Слайд 1Творчество
Александра Николаевича Островского
(1823-1886)
Слайд 3Замоскворечье и его обитатели.
Островский родился в старинном купеческом и чиновничьем
районе –Замоскворечье. Смолоду он мог наблюдать исконные, ещё мало затронутые
современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы, слышать коренную русскую речь.
Слайд 4В Русской земле словно существовало два разных, мало связанных, мало
понятных друг для друга мира (крестьяне, купцы и «образованные»). Но
к середине XIXв. Границы этих миров начали постепенно разрушаться.
Слайд 5Простым, верным старинному укладу людям был непонятен бюрократический мир, где
пытались их запугать и запутать. Самые сметливые стали учить своих
детей, начали приспосабливаться к «европеизированной» жизни.
Слайд 6Сцена из пьесы А.Н. Островского «Бедность не порок».
На первых порах
часто принимали за образованность лишь различные внешние стороны быта высших
сословий. «Образование! Знаешь ли ты что такое образование!.. Ты бы сюртучишко новенький сшил!» - поучает своего молодого приказчика купец – самодур Гордей Торцов («Бедность не порок»).
Богатые, но ещё вчера жившие по старинке люди и новые требования, которые властно предъявляет им современная жизнь, - вот основа комедийных конфликтов молодого Островского.
Слайд 7«Свои люди – сочтёмся!»
Всероссийская известность Островского началась со второй комедии
– «Свои люди – сочтёмся!» (или «Банкрот», 1849г.). Действие в
ней происходит в доме богатого купца Большова, где кроме хозяев живут и молодые несемейные служащие. Большову показалось мало своих денег, и он решается на жульничество – объявляет себя банкротом, предварительно переписав имущество на приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина. Того он для верности женит на своей дочери Липочке. Купца временно отпускают из долговой тюрьмы, чтобы достать денег. Но дочь и зять, которым принадлежит его состояние отказываются помочь. Старику приходится возвращаться в «яму» под причитания старухи-жены.
Слайд 8«Свои люди – сочтёмся!».
Сцена из спектакля.
Такой финал выглядел совершенно необычным,
вызывал сложные чувства и «целую вереницу мыслей». Пословица в названии
здесь звучала не нравоучительным выводом, а едкой иронией.
Пьеса имела огромный успех у читателей после публикаций в журнале «Москвитянин». Однако постановка её была запрещена по указанию Николая I. Цензурный запрет продержался одиннадцать лет.
Слайд 9Основные черты драматургии Островского.
Основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой
конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие узнаваемые характеры не
только главных, но и второстепенных персонажей.
Слайд 10«Соединяя высокое с комическим»
Но Островский опасался поселить в своих зрителях
чувство безнадёжности. «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на
сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», - писал драматург М.П. Погодину.
Слайд 11П.А. Стрепетова в роли Катерины. «Гроза». Пушкинский театр.1880
Но поэтический мир
народной культуры, воссозданный Островским, хрупок и беззащитен перед натиском современности.
Он уже уходит в историю. Скоро Островский поймёт, как трагически происходит разрыв с идеалами прошлого. О чём и напишет одну из самых знаменитых своих пьес – «Грозу» (1859г.), которая стала не только литературным, но и общественным событием.
Слайд 12Гроза над Калиновом.
В 1856г. Островский совершил путешествие. Полученные впечатления многие
годы питали его творчество. Отразились они и в «Грозе».
Главное в
пьесе – внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, ещё не ясного ей самой. Катерина – исподволь – начинает ощущать себя личностью. Это чувство принимает форму «незаконной» любви.
Слайд 13Катерина не может примирить любовь и совесть, она воспринимает мир
с позиции нравственных идеалов, которые уходят в прошлое эпохи.
Судьба Катерины
обретает в пьесе символический смысл. Гибнет не только героиня пьесы – гибнет и уходит в прошлое патриархальная Россия. Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на пороге новой исторической эпохи.
Слайд 14Островский сумел изобразить простых людей и показать их жизнь, их
стремление к обычному человеческому счастью как значительную и важную область
национального бытия.
Слайд 15Мудрецы и простаки.
«На всякого мудреца довольно простоты».
В 60-х гг. в
творчестве Островского появляется и герой-дворянин. Но такой, который занят успешной
карьерой. Например, в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» - целая галерея дворянских типов, по-разному переживающих отмену крепостного права.
Слайд 16«Бесприданница».
В последних произведениях Островского в центре событий всё чаще оказывается
женщина.
Женщина в эпоху Островского гораздо более мужчины замкнута в домашнем
кругу. Замужество – единственный способ обеспечить своё будущее и занять прочное положение в жизни. «Невеста» - это почти профессия, жизненная обязанность девушки.
Сцена из спектакля по пьесе «Бесприданница».
Слайд 17Сцена из спектакля по пьесе «Бесприданница».
Самая прославленная пьеса Островского о
судьбе, как тогда выражались, «девушки на выданье» - «Бесприданница» (1878г.).
Пьеса
поражает своей трагической развязкой. Чем больше мягкости и всепрощения в словах умирающей героини, тем больше зрители и читатели осуждают тех, кто довёл её до гибели.
Панорама города – прототип города, где происходит действие «Бесприданницы».
Слайд 18Тест по творчеству Островского «Гроза»
1) Годы жизни А. Островского:
а) 1823
- 1886
б) 1809 - 1852
в) 1812 - 1891
г) 1799 -
1837
2) Драма «Гроза» была впервые напечатана в
а) 1852
б) 1859
в) 1860
г) 1861
3) Какое произведение не принадлежит Островскому:
а) «Снегурочка»
б) «Бедность не порок»
в) «Обломов»
г) «Свои люди – сочтемся»
4) Произведение «Гроза»
а) комедия
б) трагедия
в) драма
г) повесть
5) К какому сословию принадлежала Кабаниха?
а) купцы
б) мещане
в) дворяне
г) разночинцы
6) Кто устроил встречи Катерины и Бориса, украв у Кабанихи ключ?
а) Кудряш
б) Кулигин
в) Варвара
г) Глаша
Слайд 197) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»
а)
реализм
б) сентиментализм
в) классицизм
г) романтизм
8) В каком городе происходит действие
пьесы?
а) в Нижнем Новгороде
б) в Торжке
в) в Москве
г) в Калинове
9) Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?
а) Кудряшу
б) Катерине
в) Варваре
г) Кабанихе
10) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе
а) сноска
б) ремарка
в) пояснение
г) сопровождение
11) Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?
а) Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы...
б) Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией,
который милосерднее вас!
в) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!
г) Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!
– а 4 – в
7 – а 10 – б
2 – б 5 – а 8 – г 11 – г
3 – в 6 – в 9 – в
Слайд 21Театр Островского.
В последние десятилетия жизни Островский создаёт своего рода художественный
памятник отечественному театру. В 1872г. Он написал стихотворную комедию «Комик
XVII столетия» о рождении первого русского театра. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре – «Таланты и поклонники» (1881г.) и «Без вина виноватые» (1883г.). Здесь он показал, как заманчива и трудна жизнь актрисы.
Слайд 22Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал
целый репертуар – около пятидесяти пьес. Произведения Островского и сейчас
остаются на сцене. Его драмы часто звучат столь современно, что заставляют гневаться тех, кто видит на сцене себя. И через полтораста лет нетрудно увидеть рядом героев его пьес.