Слайд 1Урок – мастерская по рассказу А. П.Платонова «Юшка»
Слайд 2Цели:
Совершенствовать умение анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания
образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения;
Развивать
речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умение анализировать сопоставлять, видеть художественную деталь;
Воспитывать любовь и уважение к человеку, способствовать формированию нравственных качеств личности.
Слайд 3Результаты:
Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора; формирование коммуникативной компетентности;
Предметные: умения анализировать литературные
произведения; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительных средств; понимание авторской позиции, написание сочинения по теме.
Метапредметные: умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля; умение определять понятия, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать критерии для классификации, умение организовать учебное сотрудничество.
Слайд 4Метапредметные УУД
Познавательные: уметь осмыслено читать и объяснять значение прочитанного, выбирать
текст в зависимости от поставленной цели.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии
с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владеть устной и письменной речью.
Слайд 7«Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня –
это редкость и праздник»
А. Платонов
Слайд 8Для чего рождается человек на Земле?
Человек как звезда рождается
Средь неясной
тревожной Млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком
Земля нетленная…
Человек как звезда рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная!
Д. Голубков
Слайд 9Проблема: «Раз ты человек, ты не можешь быть другим?»
В слове
«человек» заложены высокие нравственные понятия: доброта, справедливость, милосердие.
У этого
слова нет эпитетов.
Слайд 10Почему «Юшка»?
(этнографический словарь,
словарь русского арго)
Юшка – это кровь,
животворящая жидкость. Пустить юшку – избить до крови.
Юшка – мясной
навар, жидкая часть кушанья.
Ефим – благочестивый, благожеланный, священный.
Слайд 11Прием «Корзина идей».
Что такое добро?
Это добрые поступки?
Это помощь нуждающимся?
Это сострадание,
отзывчивость, милосердие?
Это любовь к ближнему?
Это быть всегда человеком?
Слайд 12Обратимся к словарю
Добро – все положительное, хорошее, полезное.
Зло – нечто
дурное, вредное.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из
сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.
Слайд 13Прием «Толстые и тонкие вопросы»
(Тема: «Портрет Юшки»)
Слайд 14Прием «Двухчастный дневник»
(Тема: «Юшка и дети». 1 группа)
Слайд 16Вывод:
Движет детьми не злоба, они ждут естественной реакции от человека
– злом отвечать на зло. Зло для детей – это
источник радости и веселья.
Юшка верил, что нужен детям. Для него любовь – это источник тяготения людей друг к другу.
Слайд 17Прием «Двухчастный дневник»
(Тема: «Юшка и взрослые». 2 группа)
Слайд 19Вывод:
Сердца людей наполнялись лютой яростью при виде Юшки. Они не
умеют любить. Не могут простить ему того, что он не
такой как они.
Слайд 20Прием «Двухчастный дневник»
(Тема: «Юшка и природа». 3 группа)
Слайд 21Вывод:
Как все живущие, Юшка хочет любви и сочувствия. Но находит
их только в мире природы, а не среди людей.
Слайд 22Прием «Двухчастный дневник»
(Тема: «Юшка и «веселый прохожий». 4 группа)
Слайд 23Вывод:
Безропотность Юшки и всепрощающая любовь к людям дали почву для
вседозволенности, подлинной жестокости.
Слайд 24Юродивый?
Глуповатый, чудаковатый, безумный.
Христианский аскет – безумец или принявший вид безумца
и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания.
Есть особый лик святых,
которые называются Блаженные или Юродивые Христа Ради. Они добровольно, ради Бога, приняли на себя подвиг смирения перед другими людьми, исполняя заповедь: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
Именно русский народ особо почитает «блаженных», что это чисто русский тип святости.
Слайд 25Работа с художественной деталью. «Почему впервые Юшка «осерчал»,
а не
разгневался?»
Какие глаза были у Юшки?
«глаза у него
были белые, как у слепца»
Как можно назвать всевидящее сердце?
«Зрячее сердце»
Что говорит Юшка о людских сердцах?
«сердце в людях бывает слепое»
Что значит «слепое сердце»?
Человек не задумывается о том, что творит зло.
Слайд 26Прием «Кластер»
«Слепое сердце»
Эгоизм
Жестокость
Равнодушие
Черствость
Себялюбие
Злоба
Слайд 27Вывод:
«Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать
собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого
себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.
Слайд 28Какую тему поднимает А. Платонов
в рассказе?
Давным-давно в старинном городе
жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:
«А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Слайд 29Выберите высказывание, которое подходит к теме урока?
«Уважай в себе и
других человеческую личность». Д.И. Писарев;
«Чем человек умнее и добрее,
тем больше он замечает добра в людях». Б. Паскаль
«Великие души переносят страдания молча». Ф. Шиллер
«Возлюби ближнего своего, как самого себя». Библия
Слайд 30Тема урока: «Великая сила добра»
«Так всякое доброе приносит и плоды
добрые» (Евангелие. Из нагорной проповеди Иисуса Христа). Не будьте слепыми,
имейте зрячее сердце, не забывайте, что рядом с вами есть люди, которым нужна ваша помощь, ваше участие, сострадание и сочувствие.
Слайд 31Рефлексия
Подберите цвет для сердца Юшки.
Нарисуйте сердце Юшки.
Подберите ассоциации,
как будет выглядеть сердце Юшки.
Слайд 33Домашнее задание - письменная работа
«Что я хотел сказать о Юшке
на уроке, но постеснялся?»
«Случай из моей жизни: как моя любовь
помогла другому человеку?»
«Что такое «слепое сердце?»