Слайд 1
Луч, пронзающий время
Вячеслав Дегтев
(10 августа 1959 – 16 апреля 2005)
Слайд 2Русский Джек Лондон
Писатель в своих книгах рассматривает извечные темы нашей
действительности: человек в истории России, Россия в истории человека, любовь
и ненависть, жизнь и смерть, утраты и обретения на пути к вере – все это волнует современного читателя.
Вячеслав Дёгтев воспитывает своими книгами без воспитания, становится политиком, уходя далеко от публицистики, учит, никого не поучая.
Слайд 3Ему близки сильные герои, люди действия.
Среди поколения растерянных людей Вячеслав
Дёгтев ценен тем, что не намерен сдаваться, в самых невыигрышных
условиях не падает духом.
Рассказы Вячеслава Дёгтева могут быть о чем угодно – о Чечне (“Псы войны”), о Древнем Риме или Древней Руси (“Гладиатор” или “До седла”), о воре-рецидивисте (“Коцаный”). Герои могут быть положительными и отрицательными, негодяями и борцами за справедливость, злыми и добрыми, но они всегда оставляют за собой право на выбор, право на поступок.
Слайд 4 Для Вячеслава Дёгтева точкой творческого отсчета стала эпоха
хаоса, перестроечная неразбериха. Исчезла стабильность во всем, даже в семье,
даже в личных взаимоотношениях. Айсберг раскололся на мелкие льдинки, и каждая плыла в своем направлении.
Слайд 5 Писатель Юрий Бондарев называл Вячеслава Дёгтева «летописцем жесткой
эпохи», «рассказчиком от Бога», взявшим на себя смелость и ответственность
«безоглядно резко писать об окружающих нас трагических событиях».
Слайд 6 Вячеслав Дёгтев возвращает нас к сюжетной литературе, к
острой и занимательной фабуле. Он не боится элементов мелодрамы, не
боится налета сентиментальности в своих рассказах, ибо таков человек, а его писательская задача — показать человеку во всех контрастных характеристиках, каким он может быть в душе своей.
При всем разнообразии сюжетов прозаик Вячеслав Дёгтев был и остается певцом жизни.
Слайд 7 Родился на хуторе Карасилов Воронежской области, в
семье сельского кузнеца.
В 1979 закончил Вяземский учебный авиацентр
и стал лётчиком-истребителем.
В 1991 закончил московский Литературный Институт им. А. М. Горького, после чего вступил в Союз Писателей России. Выпустил 13 книг прозы. Лауреат премии «России верные сыны», премии имени Андрея Платонова, финалист национального конкурса «Бестселлер-2003».
Публиковался в газетах и журналах: «Роман-газета», «Наш современник», «Юность», «Москва». В апреле 2005 Публиковался в газетах и журналах: «Роман-газета», «Наш современник», «Юность», «Москва». В апреле 2005 попал в больницу с подозрением на инсульт и скоропостижно скончался.
Слайд 8Сегодня он один из лучших рассказчиков России. Рассказы — невыгодный
жанр. Платят мало, в кинематограф с рассказом не прорвешься. Рассказы
сегодня пишут не по расчету, а от любви.
Лишь отчаянные смельчаки не покидают и в зрелом возрасте пространство рассказа. Один из таких смельчаков — Вячеслав Дёгтев. Его рассказы — это азбука выживания русского человека в нынешней России.
Слайд 9Рассказ – малая форма
эпической прозы.
В нём обычно немного
героев, и изображаются
одно-два события.
Слайд 10Люди, воспитанные на богатейших гуманистических культурных традициях, должны были пережить
ломку взглядов, убеждений и превратиться в нерассуждающие и абсолютно бесправные
автоматы, лишенные права распоряжаться собственной жизнью и совершать свободный нравственный выбор.
По аналогии критик В. Бондаренко назвал героев В. Дёгтева “поколением растерянных людей”.
Слайд 11 Аналитическая беседа по рассказу “Выбор”.
Кого вы отнесете к этому
поколению, поколению “растерянных людей”?
Почему в начале повествования нет собственных
имен?
Почему герой рассказа ушел на войну?
- Какой художественный прием использует автор, чтобы рассказать о жизни гранатометчика до войны?
- Какие еще изобразительно-выразительные средства языка говорят о полной “растерянности” главного героя?
Слайд 12- Почему на войне его стали называть “псом войны”?
Ваше
отношение к тому, что он убил труса и был причастен
к смерти московского
“ журналюги”?
- Почему слова “пес войны”, “звери” в кавычках? Что они значат?
Слайд 13 *Литературный прием, когда автор умышленно или невольно берет
образ, мотив, выражение из произведения другого автора, называется РЕМИНИСЦЕНЦИЯ.
* В. Шекспир в исторической хронике «Юлий Цезарь» «псами войны» называл наемников.
(Юлий Цезарь: «Сейте смерть! Спускайте псов войны!»)
* В XX веке Фредерик Форсайт вынес эту реминисценцию в название романа «Псы войны», а в начале XXI века английский режиссер Нил Маршалл снял фильм «Псы войны» (2002).
Таким образом, реминисценция «псы войны» обозначает людей обозленных, идущих на любую жестокость ради денег.
Выражение «дикий гусь» в XX веке на западе означало наемника, выбирающего на какой стороне он будет сражаться.
Слайд 14Рассказ В. И. Дёгтева «Выбор»
посвящен Юрию Бондареву.
Юрий Бондарев принадлежит к
блистательному, овеянному славой, поколению писателей-фронтовиков, вступивших в литературу в конце
1950 – начале 1960-х годов. Им удалось общими усилиями воссоздать жуткий, дьявольский облик войны, которому противостояли хрупкие мальчики, не знавшие, как воевать с железом во всех его смертоносных разновидностях. Победив внешнего врага, они оказались бессильны перед внутренним врагом. Смелые на войне солдаты становились беспомощными в обыденной жизни. Это поколение в литературе получило название “потерянное поколение”.
Ю. Бондарев – автор романов “Горячий снег”, “Берег”,
“Тишина”, “Выбор” и др.
Слайд 15 «Потерянное поколение» - это поколение людей, которые
победили сильного врага в годы войны, но
оказались бессильными в обыденной жизни.
Слайд 16- Каким содержанием наполнена эта реминисценция в рассказе?
Человек ожесточился, потерял
чувство жалости и справедливости.
- Как попала на войну героиня рассказа?
Слайд 17 Теперь обратим внимание на внешность героев:
У
него глаза были серые, стального, немного зеленоватого цвета, у неё
– карие, выпуклые, как у породистой, преданной собаки, а в последнее время глаза у нее сделались отчего-то золотистые и с янтарным оттенком.
Какой прием использует автор?
Слайд 18 Антитеза – стилистический приём контраста, противопоставления явлений, понятий,
положений, образов, состояний.
Слайд 19Когда у появляются собственные имена у героев?
Почему он так спешил
в последнее время в полевую пекарню?
Почему ему понравилась девушка?
- Как вы относитесь к поступку Романа? Что это: минутная слабость или любовь?
- Легко ли ему было сделать предложение?
- Какими стилистическими фигурами, художественно-выразительными средствами пользуется автор, чтобы передать эмоциональное напряжение героя?
Слайд 20Лексический повтор отличается очень мощным эмоциональным зарядом. Путем повторения слова
в тексте выделяется ключевое понятие:
Сапог...Сапог! Боюсь, что
завтра...завтра я не осмелюсь. Да, радость! Радость золотая, неподдельная.
Слайд 21Парцелляция
- Выделение из предложения какого-либо члена предложения – чаще
второстепенного, оформление его в виде самостоятельного предложения: “Ты только не
говори. Береги силы. Потом мы с тобой наговоримся. И натанцуемся. Ты еще покажешь класс - в своих скрипучих сапожках-то…”.
- ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения
Слайд 22Риторическое обращение характерно для этого рассказа. Оно придает сердечность, теплоту
речи: “Слушай, будь другом...”, “Ах, как я счастлива, Ромка!”, “Знаешь
что... Оксана, дорогая?”, “Жмет, вражина, мочи нет”.
Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность: “Что? Замуж?”, “Ведь правда, все у нас с тобой будет хорошо?”, “ Мы еще потанцуем. Ведь правда, Рома?”.)
Слайд 23- Каково отношение автора к происходящему?
-Можно ли назвать героя
«псом войны» в конце рассказа?
Какова идея рассказа «Выбор»?
Рассказ имеет открытый
финал. Что это означает?
Какие общечеловеческие ценности затрагивает Дёгтев?
Слайд 24Общечеловеческие ценности:
любовь к жизни;
ненависть к войне;
самоопределение личности;
поиск истинной и подлинной
веры.
Слайд 25- Почему рассказ называется “Выбор”, как и роман Юрия Бондарева?
Слово
«выбор» однокоренное слову «выбирать», а оно означает «отобрать для себя
нужное, предпочитаемое». Также оно близко по значению словам «искать», «определяться». В. Дегтев часто использует в своих рассказах это слово. Это своеобразный лейтмотив его творчества.
Слайд 26Самоопределение личности, поиск нравственных устоев – ведущие темы прозы В.
Дегтева.
Вывод: как бы ни была драматична судьба человека на
войне, как бы ни ломали его обстоятельства, в человеке должно сохраняться все человеческое. Любовь помогает Роману снова научиться верить людям и вернуться к нормальной жизни.
Слайд 27«Русская душа:
памяти Вячеслава Дёгтева».
Слайд 28 В. Дегтев - лауреат международной Платоновской премии “Умное сердце”,
литературной премии имени Александра Невского “России верные сыны”, он стал
и победителем популярной премии “Национальный бестселлер”.
Слайд 29
В Воронеже прошел вечер памяти русского писателя Вячеслава Дегтева
Слайд 31 В журнале “Москва”, рассказывая о своем творчестве, Вячеслав
Дёгтев написал: “В последнее время в своих рассказах я ухожу
от трагических финалов. Русский человек верит в чудо, и это нечто большее, чем просто оптимизм. Если Россия – подножие Господа, то Бог не оставит Россию”.
Слайд 32Публикации
Будьте счастливы! : Повесть. Воронеж, 1990. ISBN 5-7458-0170-0
Тесные врата: Рассказы.
М., 1990. ISBN 5-235-01648-3
Викинг: [Сборник]. Воронеж, 1994. ISBN 5-88139-011-3
Гутен морген: Рассказ. М., 1995. ISBN 5-7612-0182-8
Русская душа: Рассказы. М., 2003. ISBN 5-88010-162-2
Крест : Кн. рассказов. М., 2003. ISBN 5-9553-0021-X
Карамболь: Рассказы и повесть. М., 2004. ISBN 5-235-02671-3