Слайд 1
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
Слайд 2Если вы хотите, чтобы
ваши питомцы стремились
к добру, - воспитывайте
чуткость
юного сердца.
В.А. Сухомлинский
Слайд 4
Общечеловеческие ценности
Любовь к матери
Патриотизм. Любовь к Родине
Свобода воли
Добро и
зло
Самовоспитание
Добродетель
Совесть
Надежда
Слайд 5
Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества,
необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа;
2) церковный.
Словарь С.И. Ожегова
Слайд 7Христианская культура называет самыми главными ценностями жизни веру в Бога,
любовь к ближним, любовь к Отечеству. Именно эти качества развивает
в читателе русская литература, и задача учителя через произведения, изучаемые на уроках, воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности.
Слайд 8 Изучая «Слово о полку Игореве», обращаем внимание не только
на идею государственного единства Русской земли, но и на характеры
князей Игоря, Всеволода, Святослава: их любовь к Русской земле, братскую помощь друг другу, мужество и воинскую доблесть как качества, воплощающие добро в борьбе против зла, олицетворённого в «поганых полках половецких». Не забудем и Ярославну – первый в русской литературе идеал женщины, не только верной и любящей, но и горячей патриотки, проявляющей любовь и милосердие к ближнему – молящей силы природы о «воинах моего милого».
Слайд 9Духовно-нравственные идеалы Древней Руси постигаем, изучая «Повесть о Петре и
Февронии Муромских» - первую историю любви в русской литературе. Делаем
акцент на грехе неблагодарности, на супружеской любви и верности, стойкости и преданности друг другу любящих людей, на великой силе любви.
Слайд 10Уроки литературы ставят перед детьми сложные вопросы: почему Чацкие терпят
«горе от ума», а «Молчалины блаженствуют на свете»? Почему для
Онегина и Татьяны «счастье было так возможно, так близко», а оказалось недостижимым? Почему Онегин, «убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», полюбил Татьяну, именно ту, любовь которой отверг когда-то? Почему Лермонтов называет Печорина «Герой Нашего Времени» и все три слова пишет с заглавной буквы? Почему у Гоголя Русь – птица-тройка, а мчится на ней Чичиков.
Слайд 11Русская литература воспитывает в читателе важнейшее качество души – способность
к сочувствию, сопереживанию, состраданию
Сколько историй любви проходит перед читателем! Сопереживая
героям, читатель страдает, особенно юный читатель, который живёт в предчувствии любви. Уроки литературы – это и воспитание чувств.
Говори красивые слова,
Чтобы губы стали еще слаще,
Чтоб от счастья кругом голова,
Чтоб хотелось видеть тебя чаще.
Хлебом ты с голодным поделись —
То души надежная подкова,
На людскую глупость ты не злись,
Ведь духовность — красоты основа.
Чтобы волос шелком отливал —
Прядями малыш пускай играет.
Боль других ты сердцем принимай —
Душу равнодушье обижает.
Человек нуждается в тепле —
Даже вещь оставленная плачет…
Души тонут лишь в холодном зле —
И судьбу оно переиначит.
Мы, старея, вдруг осознаем —
Две руки от Бога мы имеем:
Ближнему одной мы отдаем,
А другой — себя всю жизнь жалеем.
Красота в глазах отражена —
Значит, есть любовь в твоем сердечке,
Значит, эта дверь отворена,
И тепло струится, как из печки.
Слайд 13Русская литература ставит перед читателем проблему нравственного выбора. Задача учителя
– формировать стремление к добру, способность противостоять злу.
В программу
литературы 9 класса вошли произведения, отражающие все стороны русского национального характера. Это произведения М.Горького, А. Твардовского, М. Шолохова и других писателей.
Слайд 14Возьмем произведение А. Солженицына «Матренин двор».
В рассказе автор поднимает
проблему народного характера, раскрытого через характер главной героини.
Ученикам дала задание
– назвать черты характера и поступки Матрены Васильевны, на которые обратили внимание. Учащиеся отвечают, что важнейшей чертой этой крестьянки является трудолюбие, что труд ей не в тягость, а в радость. Ей свойственны отходчивость, незлобивость.
Слайд 15Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом
воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд
ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне.
Слайд 16
Для того, чтобы хорошо прожить жизнь,
надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни
надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился.
Совесть - это закон добра в душе человека.
Л.Н. Толстой
Слайд 18Велик духовный потенциал русской литературы, и задача учителя – использовать
его в полной мере для духовно-нравственного воспитания учеников.
В повести В.Кондратьева
«Отпуск по ранению» есть замечательные слова: «Русская литература воспитала человека, которому трудно быть подлецом». К этому и стремимся!
Слайд 19 Пытаюсь зажечь в них хотя бы
свечу –
Не худшая все
- таки участь.
Мне кажется, я их чему-то учу,
А , может, они меня учат.