Слайд 1Жизнь и творчество
Д. Н. Мамина-Сибиряка
Подготовила: учитель начальных классов
Иванова
Н.Г.
МОУ
«Кашмашская ООШ»
Слайд 2
Дмитрий Наркисович
МАМИН-СИБИРЯК
(1852-1912)
Слайд 3Русский писатель-прозаик, драматург Д.Н. Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин) родился 25
октября (6 ноября)
1852 года в Висимо-Шайтанском заводском поселке Верхотурского
уезда Пермской губернии,
в 140 км от Нижнего Тагила.
Слайд 4Писатель с детских лет полюбил великолепную уральскую природу и всегда
вспоминал ее с любовью:
"Когда мне делается грустно, я уношусь
мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые,
и сам я делаюсь лучше".
Так писал Мамин-Сибиряк много
лет спустя, находясь вдали от
родного Висима.
Слайд 5Тогда же, в ранние детские годы, зародилась и окрепла у
Мамина-Сибиряка любовь к русской литературе.
"В нашем доме книга играла
главную роль, - вспоминал писатель, - и отец пользовался каждой свободной минутой, чтобы заняться чтением".
О небольшой домашней библиотеке заботилась
вся семья Маминых.
Слайд 6К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьезно. Он называл детскую
книжку "живой нитью", которая выводит ребенка из детской комнаты и
соединяет с широким миром жизни. Обращаясь к писателям, своим современникам, Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу: "Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян".
Слайд 8Детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста.
Младшие ребята хорошо знают "Аленушкины сказки". В них весело живут
и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например: Комар Комарович - длинный нос, Мохнатый Миша - короткий хвост, Храбрый Заяц - длинные уши - косые глаза - короткий хвост, Воробей Воробеич и Ерш Ершович. Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, малыши учатся наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и трудолюбия.
Слайд 9Произведения Мамина-Сибиряка для детей старшего возраста рассказывают о жизни и
труде рабочих и крестьян Урала и Сибири, о судьбе детей,
работающих на заводах, промыслах и шахтах, о юных путешественниках по живописным склонам Уральских гор. Широкий и разнообразный мир, жизнь человека и природы раскрываются юным читателям в этих произведениях. Высокую оценку читателей получил рассказ
Мамина-Сибиряка "Емеля-охотник", отмеченный в 1884 году международной премией.
Слайд 10"Серая шейка"
1. Содержание.
3. Вопросы.
2. Словарная работа.
4. Кроссворд.
Слайд 11- Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и
опасностью?
( Она спасла жизнь своей дочери. Утка всё время
думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.)
- А Селезень? ( Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса её съела, всё равно ей суждено погибнуть зимой.)
- Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? ( Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, не способный ни на какую жертву ради близких.)
- Как объяснить слова автора: «Оказывалось как – то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён и всегда лучше всех»? ( В этой фразе есть и ирония , и горькая жизненная правда – если не помогать другим, не болеть душой за других, философствовать о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, - есть возможность выглядеть умным и рассудительным обывателем)
- Можно ли утверждать, что автор – хороший психолог, то есть человек, который умеет анализировать переживания других людей ? ( НЕ важно, что в сказке речь идёт не о людях, переживания персонажей вполне человеческие!)
- Кого вам больше жалко – старую Утку или Серую Шейку?
- Можно ли сказать, что автор – тонкий наблюдатель жизни природы? ( Отметить детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлётом.)
Слайд 12Словарно – лексическая работа.
Озабоченный вид – поглощённый заботами, выражающий
беспокойство, заботу.
Верста – русская мера длины равная 1,06 км
Поросль – молодой лес, а также побеги растений от корней , пней или семян.
Рок – неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.
Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический.
Улетавший косяк – стая птиц.
Сажень – старая мера длины, равная 2м 13см
Слайд 13 - Какие чувства вызвала у вас Серая Шейка?
- А лиса?
Составьте характеристику главных героев.
Лиса
Серая Шейка Старик
хитрая,
безжалостная
больная,
добрая,
беззащитная
добрый,
заботливый,
любит природу
Мораль:
Не теряй веры
Будь
сильным и мужественным
Не плыви по течению
Имей активную жизненную позицию.
Без борьбы не сдавайся
Не теряй воли к жизни.
Пословицы:
У страха глаза велики.
На всякую беду страху не напасёшься.
Бой отвагу любит.
Кто назад бежит, тот честью не дорожит.
Слайд 15Кто это? И о чём он ворчал?
К чему готовились утки?
Слайд 16О чём подумала Серая Шейка,
когда улетели все утки?
Слайд 17С кем встретилась Серая Шейка в лесу?
Кого встретила Серая Шейка,
когда река почти
полностью замёрзла?
Слайд 18Кого испугались зайцы, когда грелись от мороза?
Вот так штука! В
первый раз вижу, как лиса в утку
превратилась. Ну, и
хитёр зверь . Чьи это слова?
Как закончилась эта сказка?
Слайд 191. Суровое время года которое нужно было пережить Серой Шейке?
2. Водоплавающая птица ?
3. Самец утки ?
4. Старая
мера длины, равная 2м 13см ?
5. Стая птиц ?
6. Русская мера длины равная 1,06 км ?
7. Тот кто ведёт за собой других ?
8. Что было повреждено у Серой Шейки?
Кроссворд