотъемлемого элемента текста используется обязательно «сезонное слово».
Структура хоккуБольшинство хокку состоят из двух частей-предложений, 12+5 или 5+12Хокку обязательно должно передать состояние человека в соотнесении

Слайд 21
Каждое хокку - это чувство-ощущение, запечатленное

в небольшой словесной картинке - образе. Образы природы в поэзии

Басё очень часто имеют второй план, иносказательно говоря о человеке и его жизни.
Алый стручок перца, зеленая скорлупка каштана осенью, дерево сливы зимою — символы непобедимости человеческого духа. Часто поэт создает не зрительные, а звуковые образы.

Каждое хокку - это  чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке - образе. Образы природы

Слайд 22Образ
Жаворонок поет.
Звонким ударом в чаще
Вторит ему фазан.



ОбразЖаворонок поет.  Звонким ударом в чаще Вторит ему фазан.

Слайд 23Сезонное слово (киго)
Киго создает своего рода "природный фон", помогающий прочувствовать

хокку. Возможно как прямое указание ("зимний вечер", "конец лета"),

так и косвенное.

На голой ветке Ворон сидит одиноко. Осенний вечер.
Сезонное слово (киго)Киго создает своего рода

Слайд 24 «Эффект недостроенного моста»

Главное в хокку – творение

совместное - того, кто посылает зов, и того, кто на

него откликается.
Недосказанность создается осознанно. Смысл такого подхода в том, что автор приглашает читателя самостоятельно наполнить стихотворение содержанием, выступить соавтором произведения. Читатель наполняет стихотворение тем смыслом, который ему в тот момент наиболее эмоционально близок.
«Эффект недостроенного моста» Главное в хокку – творение совместное - того, кто посылает зов, и

Слайд 25«Эффект недостроенного моста»

Старый пруд.

Прыгнула в воду лягушка. Всплеск в тишине.

«Эффект недостроенного моста»        Старый пруд.  Прыгнула в воду лягушка.

Слайд 26 Помимо чистой поэзии, большое распространение получили в Японии "поэтические

дневники", в которых стихи перемежались с фрагментами прозы. Еще до

появления хокку существовали дневники в стиле "дзуйхицу" ("вслед за кистью") - бессюжетные заметки обо всем интересном - увиденном, услышанном или просто пришедшем в голову.




Басе был первым великим мастером этого стиля. Хайбун выглядит как небольшая зарисовка, нередко - с хокку в качестве замыкающей детали:

Помимо чистой поэзии, большое распространение получили в Японии

Слайд 27Хайбун – хокку в прозе.
 
Похвала

Унтику. 
Монах Унтику из столицы нарисовал какого-то почтенного
наставника, -

уж не себя ли? - сидящего к нам спиною, и сказал
мне: "Сделай надпись к этой картине." Было ему тогда за
шестьдесят, да и мне уже близилось к пятидесяти. Жизнь наша - сон, вот и себя он запечатлел спящим. Подстать и надпись – словно бессвязное ночное бормотание… 
Обернись же!
Ведь и моя унылая осень
Подходит к концу… 
Басё
Хайбун – хокку в прозе.      Похвала Унтику. Монах Унтику из столицы нарисовал  какого-то

Слайд 28Вывод:
Хокку – это лирическое стихотворение, которое изображает жизнь человека и

жизнь природы в их единстве на фоне круговорота времен года.

В этом – философия японской поэзии.
Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает поэзия хокку.
Краткость, своеобразная поэтика, непосредственность чувств, легкость запоминания – вот в чем тайна этого жанра!

Вывод:Хокку – это лирическое стихотворение, которое изображает жизнь человека и жизнь природы в их единстве на фоне

Слайд 29Библиография

1. Басё. Лирика / Перевод с японского Веры Марковой. –

М.: «Художественная литература», 1964г.
2. «Библиотека всемирной литературы» серия первая «Литература

Древнего Востока». – М.: «Художественная литература», 1977.
3. Барт Ролан. Империя знаков. Хокку.- М.,2004, с. 87-109.
4. Одинокий сверчок: Классические японские трёхстишия хайку / Вступл. и перевод с япон. Долина А.А.; Оформл. Ордынского Г.А.. – М.: Детская литература, 1987.
5. Японская поэзия Серебряного века. – М.: Изд – во Эксмо, 2005. – 352 с.
6. Японские трёхстишия хокку. – М.: «Художественная литература», 1973.
7. Использованные источники:
http://www.hоkku.ru Статья В.Н.Марковой « Десять уроков хокку».
http://www.hokku.netslova.ru
8. http://reikibybronwyn.files.wordpress.com/2011/01/mikao.jpg

Библиография1. Басё. Лирика / Перевод с японского Веры Марковой. – М.: «Художественная литература», 1964г.2. «Библиотека всемирной литературы»

Слайд 309. http://i030.radikal.ru/0906/ab/8c78c669ce52.jpg
10. http://mantra.co.uk/images/pic_2.jpg
11. http://www.citatepedia.ro/autori/foto/kobayashi_issa.jpg
12. http://www.studybook.com.ua/files/Image/September/siki.jpg
13. http://www.domikpro.ru/upload/iblock/497/cvety_shipovnika.jpg
14.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f1/Araneus_diadematus_%28aka%29.jpg
15. http://www.tantop.ru/uploads/images/2013/02/18/.tmb/thumb_allfons.ru-5153%5B1%5D_adaptiveResize_200_138.jpg
16. http://www.wall-zilla.com/cache/WZFA2067_4ab6e5371fc38772bacab192447c1aec_0.jpg

17. http://www2.vietbao.vn/images/vn2/van-hoa/20521207_images846540_4.jpg

9. http://i030.radikal.ru/0906/ab/8c78c669ce52.jpg10. http://mantra.co.uk/images/pic_2.jpg11. http://www.citatepedia.ro/autori/foto/kobayashi_issa.jpg12. http://www.studybook.com.ua/files/Image/September/siki.jpg13. http://www.domikpro.ru/upload/iblock/497/cvety_shipovnika.jpg14.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f1/Araneus_diadematus_%28aka%29.jpg15. http://www.tantop.ru/uploads/images/2013/02/18/.tmb/thumb_allfons.ru-5153%5B1%5D_adaptiveResize_200_138.jpg16. http://www.wall-zilla.com/cache/WZFA2067_4ab6e5371fc38772bacab192447c1aec_0.jpg 17. http://www2.vietbao.vn/images/vn2/van-hoa/20521207_images846540_4.jpg

Слайд 31 Таинственный мир хокку
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ Гимназии № 284


Матвеева Ирина Хабибулаевна


Таинственный мир хокку  Учитель русского языка и литературыГБОУ Гимназии № 284 Матвеева Ирина Хабибулаевна

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика