Слайд 1«Живопись словом» Сергея Есенина
Слайд 2Талант Сергея Есенина особенно ярко раскрывается в лирике, посвящённой родной
земле.
Творчество поэта живёт и дышит любовью к Родине. А
Родина для него - та самая «берёзовая Русь», воспевая которую, поэт не жалеет ни красок, ни слов…
Слайд 3О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до
радости и боли
Твою озёрную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на
туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу.
(«Запели тёсаные дороги…» 1916 г.)
Слайд 4Поэзия Есенина – именно «живопись» в силу своей яркости и
многокрасочности. Краски делают любой образ более рельефным и выразительным.
Есть
у поэта стихотворения, где образ создаётся целиком за счёт игры красок, когда в нескольких строчках представлена целая палитра из чёрного, белого, красного, синего и серого цветов.
Слайд 5Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых
сёл
Свадьба ворон облегла частокол.
Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной
и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овёс,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос.
(«Синее небо, цветная дуга…» 1916 г.)
Слайд 6Особенно часто мы встречаемся в творчестве Есенина с синим и
голубым цветом. Это любимые цвета поэта, к тому же часто
встречающиеся в природе: цвет неба и воды.
Слайд 7За тёмной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягнёночек кудрявый – месяц
Гуляет в
голубой траве.
В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога, -
И
кажется с тропы далёкой –
Вода качает берега.
Слайд 8Синий цвет у Есенина символизирует покой, тишину, умиротворённость: «тёплая синяя
высь», «синеющий залив», «равнинная синь», «синий вечер», «синий сумрак» и
т.д. Часто это не просто умиротворённость природы, но и душевный покой самого лирического героя..
Слайд 9В своей художественной палитре из всех оттенков красного Есенин предпочитает
алый. В лирике поэта этот цвет символизирует непорочность, незапятнанность, чистоту.
И, конечно, этот цвет ассоциируется с восходом солнца, который так любил встречать поэт.
Слайд 10Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек лёгкая
стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблён в
этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок – ветер по самые плечи
Заголил на берёзке подол.
Слайд 11Особое место в творчестве Есенина принадлежит золотому. Это не только
цвет осени, цвет увядания. Порой он подчёркивает особую ценность того,
о чём пишет поэт.
Слайд 12Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не
жалеют больше ни о ком.
(«Отговорила роща золотая…» 1924г.)
Слайд 13Может быть, в русской литературе и найдётся автор, чья палитра
так же богата красками, как есенинская. Но ни у одного
поэта краски не несут такой смысловой нагрузки. С помощью цвета Есенин выражал свои мысли и чувства.
Цветовая гамма помогала поэту эмоционально воздействовать на читателя, заставляя сопереживать лирическому герою.
Слайд 14 Весенний вечер.
Тихо струится
река серебристая
В царстве вечернем зелёной весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог
золотой выплывает луны.
Запад подёрнулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще берёзовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звёзды далёкие
И улыбается небу земля.
Слайд 15В стихотворении природа – полноценное действующее лицо. Она живёт, дышит,
реагирует на человеческие эмоции. Это и привлекает в лирике Есенина
– образ отзывчивой природы. Особенно часто обращается поэт к берёзе, которая в его стихах уподобляется женщине.
Слайд 16Зелёная причёска,
Девическая грудь.
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе
ветер?
О чём звенит песок?
Иль хочешь в косы – ветви
Ты лунный
гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил - печальный
Твой предосенний шум.
(«Зелёная причёска…» 1918г.)
Слайд 17Такой принцип изображения необычайно сближает природу и человека. Так Есенин
помогает читателю почувствовать, понять, полюбить природу. Есенин и о себе
говорит как о части природы: «Ах, увял головы моей куст», «Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым». Эта постоянная параллель между человеком и природой делает творчество Есенина действительно живописным.
Слайд 18Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к
иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я
слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И берёзы стоят,
Как большие свечки…
(«Вот уж вечер. Роса…» 1910 г.)
Слайд 19Никто лучше Есенина не умел нарисовать такой объёмный и многоцветный
образ родной природы. В этом умелом подборе палитры мы видим
не только проявление величайшего таланта, но и выражение чувств простого человека, влюблённого в свою землю.
Слайд 20Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что – разгадать не
могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Слайд 21Презентацию выполнила: Якубова Э.Ф., учитель русского языка и литературы МБОУ
СОШ №16 г.Владимира.