Слайд 1
Михаил Юрьевич
Лермонтов
1814-1841
Подготовка к сочинению по поэме "Мцыри".
"Трагическая
судьба Мцыри".
Тема сочинения:
Слайд 21. Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника;
2. Что
увидел и узнал Мцыри во время скитаний.
3. Черты личности Мцыри,
раскрывшиеся за три блаженных дня.
4. Почему Мцыри не достиг Родины?
5. Как вы думаете, что личного внес М.Ю. Лермонтов в свою поэму?
План:
Слайд 3Что говорит Мцыри о месте, где он вырос?
(цитаты из текста)
«Я
вырос в сумрачных стенах»;
«На мне печать свою тюрьма оставила…»;
Мцыри бежит
из «земли чужой», «от келий душных».
К чему стремиться Мцыри?
(цитаты из текста)
«Я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе»;
Мцыри бежит «в тот чудный мир тревог и битв, где люди вольны, как орлы».
Слайд 4Бескрайняя любовь к ,
стремление к и героический протест против .
Слайд 5Жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, так как она враждебна
его мечтам и желаниям. Требование свободы, стремление к ней присуще
Мцыри, однако герой обречен на одиночество среди “чужих” – в этом и заключается трагичность судьбы Мцыри.
Слайд 61. Вступление (1 глава).
2. Жизнь Мцыри (2 глава).
3. Исповедь Мцыри
(с 3 по 26 главы):
жизнь Мцыри в монастыре;
рассказ о трех
днях свободы;
смерть Мцыри, его завещание.
Композиция – построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.
Слайд 71. Вступление.
«Мцыри» - романтическая поэма.
2. Основная часть.
Мцыри живет в «земле
чужой» и рвется на родину;
герой чувствует себя запертым в тюрьме,
а мечтает о воле;
он одинок, а стремится к людям, вместе с которыми хотел бы преодолеть опасности.
3. Заключение.
Мцыри обречён на одиночество среди “чужих”.
Судьба героя трагична. Мцыри объясняет трагичность своего пути бессмысленностью спора с судьбой (“Но тщетно спорил я с судьбой, Она смеялась надо мной”), и тем, что, воспитываясь в монастыре, он стал чужим своему — прекрасному, родному — миру (“На мне печать свою тюрьма оставила…”)
План сочинения:
Слайд 8
Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры
в XVIII—XX. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных
(зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Слайд 10Эпитеты
пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь, в холодной
вечной тишине, бурное сердце, могучий дух, страшно бледен, дружбы живой
меж бурным сердцем и грозой, грозящей бездны, сердитый вал, отчаянной рукой, бешеный скачок, страшной смертью, смертельный бой, и я был страшен, ужасный крик, страшный сон, волю дикую, жар бессильный и пустой, безжалостного дня”, лёгкий шум шагов; голос, сладко вольный; сладкою тоской, в тюрьме воспитанный цветок - передают душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв
Слайд 11
снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул, сонные цветы,
волшебным, странным голосам; две сакли дружною четой, «объятья жадные» тучки,
мир молчаливый; лёгких, бешеных коней; битвы чудные, лучей живительных, свежих островов, шепчущих кустов, взор рыбки «грустно нежен и глубок», её сребристый голосок, чудных снов, вольную струю, воздух так душист, играющий на солнце лист – передают поэтическое восприятие мира героем.
Слайд 12Метафоры
«Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь её, и
зной дышал от уст её и щёк. И мрак очей
был так глубок...»
«Казалось, приросли к скале две сакли дружною четой».
«И двух огней промчались искры...То был пустыни вечный гость..», «Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови...да, рука судьбы вела меня иным путём...»
«Бой закипел».
«Но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит». «Судьба... смеялась надо мной!»
«Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах. Туманный лес заговорил».
Слайд 13
«Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах.
Туманный лес заговорил».
«Смутный гул в долине с ветром пробежал....», «Я
тайный замысел ласкал...». «...унесть в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор...». «Казалось, звон тот выходил из сердца».
«...палил меня огонь безжалостного дня», «иссохший лист её венцом терновым над моим челом свивался, и в лицо огнём сама земля дышала мне. Сверкая быстро в вышине, кружились искры... Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном».
«...моя в огне...(рука)
Знай, этот пламень с юных дней
Таяся жил в груди моей;
Но ныне пищи нет ему,
И он прожёг свою тюрьму…»
Слайд 14Олицетворения
«Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы
и Куры».
«Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой
сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине...».
«Растений радужный наряд хранил следы небесных слёз, и кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов; и грозды полные на них, серёг подобье дорогих, висели пышно...И снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли; и все природы голоса сливались тут...»
Слайд 15«Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за
ней, как за добычею своей, объятья жадные раскрыв».
«И миллионом чёрных
глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста».
С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу.
Слайд 16Сравнения
«Как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок,
как тростник», «он страшно бледен был и худ и слаб,
как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал».
«Я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув тайный свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван залётных птиц из дальних стран!», «в снегах, горящих, как алмаз», «как узор, на ней зубцы далёких гор».
«дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой» «вой протяжный, жалобный, как стон», «он застонал, как человек».
Слайд 17«Сплетясь, как пара змей»
«Я сам, как зверь, был чужд
людей и полз прятался, как змей», «я был чужой для
них навек, как зверь степной» – шакал «кричал и плакал, как дитя», «он застонал, как человек».
«Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он,
Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков...»
«В груди моей родился тот
ужасный крик,
Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык!»
«Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!»
Слайд 18В этих сравнениях выражается сила страсти,
энергия, могучий дух Мцыри. Схватка
с барсом
Оборачивается сознанием высокой ценности
борьбы, мужества. С помощью сравнений она
показана
как схватка диких природных сил. А в
природе естественно устанавливаются
справедливые законы.
Слайд 19
Почему автор для выражения мыслей героя избрал форму исповеди?
Слайд 20У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи
от имени церкви и Бога, церковное покаяние.
Откровенное признание в чем-нибудь,
рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.
(Толковый словарь русского языка
С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
Исповедь:
Слайд 21Темы сочинений:
Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова.
Какую роль играют картины
природы в раскрытии идеи произведения?
Почему Мцыри не нашел пути на
Родину?