Слайд 1Жизнь и творчество
Александра Николаевича
Островского
(1823-1886)
Слайд 2"Я тружусь всю жизнь…"
«Моя задача – служить русскому драматическому искусству…»
Слайд 3Детство и юность
Родился 31 марта 1823 г. в семье чиновника
(юриста). Родина – район Замоскворечье( где большей частью жило московское
купечество).
Слайд 5Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал
греческий, французский, немецкий, а позже — английский, итальянский, испанский языки.
Слайд 61840 - закончил Московскую гимназию. Поступление в Московский университет на
юридический факультет. Сильное увлечение театром
1843 – Отчислен из университета. Принял
решение заняться литературой.
Слайд 7По требованию отца служит в Московском совестном суде (1843 –
1845), где разбирались дела между родственниками.
1845 – 1851 – перевод
в Московский коммерческий суд. Все это – уникальная возможность наблюдать и анализировать поступки людей из разных социальных слоев.
1849 – гражданский брак (против воли отца) с Агафьей Ивановной, девицей из мещан.
Слайд 8Начало творчества
1850 (март) – в журнале «Москвитянин» напечатана первая комедия
«Свои люди – сочтемся» («Банкрут»). Автор сразу стал знаменит.
Слайд 10«Свои люди – сочтёмся!»
Пьеса 10 лет находилось под арестом, потому
что в ней, по словам Добролюбова, «…повержено в прах и
нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда".
Слайд 11Театральная деятельность
В начале 50-х годов репертуар русских театров был скуден.
Театру был нужен драматург… Островский начинает работу над пьесой «Не
в свои сани не садись».
В январе 1853 г. состоялась премьера. Это начало театральной славы Островского.
В августе – «Бедная невеста».
Слайд 12Сотрудничество с Малым театром
1853 – 1856 – пьесы «Бедность не
порок», «Не так живи, как хочется», «В чужом пиру похмелье»,
«Доходное место»
Слайд 141856 – Сотрудничество с журналом «Современник». «Литературная экспедиция» по Волге.
Цель – изучить быт и нравы поволжских поселений.
1857, лето –
продолжение поездки по Волге.
1859 – премьера драмы «Гроза» (как результат «экспедиций»).
Слайд 16Пьеса «Гроза» отражает период общественного подъема, когда рушились устои крепостничества.
Название драмы – это социальное потрясение.
Островский - один из первых
русских писателей, кто раскрыл трагическое положение женщины в семье.
Слайд 171861 – Комедия «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба
Бальзаминова»)
1863 – Избран членом-корреспондентом Академии наук
1866 – Преподавал в новом
московском «Артистическом кружке». Это послужило основой для создания русского национального театра - «Театра Островского»
Слайд 181867 – смерть жены, Агафьи Ивановны
1869 – обвенчался с Марией
Бахметьевой (Васильевой), актрисой Малого театра.
Слайд 201870 – 1886 – самый плодотворный период жизни
Комедии «Бешеные
деньги», «Лес», «Волки и овцы».
Драмы «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без
вины виноватые»
Слайд 21Особое место в наследии Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873) -
взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют
материальные отношения.
Слайд 22
2 июня 1886 – смерть писателя в своем имении Щелоково
(за письменным столом)
Слайд 23Всего А.Н.Островский написал 47 пьес, 7 пьес – в сотрудничестве
с другими драматургами, перевел более 20-ти пьес с итальянского, испанского,
французского, английского и латинского языков.
С 1853 по 1872 г.г. его пьесы прошли 766 раз в столичных и провинциальных театрах, принеся Дирекции императорских театров доход больше 2-х миллионов рублей.
Слайд 24Заслуга А.Н.Островского
А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста,
ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Его по праву
называют «Колумбом Замоскворечья»
До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра.
Творчество А.Н.Островского, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.
Слайд 26«Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни
Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после вас мы, русские,
можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».
И.А.Гончаров