Слайд 1Викторина по басням
И.А.Крылова
в 5 классе
Составила учитель русского языка
и литературы
МБОУ
СОШ № 9 г.о. Самара
Баранова Елена Альбертовна
Слайд 3Из каких басен строки?
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И
споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
Слайд 4К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,-
цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к
худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
Слайд 5«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай.» -
«Соседушка, я сыт по горло. –
«Нужды нет,
Ещё тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!»
Слайд 6«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так,
право сказки!
Какие пёрышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой,
светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоту такой и петь ты мастерица, -
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Слайд 7«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
здесь чистое мутить питьё
моё с песком и с илом?
За дерзость такову я голову
с тебя сорву.»
Слайд 8Хоть видит око,
Да зуб неймёт.
Слайд 9Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла
поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне
растут!»
Слайд 10«Смотри-ка, говорит,- кум милый мой!
Что там за рожа?
Какие у неё
ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на
неё хоть чуть была похожа.»
Слайд 11«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И
до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
Слайд 12Из какой басни мораль?
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит
петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Слайд 13Кто виноват из них, кто прав,-
Судить не нам;
Да только воз
и ныне там.
Слайд 14Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только
всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Слайд 15У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров
слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в
баснях говорят.
Слайд 16Избави, бог, и нас от этаких судей.
Слайд 17Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
но только
всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Слайд 18Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И
выйдет из него не дело, только мука.
Слайд 19А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей
не тратить
по-пустому,
Где нужно власть употребить.
Слайд 20Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Слайд 21Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все
учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Слайд 22Эх, эх!- ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что
я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же
говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на слона!»
Слайд 23«Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель,
сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С
волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.»
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Слайд 24«Чтоб музыкантом быть,
Так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,
-
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».