Слайд 1"Тринитаризм в русских
волшебных сказках"
ТЕМА:
Слайд 2ЦЕЛЬ РАБОТЫ: доказать, что основным мотивом русских народных волшебных и
авторских сказок является мотив ТРЁХ
Слайд 3изучить происхождение русских народных волшебных сказок;
исследовать тексты русских народных волшебных
сказок и авторских сказок с точки зрения использования числа ТРИ;
обобщить наблюдения по использованию числа ТРИ и сделать вывод о путях познания мира, известных с древних времён.
Задачи:
Слайд 4Методы исследования:
Теоретический метод: анализ специальной литературы по проблеме исследования
Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение
Слайд 5Объекты для изучения:
Русские народные волшебные сказки:
« Марья Моревна»
«Сивка – Бурка»
«Иван – крестьянский сын и Чудо –Юдо»
«Окаменелое царство»
«Царевна
– Лягушка»
Сказка А.С.Пушкина:
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Слайд 6
Была дорога доброй сказки длинной,
Сквозь расстояния
и времена.
И все народы радостью единой
Навек
умела связывать она.
Слайд 7Введение
Тринитаризм - это Учение о Троичности Целого, названное по латинскому
ему оригиналу TRINITAS, что означает Троица, Троичный.
Тринитаризм можно назвать
Системой Знаний о Троице, о Триединстве. Это учение о Животворении, о Целостном и Динамичном Основании Жизни. Троичность связана с появлением христианства как религии. Здесь отразилось триединство Бога - отца, Бога- сына и Святого духа.
Слайд 8Символ ТРЁХ - нумерологический лейтмотив русской волшебной сказки
Слово «волшебный» происходит
от слова «волхв».
Волхв – русский языческий жрец в Древней Руси.
Свои
знания волхвы передавали
в форме сказаний – сказок.
Волшебные сказки стали воплощением народной нравственности и мудрости:
«Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок»
Слайд 9Структурные элементы в русских волшебных сказках с использованием числа ТРИ
:
1. Три Героя.
2. Три возможности действия.
3. Три дороги — три
пути, по которым герои расходятся или по которым можно пойти Главному Герою.
4. Три дня — срок пути.
5. Три помощника или перевоплощения.
6. Три боя, три препятствия (в том числе три головы у Змея Горыныча, которые всегда в бою увеличиваются на три или в три раза).
7. Три однородные операции (посвист, окрик и т. п.) разных лиц.
8. Результат на третий раз.
Слайд 10Сказка «Марья Моревна»
1. В три года Иван Царевич переженил трёх
своих сестёр.
2. Три ведра воды, поданные Иваном, выпил Кощей и
скинул цепи.
3. Иван в поисках Марьи Моревны идёт три дня.
4. Кощей обещает простить Ивана-похитителя Марьи Моревны два раза, а на третий раз — изрубить на куски.
5. Из речи Кощея: «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет баба-яга... Я у неё три дня пастухом был... А у меня есть такой платок — как махну в правую сторону три раза...»
6. В поисках быстроногого коня Иван щадит трижды: птицу с птенцами, пчёл, львицу со львёнком, которые потом помогают ему освободить Марью Моревну.
Слайд 11Сказка «Сивка – Бурка»
1. «Жил-был старик, и было у него
три сына. Младшего все Иванушкой -дурачком звали»....
2. Каждый сын по
очереди в ночь выходил стеречь пшеницу. На третью ночь Иванушка поймал Сивку-бурку.
3. Сивка-бурка: «...свистни три раза молодецким посвистом... я тут и буду».
4. С третьей попытки Иванушка на Сивке-бурке снял перстень с руки Елены Прекрасной, сидящей в тереме.
5. «Через три дня царь клич кликнул»: чтобы весь народ в царстве явился к нему на пир.
Слайд 12Сказка «Иван – крестьянский сын
и чудо – Юдо»
1. «В
некотором царстве... жили-были старик и старуха, и было у них
три сына. Младший -Иванушка».
2. Три ночи подкарауливал и сражался Иван с чудо - юдом и на третью ночь победил его.
3. Вбитый в землю чудищем Иван три раза будил спавших в избушке братьев.
4. Трижды спасает Иван братьев от козней жен убитых чудищ.
5. Спасаясь от погони старой змеихи, обратившейся в свинью, братья скачут в три разные стороны: направо, налево, Иван — вперёд.
Слайд 13 Сказка «Окаменелое царство»
1. Солдат охраняет сад короля три года,
на третий год половина деревьев в саду оказывается поломанной.
2. Солдат
ранил в крыло птицу, губившую деревья, и из её крыла выпали три пера.
3. Царевна приказала солдату читать книгу три ночи и обещала выйти за него замуж.
4. Солдат выдержал все три ночи и женился на царевне.
Слайд 14Сказка «Царевна – Лягушка»
1. «В некотором царстве... жил-был царь, и
было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич».
2. Иван ищет
свою стрелу три дня.
3. Трижды царь-отец даёт задание своим невесткам: испечь каравай, соткать ковёр, явиться на пир.
4.Василиса Премудрая: «Ах, Иван-царевич... Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызёшь — только тогда и разыщешь меня...»
Слайд 15Я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски,
но нет ничего интереснее, чем наши волшебные
сказки.
Слайд 16А.С.Пушкин
«Сказка о царе Салтане»
1. «Три девицы - под окном...»
2.
Три провокации трёх испытательниц - «ткачихи с поварихой с сватьей
бабой Бабарихой».
3. Три чуда: белка с золотыми орешками, тридцать три (одиннадцать по три!) богатыря, Царевна-лебедь.
4. Только третье чудо становится завершающим, венчающим, ключевым, открывающим перспективу, поскольку именно оно привело Салтана на остров Гвидона, что затем дало целое - все оказались со всеми, то есть добились Целого.
Слайд 17 Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных чисел, мы
можем смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен.
В основе пушкинских сказок лежат элементы народного творчества, где используются числительные - символы. Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является также число 3. Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Всё «тройственное совершенно», всё «подлинное триедино».
Вывод:
Слайд 18Заключение
Эти и другие примеры показывают нам, что при
всем многообразии
волшебных сказок лейтмотив Трёх является связующим. Разумеется, в
древнейших произведениях
это случайным быть не может.
В сказочных символах волхвы объясняли тройственность всех явлений в
мире: тройственность стихий, измерений, пространств.
Но что более существенно, закладывался тринитарный алгоритм
действий - не пройдя двух, не возьмешь третье - результат. То есть
ничего создать без соединения трех - стихий, измерений, попыток,
составляющих невозможно. Поэтому и нужно пройти все препятствия,
не остановившись и не задержавшись на промежуточном результате.
Причем эти препятствия не произвол частного лица, а условия
внешнего мира, который всегда предстает в виде опасных и хитрых
врагов, которых Герой призван победить, преодолеть.
В конечном итоге сказка отвечала на вопрос - сколько возможно
путей познания? – ТРИ.
Именно поэтому можно утверждать, что на Руси существовало
древнее тринитарное Учение, которое дошло до нас в сказках.
Слайд 19 Работу выполнила: Геложина Анастасия,
ученица
5 - б
класса
Научный руководитель:
Полтавченко Лариса
Игоревна