Разделы презентаций


ВСЁ О ЗАГАДКАХ

Содержание

Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Загадка – это жанр народного творчества,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ВСЁ О ЗАГАДКАХ

ВСЁ О ЗАГАДКАХ

Слайд 2Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности

загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное

настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.

Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная

Слайд 3Исторические корни загадок
  Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке

слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка».

В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.
Исторические корни загадок  Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и

Слайд 4Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали

к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и

уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.
Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в

Слайд 5Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления

в жизни древних – с иносказательной тайной речью.
Люди древнейших

эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.

На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим.

Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной

Слайд 6Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних,

просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым;

их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.
Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек

Слайд 7Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления

различных его признаков, например:
 
Он и сочен, и душист, а снаружи

золотист.
Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.  
(Апельсин)

Растет у окошка в глиняной плошке
Зеленый ежик без головы и без ножек.
(Кактус)

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.
(Арбуз)

Какими бывают загадки

Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например: Он и сочен, и

Слайд 82. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления.
Например:

Голубая простыня

весь свет одевает.

(Небо)
В поле сережки на одной ножке.
(Овес)

Один костер весь мир согревает.
(Солнце)

 Между веток новый дом, нету двери в доме том.
Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.

(Скворечник)

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления.Например:Голубая простыня весь свет одевает.

Слайд 93. В загадку включено отрицательное сравнение.
Например:

Не зверь, не птица, а

нос, как синица.  


(Комар)
Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.

(Ветер)
Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха.

(Орех)
Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
(Река)
3. В загадку включено отрицательное сравнение.Например:Не зверь, не птица, а нос, как синица.  

Слайд 104. Загадки, в описании которых использованы метафоры.
Например:

На пяти проводах отдыхает

стая птах.

(Ноты)

Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился. 
 (Рукавица)

На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем как надевать, стали обувь надувать.

(Колеса)

4. Загадки, в описании которых использованы метафоры.Например:На пяти проводах отдыхает стая птах.

Слайд 11Этот тип загадок включает:
      а) Шарады – слова загадки, в которых

несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно.

По этим описаниям нужно разгадать целое слово.
 Корень мой находится в цене;
В очерке найди приставку мне;
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(О-цен-к-а)
В списке вы мой обнаружите корень;
Суффикс – в собрании встретите вскоре;
В слове рассказ вы приставку найдете;
В целом – по мне на уроки пойдете.
(Рас-пис-ание)

5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:      а) Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены

Слайд 12б)  Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены

одной буквы другой получается новое слово;
Например:
С «Ч» - над морем

я летаю,
С «Г» - в машинах я бываю.
(Чайка-Гайка)



С «Г» -  он будет частью слова,
С «И» - немного схож с пластом,
С «Н» - не конь и не корова,
Хоть с ногами и хвостом.
(СлоГ-слоЙ-слоН)
б)  Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;Например:С «Ч»

Слайд 13в)  Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном

чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв

(сосна – насос);
Например:
Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь.
(Липа – пила)


Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского». А как прочтешь наоборот –  под парусами он плывет.

(Краб – барк)

в)  Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке

Слайд 14   г) Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или

прибавлении букв (гроза – роза);
Например:

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,
Летать,

жужжать я буду, надоедая всем.
(Уха – муха)

Кто части мотоцикла знает,
тот слово это разгадает.
А если букву «Д» прибавит,
На сцене можно будет ставить.
(Рама – драма)
   г) Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза);Например:Известное я блюдо,

Слайд 15д) Загадки, в которых при перестановке ударения получается новое слово;
Например:

Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета, Но

переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету.
(Ирис – ирис)


Я – сборник карт; от ударения зависят два моих значения.
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я. 
 (Атлас – атлас)

д) Загадки, в которых при перестановке ударения получается новое слово;Например:  Я – травянистое растение с цветком

Слайд 166. «Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как

ответ напрашивается сам собой в рифму.
Тучки в небе побежали,

я раскрою зонтик,
Дружно капли заплясали. Это значит…
(Дождик)


На дворе в кадушке заквакали подружки,
Потом прыг из ушата…Кто же это? 
 (Лягушата)


 Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,
Обожает морковку... Кто это?
(Зайчишка)
6. «Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Тучки

Слайд 177. «Загадки – шутки»

Какое личное местоимение можно добавить к другому

личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов?  

(Ты-к-вы)

Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? 
  (Оно, тот)

Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево?
  (Он – но)

7. «Загадки – шутки»Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов?  

Слайд 188. Фонетические загадки

Мама, папа или бабушка?
Кто из них споткнулся о

старика Хоттабыча и шлепнулся на пол?
(В отгадке есть и звонкие,

и глухие согласные звуки)

Гусли или балалайка?
Какой музыкальный инструмент люди придумали раньше?
(В отгадке ударный слог третий)

Налим или сом?
У какой рыбы нет чешуи?
(В отгадке все согласные звуки звонкие)
8. Фонетические загадкиМама, папа или бабушка?Кто из них споткнулся о старика Хоттабыча и шлепнулся на пол?(В отгадке

Слайд 19Решетняк Л.А., МБОУ СОШ № 3
г. Костомукша Республика Карелия

Решетняк Л.А., МБОУ СОШ № 3 г. Костомукша Республика Карелия

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика