Слайд 1Вымысел и реальность в сказках А.С.Пушкина
Работу выполнила: Лобынцева Анастасия
Класс: 8
Учитель:
Огнева И.И.
МБОУ ООШ д.Чемоданово
Слайд 2Цель исследования:
Доказать, что сказки А.С. Пушкина так же, как и
народные, несмотря на свою фантастичность, выражают высокие жизненные идеалы народа,
несут в себе народное представление о том, что в жизни составляет правду и что - кривду.
Слайд 3Эпиграф
Выдумка спасает правду, для правды только и существует выдумка.
М.М. Пришвин
Слайд 4Истоки интереса к сказке
А. С. Пушкин в детстве очень любил
слушать сказки, рассказанные своей няней, Ариной Родионовной. Об этом знают
все. Но интерес к сказкам появляется у Пушкина уже в конце его поэтической деятельности в тридцатые годы.
Начиная с 1827 г. - по 1828 г. Пушкин проявляет усиленный интерес к народному творчеству. Еще до этого, во время пребывания в Михайловском, он охотно слушал песни и сказки крестьян и записывал их. О своей жизни в Михайловском Пушкин писал брату: «Знаешь мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!..»..
Д.Белюкин А. С. Пушкин в Михайловском в домике у Арины Родионовны
Слайд 5Его сказки, сложенные по образцу народных, «удерживали прелесть и свободу
сказочного чуда» (В.П. Аникин)
В сказках Пушкина, как и в народных,
открывался мир удивительных чудес: возникший на пустынном острове златоглавый город «с теремами и церквями», и затейливая белка, которая «песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые», и тридцать три богатыря.
Слайд 6
Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» изображаемый им сказочный
мир характеризует как мир необыкновенный, фантастический:
«Там чудеса: там леший
бродит,
Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей».
Слайд 7Фантастические чудеса народного вымысла идут у Пушкина от народной сказки.
Так, образ кота-баюна из записанной Пушкиным сказки «Чудесные дети», представленный
сказочной народной «формулой»: «у моря-лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет» – входит в поэзию Пушкина как «кот ученый».
Слайд 8«Там русский дух… там Русью пахнет!»
В его мире и
колдуны, и богатыри, и царевна, и бурый волк, и ступа
с Бабою Ягой, и царь Кощей. И все эти поэтические образы сказки исконно русские, национальные.
Слайд 9«Преданья старины глубокой, дела давно минувших дней…»
В сказках А.С.Пушкина, наряду
с фантастическими образами , нашли отражение реальные бытовые стороны жизни
простого народа, его мечты, представления о добре, зле, справедливости и, конечно, завораживающее русское слово.
Слайд 10. В сказках А.С.Пушкина все так искусно переплетено, что задумываться,
где быль или небыль, не хочется. А хочется читать, и
верится, и представляется, что действительно:
"Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам".
Слайд 11Отражен в сказках Пушкина также и определенный уклад жизни простых
людей. На Руси девушки проводили вечера за рукоделием и общением
друг с другом, рассказывая свои мысли и мечты
"Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица,
Говорит одна девица,
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица,
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
Кабы я была царица,
Третья молвила сестрица,
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".
(Сказка о царе Салтане)
Слайд 12
Как хорошо описал Пушкин добротную русскую избу, назвав ее теремом:
"И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой
Видит девица, что тут
Люди добрые живут,.. "
"Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась"
(Сказка о мертвой царевне)
Слайд 13
В сказках Пушкина можно найти достаточно много подтверждений
тому, что общение с крестьянами и его интерес к их
песням и сказкам породили такое богатство описаний, переживаний, мыслей и характеристик персонажей на языке таком близком и знакомом им.
Слайд 14И, хотя мы живем в XXI веке, читая все эти
строки, отдаем дань восхищения русскому языку, его многообразию, певучести и
красоте, а А. С. Пушкину –за память в сердце.
- "И Ответ держать велит"
- "За морем житье не худо"
- "Не привальный, не жилой"
- "Чуду царь Салтан дивится"
- "Обмерла и окривела"
- "Чудо-чудное завесть"
- "Свет о белке правду бает"
- "При честном при всем народе"
- "Злыми жабами глядят"
- "Молит князь: душа де просит, Так и тянет и уносит... "
- "У моря искать дичины"
Слайд 15Мысль о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко
волновали человека всегда. И всегда хотелось верить, что как бы
ни сильны были зло, корысть, властолюбие и несправедливость, они своей ненасытностью в конце концов сами себя накажут, а правда рано или поздно возьмет свое. Эти темы нашли свое отражение в сказках А.С.Пушкина.
Слайд 16Зависть
В сказке "Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном
и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне
Лебеди":
"В кухне злится повариха
Плачет у станка ткачиха
И завидуют оне
Государевой жене. "
"А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят
Перенять гонца велят"
Слайд 17 Жадность
По волнам фантазии А. С. Пушкина попадает
в сети к бедному, доброму старику золотая рыбка и началась
у старика беспокойная жизнь:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось".
И разворачиваются события:
"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись, выпроси уж избу. "
Чем дальше в лес, тем больше дров.
"Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой. "
Слайд 18Справедливость
Ничего не сказал рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И
ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге его старуха,
А перед нею разбитое корыто. "
Слайд 19Не сумел уйти от расплаты и поп:
"Бедный поп
Подставил
лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго
щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризною:
"Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною. "
Слайд 20О добре, любви к матери и отцу, об уважении к
человеку, о
любви к прекрасному, о выдумке и находчивости и
просто о любви - обо всем этом А. С. Пушкин пишет в своих сказках.
в "Сказке о царе Салтане... " за добро добром отплачивает царевна Лебедь, так как должно быть:
"И царевичу потом
Молвит русским языком:
Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе - все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом».
Слайд 21О преданности, такой характерной для русских женщин, в "Сказке о
мертвой царевне и о семи богатырях" Пушкин несколько грустно и
печально рассказывает:
"Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи,
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи,
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Слайд 22Бедные люди бывают добрее людей, никогда не испытывающих
нужду, всегда
бескорыстно помогут в беде. Так и старик из
"Сказки о
рыбаке и рыбке" показан как человек спокойный и
добрый: поймав одну рыбку, даже волшебную, мог не отпускать ее или воспользоваться ее предложением, но не сделал этого :
"Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".
"Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море"
Слайд 23Заключение
Сказка - великое чудо, необычайный сплав народной фантазии, прекрасного языка,
отражение истории России. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть
поэма...» - писал А.С. Пушкин. Действительно, сказка всегда была достоинством и умом народа. Она укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью.
Именно в сказках находится тот заповедный ключ, которым можно открыть загадочные тайники русской души. О нашем прошлом, настоящем и будущем рассказывают «преданья старины глубокой». Они дают «добрым молодцам урок», врачуют сердца спасительной «ложью» и победой добра над злом. И веришь, что в них, в сказках, можно отыскать ответы на все наболевшие вопросы о смысле бытия, о любви и ненависти, о высоком предназначении человека.
Слайд 24Вывод
Сказка никогда не выдавалась за действительность: она хороша именно как
вымысел. Однако, несмотря на свою фантастичность, сказка выражает высокие жизненные
идеалы народа, несет в себе веками сложившееся народное представление о том, что в жизни составляет правду и что - кривду. Жанр сказки является, по существу, универсальным для прямого, открытого выражения моральных оценок .
В сказках А.С. Пушкина за фантастическими образами скрывается реальная жизнь, с ее положительными и отрицательными сторонами. Познать ее трудно, но возможно. Для начала следует просто научиться внимательно читать сказки.
Слайд 25Используемые ресурсы.
Ресурсы Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов:
http://skaz-pushkina.ru/ill_0.html
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6c9ea9ce-251a-44be-adb1-a0ec2315e4a1/?sort=order&from=8f5d7210-86a6-11da-a72b--&&_id[]=16579&&rubric_id[]=16579
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5669de4d-aa5e-44f0-96a5-967f31aaeeb7/%5BLI7RK_1-01%5D_%5BIL_05%5D.htm
«Избранные сочинения» А.С. Пушкина в 2-х томах, Москва,
«Художественная литература», 1978 г.
Вступительная статья М. Макогоненко к «Избранным сочинениям» А.С. Пушкина в 2-х томах, Москва, «Художественная литература», 1978 г.
Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин - М.: Просвещение, 1977 - 430с.
Пришвин Михаил Михайлович. Дорога к другу (Дневники) http://www.goldbiblioteca.ru/online_rusklassic/knigi_online_str8/708.php
Иллюстрации художника Куркина Александра Михайловича , Билибина И.Я. , Д.Белюкина