Слайд 1Живопись Возрождения
и поэзия
Серебряного века
Работу выполнила: Еремеева Ирина Ивановна,
учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №4»
г.Березовский,
Кемеровская область
Слайд 2Цель :
Выявить причины обращения
поэтов Серебряного века
к искусству эпохи
Возрождения.
- выяснить, как творчество художников отразилось в произведениях поэтов Серебряного
века, на основе сопоставительного анализа произведений живописи и поэтических текстов.
Слайд 3Задачи:
1.Выбрать и прочитать произведения поэтов: Брюсова, Бунина, Гумилева, Мережковского, Пастернака,
изучить их биографию;
2.Познакомиться с биографией и произведениями художников эпохи Возрождения:
Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джорджоне, Тициана, Лукаса Кранаха;
3.Дать характеристику эпохе Возрождения и деятельности поэтов Серебряного века;
4.Определить нравственные уроки, которые пытаются донести через свои произведения поэты и художники.
Слайд 4Сопоставительный анализ произведений живописи и поэзии
Красота рождается бесконечно в стихах
поэтов, в полотнах художников, в музыке композиторов. Александр Блок писал:
«Неразлучны в России живопись, музыка, проза, поэзия...» Современники Блока – Мережковский, Бунин, Брюсов, Гумилёв, Пастернак, Ахматова и другие поэты обращались к прошлому, искали в глубине веков, особенно в искусстве эпохи Возрождения темы, идеи, образы для своих произведений. «Почему?»- задаём мы вопрос.
Слайд 5 Поэты Серебряного века (декаденты, символисты, акмеисты, футуристы) ставили целью
создание поэтической культуры, которая бы содействовала духовному совершенствованию человечества. Спасти
человечество, возродить его с помощью красоты, исцелить с помощью искусства- вот мысль, которая волновала поэтов Серебряного века. Символисты взяли у поэтов «золотого 19 века» главное – понимание родины, культуры, раздумья об истории, о страдании личности.
Слайд 6Вместе с тем Тютчев, Фет, поэты «чистого искусства», создали образ
художника, неустанно покидающего «родные пределы» в поисках идеала, который преображает
скучную явь неудержимой мечтой спасти человечество с помощью красоты.
Слайд 7 Дмитрий Мережковский, идеолог старших символистов, прокладывал путь к «идеальной
человеческой культуре» через открытие божественной сущности мира с помощью символов,
выливающихся из глубин духа художника. Свою эстетическую концепцию он углубил в художественном творчестве, обращенном к истории эпохи Возрождения. Он посвящает этой эпохе романы «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Христос и Антихрист», «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Антихрист. Петр и Алексей» и стихотворения.
Слайд 8
О, Винчи, ты во всём - единый:
Ты победил старинный плен.
Какою
мудростью земной
Твой страшный лик запечатлен!
Уже,
как мы, разнообразный,
сомненьем дерзким ты велик.
Ты в глубочайшие соблазны
Всего, что двойственно, проник.
И у тебя во мгле иконы
С улыбкой сфинкса смотрят вдаль
Полуязыческие жены,-
И не безгрешна их печаль.
Пророк иль демон, иль кудесник,
Загадку вечную храня,
О, Леонардо, ты - предвестник
Ещё неведомого дня...
Д.Мережковский
Слайд 9
Учитель символистов Валерий Брюсов пишет о судьбах духовной культуры: «Я
люблю прошлое иных веков». В любом историческом стихотворении Брюсова зримо
проступает духовная атмосфера современной ему эпохи: драматические ситуации, напряженные переживания и искания личности. В историческом материале его привлекают раздумья о вечной ценности человеческого бытия. Так появляется его стихотворение о культуре эпохи, которая вошла в историю как эпоха Возрождения, или Ренессанс:
Во все века жила, затаена,
И жажда светлых, благостных веселий.
Настали сроки: струны вновь запели,
И краски вновь зардели с полотна.
Из дряхлой Византии в жизнь – весна
Вошла, напомнив о любви, о теле;
В своих созданьях Винчи, Рафаэли
Блеск бытия исчерпали до дна...
Слайд 10 По-новому увидел и воплотил образ человека в искусстве
флорентиец Джотто, первый по времени среди титанов великой эпохи.
Джотто открыл вновь трёхмерный мир. Каждая его фигура – монумент: монумент человеку, утверждающему себя в мире, своей осанкой, поступью, жестом, выявляющему человеческое достоинство.
Именно по этой причине он и его творчество вызывали интерес у поэтов Серебряного века. Их роднит обращение к библейским сюжетам.
Слайд 11 Обратимся к знаменитой фреске Джотто в капелле
дель Арена в Падуе, выполненной в 1305 году. Называется она
«Бегство в Египет». Перед нами воплощенная в красках библейская история об Иосифе и Марии с младенцем Иисусом.
Слайд 12В далёкой от Италии стране, в Нидерландах, в этот же
период художник Лукас Кранах создает картину, сходную по своему сюжету
с фреской Джотто,- «Отдых по пути в Египет».
Слайд 13 Спустя столетия русский поэт Серебряного века Иван Бунин в
1915 году пишет стихотворение «Бегство в Египет», воспроизводя сюжет библейской
истории.
По лесам бежала божья мать,
Куньей шубкой запахнув младенца. стлалось в небе божье полотенце,
Чтобы ей не сбиться, не плутать.
Холодна, морозна ночь была,
Дива дивьи и эту ночь творились:
Волчьи очи зеленью дымились,
По кустам сверкали без числа.
Две седых медведицы в лугу
На дыбах боролись в ярой злобе, Грызлись, бились и мотались обе,
Тяжело топтались на снегу.
А в дремучих зарослях, впотьмах,
Жались, табунились и дрожали,
Белым паром из ветвей дышали
Звери с бородами и в рогах.
И огнем вставал за лесом меч
Ангела, летевшего к Сиону,
К золотому Иродову трону,
Чтоб главу на Ироде отсечь.
Слайд 14Большой интерес вызывает работа Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна», выполненная им
в Сикстинской капелле в Риме. «Сикстинская мадонна»- самая знаменитая картина
Рафаэля, и, вероятно, самая знаменитая из всех когда- либо написанных картин.
РАФАЭЛЬ САНТИ Сикстинская мадонна
Слайд 15
Стихотворение «К Сикстинской мадонне» написано А.Фетом в жанре сонета, характерной
особенностью которого является наличие 14 строф. Лирический герой сонета восхищается
«царицей жен – царицею небесной», преклоняется перед её материнской любовью; он готов на коленях встречать «Блаженными очами» её Сына, который «рабства сверг оковы». Используя различные средства художественной выразительности: эпитеты («чистыми руками», «нетленные покровы», «блаженными очами», «младенцев окрыленных»), сравнения («как Сикст», «как ангелов», «Рафаэль, вестник бога»),- поэт достигает большой убедительности, яркости в создании образа Мадонны. Фет использует лексику высокого стиля: лелеет, дева, нетленные покровы, очи, блаженный, ангелы, младенцы, узришь.
Слайд 16«Сикстинская мадонна» - воплощение идеала красоты и добра. Эжен Делакруа
утверждал, что «искусство – это поэзия. Без поэзии не может
быть искусства. Живопись вызывает особые эмоции, те, что можно было бы назвать музыкой картины. Она затрагивает самые сокровенные струны человеческой души... живопись увлекает нас, подобно могущественной волшебнице, ввысь на своих крыльях».
Слайд 17
Могущественная волшебница – муза живописи – увлекает нас в мир
творений Тициана, а поэзия Валерия Брюсова и Бориса Пастернака, спустя
четыре столетия, позволяет полнее и глубже почувствовать картины великого художника эпохи Возрождения. Златокудрая венецианская красавица. Щемящее горе кающейся грешницы утопает в красоте живописи. Образ Магдалины поражает своей полнокровной красотой, искренностью и непосредственностью выражения чувства.
ТИЦИАН КАЮЩАЯСЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА
Слайд 18
Борис Пастернак написал стихотворение «Магдалина», в котором лирическая героиня
Магдалина рассказывает читателю историю Христа, пытается поведать свои страдания.
В
основе стихотворения Пастернака и картины Тициана лежит евангельское предание о том, как одна грешница во время трапезы Иисуса Христа подошла к нему «и, ставши позади ног у Его и ,плача, стала обливать ноги Его и мазала миром» (благовонным маслом) (Евангелие от Луки,7).
И стихотворение, и картина- это вопль отчаянья, потрясающий душу, это протест против неизбежности конца, выраженный в фигуре Марии Магдалины и в образе лирической героини стихотворения Пастернака.
Слайд 19 Б.Пастернак «Магдалина»
У людей пред праздником уборка.
В стороне
от этой толчеи
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые твои.
Шарю и
не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.
Ноги я твои в подол уперла,
Их слезами облила, Исус,
Ниткой бус их обмотала с горла,
В волосы зарыла, как в бурнус.
Будущее вижу так подробно,
Словно ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.
Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.
Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест.
Брошусь на землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.
Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?
Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.
Слайд 20
Сюжет картины Тициана «Себастьян» – трагическая обреченность
героической личности, противостоящей враждебным силам и даже в страдании сохраняющей
мужество, достоинство и нравственное величие.
Содержание этой картины нашло отражение в стихотворении Валерия Брюсова «Себастьян»
На медленном огне горишь ты и сгораешь,
Душа моя!
На медленном огне горишь ты и сгораешь,
Свой стон тая!
Стоишь, как Себастьян, пронизанный стрелами,
Без сил вздохнуть.
Стоишь, как Себастьян, пронизанный стрелами
В плечо и в грудь.
Твои враги кругом с весёлым смехом смотрят,
Сгибая лук.
Горит костёр, горит, и стрелы жалят нежно
В вечерний час.
Горит костёр, горит, и стрелы жалят нежно
В последний раз.
Что ж не спешит она к твоим устам предсмертным,
Твоя мечта?
Что ж не спешит она к твоим устам предсмертным
Прижать уста?
Слайд 21 Образ одинокого мученика создан в этом стихотворении. Обращаясь к
источнику, к тициановскому образу святого Себастьяна, Валерий Брюсов передаёт своё,
авторское болезненное восприятие серых будней. Поэт часто писал об одиночестве.
Обращение Брюсова к прошлому не случайно. В одном из писем поэт с огорчением заметил: «Надо мною прошлое имеет страшную власть...» Он хочет «остановить минувшее, чтобы позвать его». Поэтому в поэзии Брюсова выстраивается галерея исторических образов (Клеопатра, Рамзес, Александр Великий и др.), мифологических, литературных. Поэт восхищается вечными ценностями жизни: чувствами, стойкостью воли, свершениями искусства.
Размышления о судьбах духовной культуры определили лейтмотивы и поэзии Николая Гумилёва, младшего современника Брюсова.
Слайд 22
В одной из статей он размышляет о смысле человеческого
бытия и выделяет принципы, среди которых важное место занимает принцип
познания «величественного идеала жизни в искусстве и для искусства».
В сборнике «Колчан» (1916) Гумилёв описал все тяготы войны, ужас смерти, муки тыла. Но не это знание легло в основу сборника. Наблюдая народные беды, Гумилев пришел к выводу о силе человеческого духа.
Остановимся на стихотворении «Юдифь», которое входит в цикл «Колчан». Гумилев посещал картинную галерею в Зимнем дворце, среди шедевров которой находилась картина итальянского художника эпохи Возрождения Джорджоне «Юдифь».
Николай Гумилёв
Слайд 23 «Юдифь» - одна из самых прославленных картин Джорджоне. Согласно
библейской легенде, красавица Юдифь проникла в шатер ассирийского военачальника Олоферна,
чьи войска осадили её родной город, и отомстила за убитого врагами мужа. Она прельстила Олоферна, напоила его и, когда он заснул, обезглавила.
ДЖОРДЖОНЕ
Слайд 24Картина волнует зрителя лирической одухотворенностью, в которой и мечтательность, и
смутная печаль, и сила духа.
Эти
чувства и мысли художника далёкого Ренессанса не мог не пережить
Николай Гумилёв, написавший одноимённое стихотворение, в основе которого мифологическая история, перекликающаяся с современной – Первой мировой войной.
Какой мудрейшею из мудрых пифий
Поведан будет нам нелицемерный
Рассказ об иудеянке Юдифи,
О вавилонянине Олоферне?
Ведь много дней томилась Иудея,
Опалена горячими ветрами,
Ни спорить, ни покорствовать не смея
Пред красными, как зарево, шатрами.
Сатрап был мощен и прекрасен телом,
Был голос у него, как гул сраженья,
И всё же девушкой не овладело
Томительное головокруженье.
Но, верно, в час блаженный и проклятый,
Когда, как омут, приняло их ложе,
Поднялся ассирийский бык крылатый,
Так странно с ангелом любви несхожий.
Иль, может быть, в дыму кадильниц рея
И вскрикивая в грохоте тимпана,
Из мрака будущего Саломея
Кичилась головой Иоканаана.
Слайд 25Стихотворение символично, иносказательно, как и картина Джорджоне «Юдифь». Оно заставляет
читателя задуматься над современной поэту действительностью. Шла Первая мировая война.
Глава Олоферна, которого Гумилёв называет сатрапом, попранная красавицей, символизирует мечты поэта о победе России над врагом.
Используя библейский сюжет, обращаясь к искусству, к впечатлениям от картины Джорджоне, Гумилёв углубляет и расширяет смысл библейского сюжета, привнося в содержание стихотворения мысли о величии духа человека.
Слайд 26Характеристика эпохи Возрождения:
-создание светской культуры, противоположной культуре Средних веков;
-
в основе деятельности гуманистов лежит принцип свободного развития личности;
- обращение
к изучению античной культуры;
- воспевание земной красоты;
Слайд 27Характеристика деятельности поэтов
Серебряного века:
- создание поэтической культуры, которая бы
содействовала совершенствованию человечества;
-цель - спасти человечество, возродить его с помощью
красоты, исцелить человечество с помощью искусства,
Слайд 28ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В искусстве Возрождения, в историческом материале поэты Серебряного
века искали вечные ценности человеческого бытия. Исторические, мифологические, библейские, литературные
сюжеты, мотивы, образы помогали им понять современную эпоху.
Исходя из характеристики эпохи Возрождения и характеристики деятельности поэтов Серебряного века, можно сделать вывод, что представители разных эпох и разных видов искусства ( художники эпохи Возрождения и поэты Серебряного века) ставили для себя единые или похожие цели: создание новой культуры, способной совершенствовать человечество, возродить его с помощью КРАСОТЫ.