Слайд 1
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы 
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Если вы хотите, чтобы
ваши питомцы стремились
к добру, - воспитывайте 
чуткость
                                                            
                                    
юного сердца.
В.А. Сухомлинский
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 4
Общечеловеческие ценности
Любовь к матери
Патриотизм. Любовь к Родине 
Свобода воли
Добро и
                                                            
                                    
зло 
Самовоспитание 
Добродетель
Совесть
Надежда 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5
Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества,
                                                            
                                    
необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
                                    Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа; 
              2) церковный.
                  
                  Словарь С.И. Ожегова
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 7Христианская культура называет самыми главными ценностями жизни веру в Бога,
                                                            
                                    
любовь к ближним, любовь к Отечеству. Именно эти качества развивает
                                    в читателе русская литература, и задача учителя через произведения, изучаемые на уроках, воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8 Изучая «Слово о полку Игореве», обращаем внимание не только
                                                            
                                    
на идею государственного единства Русской земли, но и на характеры
                                    князей Игоря, Всеволода, Святослава: их любовь к Русской земле, братскую помощь друг другу, мужество и воинскую доблесть как качества, воплощающие добро в борьбе против зла, олицетворённого в «поганых полках половецких». Не забудем и Ярославну – первый в русской литературе идеал женщины, не только верной и любящей, но и горячей патриотки, проявляющей любовь и милосердие к ближнему – молящей силы природы о «воинах моего милого».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Духовно-нравственные идеалы Древней Руси постигаем, изучая «Повесть о Петре и
                                                            
                                    
Февронии Муромских» - первую историю любви в русской литературе. Делаем
                                    акцент на грехе неблагодарности, на супружеской любви и верности, стойкости и преданности друг другу любящих людей, на великой силе любви. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Уроки литературы ставят перед детьми сложные вопросы: почему Чацкие терпят
                                                            
                                    
«горе от ума», а «Молчалины блаженствуют на свете»? Почему для
                                    Онегина и Татьяны «счастье было так возможно, так близко», а оказалось недостижимым? Почему Онегин, «убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», полюбил Татьяну, именно ту, любовь которой отверг когда-то? Почему Лермонтов называет Печорина «Герой Нашего Времени» и все три слова пишет с заглавной буквы? Почему у Гоголя Русь – птица-тройка, а мчится на ней Чичиков.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Русская литература воспитывает в читателе важнейшее качество души – способность
                                                            
                                    
к сочувствию, сопереживанию, состраданию
Сколько историй любви проходит перед читателем! Сопереживая
                                    героям, читатель страдает, особенно юный читатель, который живёт в предчувствии любви. Уроки литературы – это и воспитание чувств. 
                                
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                             
                                                     
Говори красивые слова,
Чтобы губы стали еще слаще,
Чтоб от счастья кругом голова,
Чтоб хотелось видеть тебя чаще.
Хлебом ты с голодным поделись —
То души надежная подкова,
На людскую глупость ты не злись,
Ведь духовность — красоты основа.
Чтобы волос шелком отливал —
Прядями малыш пускай играет.
Боль других ты сердцем принимай —
Душу равнодушье обижает.
Человек нуждается в тепле —
Даже вещь оставленная плачет…
Души тонут лишь в холодном зле —
И судьбу оно переиначит.
Мы, старея, вдруг осознаем —
Две руки от Бога мы имеем:
Ближнему одной мы отдаем,
А другой — себя всю жизнь жалеем.
Красота в глазах отражена —
Значит, есть любовь в твоем сердечке,
Значит, эта дверь отворена,
И тепло струится, как из печки.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Русская литература ставит перед читателем проблему нравственного выбора. Задача учителя
                                                            
                                    
– формировать стремление к добру, способность противостоять злу. 
В программу
                                    литературы 9 класса вошли произведения, отражающие все стороны русского национального характера. Это произведения М.Горького, А. Твардовского, М. Шолохова и других писателей.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Возьмем произведение А. Солженицына  «Матренин двор».
В рассказе автор поднимает
                                                            
                                    
проблему народного характера, раскрытого через характер главной героини.
Ученикам дала задание
                                    – назвать черты характера и поступки Матрены Васильевны, на которые обратили внимание. Учащиеся отвечают, что важнейшей чертой этой крестьянки является трудолюбие, что труд ей не в тягость, а в радость. Ей свойственны отходчивость, незлобивость.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом
                                                            
                                    
воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд
                                    ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16
    Для того, чтобы хорошо прожить жизнь,
                                                            
                                    
надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни
                                    надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился.  
     Совесть - это закон добра в душе человека.
                                            Л.Н. Толстой
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 18Велик духовный потенциал русской литературы, и задача учителя – использовать
                                                            
                                    
его в полной мере для духовно-нравственного воспитания учеников.
В повести В.Кондратьева
                                    «Отпуск по ранению» есть замечательные слова: «Русская литература воспитала человека, которому трудно быть подлецом». К этому и стремимся!
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19    Пытаюсь зажечь в них хотя бы
                                                            
                                    
свечу –
      Не худшая все
                                    - таки участь.
      Мне кажется, я их чему-то учу,
      А , может, они меня учат.