Слайд 1Жизнь и творчество 
Д. Н. Мамина-Сибиряка
Подготовила: учитель начальных классов 
Иванова
                                                            
                                    
Н.Г. 
МОУ 
«Кашмашская ООШ»
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2
Дмитрий Наркисович
 МАМИН-СИБИРЯК
(1852-1912) 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Русский писатель-прозаик, драматург Д.Н. Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин) родился 25
                                                            
                                    
октября (6 ноября) 
1852 года в Висимо-Шайтанском заводском поселке Верхотурского
                                    уезда Пермской губернии, 
в 140 км от Нижнего Тагила.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Писатель с детских лет полюбил великолепную уральскую природу и всегда
                                                            
                                    
вспоминал ее с любовью: 
"Когда мне делается грустно, я уношусь
                                    мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, 
и сам я делаюсь лучше". 
Так писал Мамин-Сибиряк много 
лет спустя, находясь вдали от 
родного Висима. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Тогда же, в ранние детские годы, зародилась и окрепла у
                                                            
                                    
Мамина-Сибиряка любовь к русской литературе. 
"В нашем доме книга играла
                                    главную роль, - вспоминал писатель, - и отец пользовался каждой свободной минутой, чтобы заняться чтением". 
О небольшой домашней библиотеке заботилась 
вся семья Маминых. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьезно. Он называл детскую
                                                            
                                    
книжку "живой нитью", которая выводит ребенка из детской комнаты и
                                    соединяет с широким миром жизни. Обращаясь к писателям, своим современникам, Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу: "Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян". 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 8Детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста.
                                                            
                                    
Младшие ребята хорошо знают "Аленушкины сказки". В них весело живут
                                    и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например: Комар Комарович - длинный нос, Мохнатый Миша - короткий хвост, Храбрый Заяц - длинные уши - косые глаза - короткий хвост, Воробей Воробеич и Ерш Ершович. Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, малыши учатся наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и трудолюбия. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Произведения Мамина-Сибиряка для детей старшего возраста рассказывают о жизни и
                                                            
                                    
труде рабочих и крестьян Урала и Сибири, о судьбе детей,
                                    работающих на заводах, промыслах и шахтах, о юных путешественниках по живописным склонам Уральских гор. Широкий и разнообразный мир, жизнь человека и природы раскрываются юным читателям в этих произведениях. Высокую оценку читателей получил рассказ 
Мамина-Сибиряка "Емеля-охотник", отмеченный в 1884 году международной премией. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10"Серая шейка"
1. Содержание.
3. Вопросы.
2. Словарная работа.
4. Кроссворд.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11- Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и
                                                            
                                    
опасностью? 
( Она спасла жизнь своей дочери. Утка всё время
                                    думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.) 
- А Селезень? ( Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса её съела, всё равно ей суждено погибнуть зимой.) 
- Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? ( Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, не способный ни на какую жертву ради близких.) 
- Как объяснить слова автора: «Оказывалось как – то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён и всегда лучше всех»? ( В этой фразе есть и ирония , и горькая жизненная правда – если не помогать другим, не болеть душой за других, философствовать о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, - есть возможность выглядеть умным и рассудительным обывателем) 
- Можно ли утверждать, что автор – хороший психолог, то есть человек, который умеет анализировать переживания других людей ? ( НЕ важно, что в сказке речь идёт не о людях, переживания персонажей вполне человеческие!) 
- Кого вам больше жалко – старую Утку или Серую Шейку? 
- Можно ли сказать, что автор – тонкий наблюдатель жизни природы? ( Отметить детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлётом.)
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 12Словарно – лексическая работа. 
Озабоченный вид – поглощённый заботами, выражающий
                                                            
                                    
беспокойство, заботу. 
Верста – русская мера длины равная 1,06 км
                                    
Поросль – молодой лес, а также побеги растений от корней , пней или семян. 
Рок – неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги. 
Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический. 
Улетавший косяк – стая птиц. 
Сажень – старая мера длины, равная 2м 13см
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13  - Какие чувства вызвала у вас Серая Шейка?
                                                            
                                    
 - А лиса?
  Составьте характеристику главных героев.
Лиса 
                                               Серая Шейка          Старик
хитрая,
безжалостная
больная, 
добрая, 
беззащитная
добрый,
заботливый, 
любит природу
                                
 
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                         Мораль:
 Не теряй веры 
Будь
                                    сильным и мужественным 
Не плыви по течению 
Имей активную жизненную позицию. 
Без борьбы не сдавайся 
Не теряй воли к жизни.
Пословицы: 
У страха глаза велики. 
На всякую беду страху не напасёшься. 
Бой отвагу любит. 
Кто назад бежит, тот честью не дорожит.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Кто это? И о чём он ворчал?
К чему готовились утки?
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16О чём подумала Серая Шейка, 
когда улетели все утки?
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17С кем встретилась Серая Шейка в лесу?
Кого встретила Серая Шейка,
                                                            
                                    
когда река почти 
полностью замёрзла?
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Кого испугались зайцы, когда грелись от мороза?
Вот так штука! В
                                                            
                                    первый раз вижу, как лиса в утку 
превратилась. Ну, и
                                    хитёр зверь . Чьи это слова?
Как закончилась эта сказка?
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 191. Суровое время года которое нужно было пережить Серой Шейке?
                                                            
                                    
2. Водоплавающая птица ? 
3. Самец утки ? 
4. Старая
                                    мера длины, равная 2м 13см ? 
5. Стая птиц ? 
6. Русская мера длины равная 1,06 км ? 
7. Тот кто ведёт за собой других ? 
8. Что было повреждено у Серой Шейки?
Кроссворд