Слайд 1
Социализация личности учащихся на основе изучения современной «взрослой» и детско-подростковой
литературы.
Слайд 2
Социализация личности предполагает адаптацию человека к обществу, а с
другой - обособление (отчуждение) человека от общества.
Слайд 3
Социализация личности учащихся происходит через культуру чтения.
Культура чтения — это социокультурное явление, определяющее уровень интеллектуального и
духовного развития общества, основу которого составляет познавательная деятельность. Культура чтения личности и культура общества тесно взаимосвязаны. Отношение к чтению отдельного человека во многом формируется под воздействием окружающих. Сам уровень культуры чтения в обществе складывается из читательских интересов каждой конкретной личности.
Слайд 4 Чтение — это общемировое явление, часть культурного наследия
наций и народов, явление такого же масштаба, как и сама
письменность, литература, живопись, музыка и театр.
С одной стороны, чтение является стратегией жизни мыслящего человека, а с другой стороны, это творческий процесс, требующий немалых затрат энергии для того, чтобы воспринять, понять и переработать любой текст. Соответственно, чтению как процессу и стратегии необходимо обучать, ибо без этого невозможно получить полноценное образование, сформироваться как личность в духовном и интеллектуальном плане.
Слайд 5
Читательская компетенция школьников может быть сформирована только при условии
разумного, системного и разнообразного чтения детьми и подростками литературы в
школе (на уроках и внеурочных занятиях) и дома, то есть самостоятельно. По мнению Г. Селевко, «компетенция — готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели».
Слайд 6
Компетентности — качества, приобретенные через проживание
ситуаций, рефлексию опыта; они легче всего приобретаются в процессе самой
практической деятельности, а также в процессе осмысления этой деятельности, во время чтения или слушания интересных и актуальных для современных учеников произведений, в беседах со старшими — родителями, бабушками и дедушками, учителями.
Слайд 7 Мотивационная функция чтения и изучения современной детско-подростковой литературы
заключается в том, что создание «читательской среды», «моды на чтение»,
а также постоянное обсуждение в классе, в информационном пространстве, во внеурочной деятельности новых книг и их авторов активизирует весь учебно-познавательный процесс в целом, является средством развития интереса учащихся как к предмету Литература, так и к истории, культурологии, обществознанию, философии.
Слайд 8
Развивающая функция современной литературы базируется на
том, что, например, «элементы» истории - недавней и далекой, древней
и буквально «вчерашней», запечатленные в художественном произведении, являются эффективным средством организации проблемного обучения, содействуют развитию творческих способностей учащихся.
Слайд 9 При этом осуществляется и воспитательная функция уроков
и внеурочных занятий по литературе: научные споры на занятиях, основанные
на обсуждении исторических фактов, событий, проблем, способствуют воспитанию у школьников терпимости к чужому мнению, развитию коммуникативных умений и навыков, способности к разрешению конфликтных ситуаций. На примерах жизни людей далекого и недавнего прошлого, на примерах истории открытий — географических, научных, искусствоведческих — можно привить учащимся веру в их собственные силы, желание испытать эти силы на тех задачах, которые возникают перед современной жизнью и наукой.
Слайд 10 Детско-подростковая литература призвана формировать эстетическое восприятие художественного произведения
и вместе с тем, по утверждению М. Горького, воспитывать юного
читателя, преследуя три основные цели:
1) насыщение человека знаниями о нём самом и о мире, окружающем его;
2) формирование характера и воли;
3) формирование и развитие способностей»
Слайд 11 Сегодня перед учителем-словесником стоит сложная задача — при
помощи наработок отечественной дидактики осуществить анализ соотношения между компетентностным подходом
в обучении и традиционными принципами построения содержания образования по литературе для того, чтобы, во-первых, мотивировать школьников на чтение как процесс и как деятельность, во-вторых, приобщить учеников к миру литературы — отечественной и зарубежной, в-третьих, сформировать читательскую компетентность обучающихся к окончанию ими средней школы, как заявлено в ФГОС ООО. Во многом скоординировать все методические действия поможет чтение и изучение современной детско-подростковой литературы, интересной и актуальной ребенку-читателю начала XXI столетия.
Слайд 12
На самом деле современный мир
так многогранен, что форм приобщения детей и подростков к чтению,
а также — обучения различным стратегиям чтения, множество. Главное — выбрать тот путь или ту методику, которая органично подходит ученикам данного конкретного класса или группы, пришедшей на элективный, факультативный курс, в кружок по интересам.