Слайд 2ВЛАСТЬ и НАРОД
в сатире
М.Е.Салтыкова-Щедрина
«История одного города»
Слайд 4
Я вовсе не историю предаю осмеянию, а
известный порядок вещей…
М.Е.Салтыков-Щедрин
Мы разучились сеять и пахать.
Мы научились охать и вздыхать.
М.Дудин
Слайд 5
Основная проблема произведения – проблема взаимоотношений народа и
власти.
Каковы эти взаимоотношения?
Слайд 6
ВЛАСТЬ
ГРАДОНАЧАЛЬНИКИ
– городничие
- губернаторы
– императоры.
Суть
- ПРАВИТЕЛИ – САМОДЕРЖЦЫ!
Слайд 7Какая она, ВЛАСТЬ?
Градоначальники «безмозглые»
Градоначальники – деспоты
(тираны)
Либеральные градоначальники (попустительствующие, излишне снисходительные)
Слайд 10ВЫВОД
Продолжите предложение: Градоначальники – это …
это
функция
карающая, пресекающая и взыскивающая
(функция – деятельность,
обязанность)
Слайд 11 «Страшны… насилие и грубость, страшно самодовольное ничтожество, которое ни
о чем не хочет слышать, ничего не хочет знать, кроме
самого себя. Иногда это ничтожество взбирается на высоту… Тогда действительно становится страшно за все живущее и мыслящее»
М.Е.Салтыков-Щедрин
Слайд 12НА ЧЕМ ДЕРЖИТСЯ ДЕСПОТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ?
глуповцы
=
народ
Слайд 13Какой он, народ?
в ожидании нового правителя
в первую встречу
с ним
в состоянии смятения от рухнувших надежд
Слайд 14НАРОД
Продолжите предложение:
Народ в «Истории одного города» ….
…неразвитый, покорный, слепо верящий
в правителя, не умеющий и не желающий защищать себя от
произвола властей.
Слайд 15ВЫВОД
Деспотический режим устанавливается там, где народные массы ….
неразвиты, покорны, ПАССИВНЫ.
Слайд 16
«…для меня важны не подробности, а общие результаты; общий
же результат, по моему мнению, заключается в пассивности…»
М.Е.Салтыков-Щедрин
Слайд 17
«История одного города» не гротесковый сатирический
роман, не сатирическая историческая хроника, не пародия. Это антиутопия, предупреждение
будущему (важнейшая функция жанра антиутопии!).
XX век
1914 г. В.Воинов. Прозаические
стихи «МЫ».
1983 г. Увидела свет «История города Глупова в новые и новейшие времена». Автор В. Пьецух.
1998 г. С.Благодаров. Статья «Из жизни одного градоначальника»
Слайд 20Послесловие
«… Кто мог думать, что я в этом
случае буду пророком – а вот, однако ж, вышло, что
я всё это предвидел и изобразил».
М.Е.Салтыков-Щедрин
Слайд 21ПОЧЕМУ?
В. Костиков. Российский журналист, дипломат.
Статьи:
«Народ особого
назначения»
«Как России выйти из мглы?»
Слайд 24МОЗГОВОЙ ШТУРМ
НЕЛЬЗЯ существовать ПАССИВНЫМ!
НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ПОКОРНЫМ!
НЕЛЬЗЯ БЫТЬ НЕВЕЖЕСТВЕННЫМ!
НАДО ЗНАТЬ свои
права
НАДО УМЕТЬ отстаивать свои права
НАДО ВЕРИТЬ в себя
НАДО УВАЖАТЬ себя
Слайд 25Домашнее задание
ОБЩЕЕ: написать отзыв «После урока»,
Перечитать роман «Господа Головлёвы»
ПО ВЫБОРУ:
История
создания романа;
Жанровая характеристика романа
Композиция романа и её идейное значение.
Слайд 26
«Щедрин шёл в ногу с жизнью, ни на
шаг не отставая от неё, он пристально смотрел в лицо
ей и горько пророчески хохотал над всеми и всем»
М.Горький
Слайд 27
Литература:
«История одного города». М.Е.Салтыков-Щедрин
«История одного города» в школьном изучении». А.К.Киселев
Я
иду на урок литературы. Библиотека «Первого сентября»
Слайд 28
Автор: Мурхусаева Г.М., учитель русского языка и литературы МОУ
СОШ №3
г.Северобайкальск Республика Бурятия