Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
г. Южно-Сахалинска
Учитель математики
Аброськина О.В.
Формирование познавательных УУД на уроках математики
Слайд 2
«Если человека постоянно приучать
усваивать знания и умения в готовом
виде,
можно и притупить его природные творческие способности –
«разучить»
думать самостоятельно».
А. Дистервег
Актуальность
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Сегодняшний выпускник должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением, т.е. обладать УУД.
Слайд 3Концепция универсальных учебных действий : компетентность как «знание в действии»
(А.Г.Асмолов).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного нового социального опыта. В более узком термин можно определить как совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.
Слайд 4
Виды УУД
Личностный
Регулятивный
Познавательный
Коммуникативный
Слайд 5Познавательные учебные действия
Общеучебные универсальные действия
Логические универсальные действия
Постановка и решение проблемы
Знаково-символические
действия
Слайд 7Математика, как предмет,
является основой развития у учащихся познавательных действий.
Слайд 8Найди отличия
Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с
целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей.
Слайд 9Поиск лишнего
Четвёртый лишний. В каждом ряду три числа обладают общим
свойством, а одно число этим свойством не обладает. Укажите, что
это за свойство и какое число лишнее.
а)25; 49; 121; 45: б)1; 9; 27; 64:
в)14; 35; 39; 42: г)18; 102; 33; 44:
Формируемые УУД: поиск и выделение информации; формирование умения выделять закономерность. Логические действия: построение логической цепи рассуждений.
Слайд 10Цепочки вычислений
Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с
целью выделения общих признаков; построение логической цепи рассуждений.
Слайд 11Лабиринты
Вход в лабиринт:
Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой
информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление
целого из частей; установление причинно-следственных связей.
Слайд 12Поиск закономерностей
Найди выражения, значения которых равны:
(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68;
(43+62)*25;
1355*68-955*68; 128*36+57*36.
Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ
с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.
Слайд 13Использование дополнительных источников информации.
(математика Сриддхары XI в.)
“Есть “кадамба” цветок,
На один лепесток
Пчелок
пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла
Вся в цвету сименгда
И на
ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди,
Ее трижды сложи
И тех пчел на Кутай посади.
Лишь одна не нашла
Себе места нигде
Все летала то взад, то вперед и везде
Ароматом цветов наслаждаясь.
Назови теперь мне,
Подсчитавши в уме,
Сколько пчелок всего здесь собралось”.
Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации, извлечение из текста необходимой информации, построение логической цепи рассуждений
Слайд 14Составление опорных схем.
Формируемые УУД: умение самостоятельно применять свои знания на
практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование, -
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Слайд 15Логические задачи
Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель
задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.
Три девицы
под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?
Формируемые УУД: поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование.
Слайд 16Логические задачи
Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат:
а) на
треугольник и пятиугольник;
б) на два четырехугольника, не являющихся прямоугольниками.
Формируемые УУД: - умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование, - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Слайд 17Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить
4 этапа:
1-этап - вводно- мотивационный.
2- этап - открытие математических
знаний.
3- этап - формализация знаний.
4- этап - обобщение и систематизация.
Слайд 20Особенности УУД
в основной школе
Обратимся к содержанию федерального государственного стандарта
основного общего образования: «В основу Стандарта входит системно-деятельностный подход, который
должен обеспечить: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся». Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.
Слайд 21Структура учебных исследований
Соответствует структуре научных исследований и включает триаду
обязательных разделов:
подготовительная работа —>
проведение собственно исследования —> презентация
результатов.
Слайд 22Этапы включения учащихся в исследовательскую деятельность
3
3
Слайд 23Темы проектов по математике в 5-6 классах, которые можно использовать
как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету.
5
класс
Взаимное расположение двух прямых, пересечение и параллельность.
Вертикальные углы. Виды треугольников.
Равенство окружностей и кругов.
Великие математики древнего мира.
Число. История счёта. Римская нумерация.
Проекты:
История появления цифр.
Математическая шкатулка (поиск занимательных задач на развитие математического мышления и последующая их презентация).
Наследие Архимеда. (Жизнь и открытия).
Основные алгоритмы для решения задач за 5 класс.
Слайд 24Темы проектов по математике в 5-6 классах, которые можно использовать
как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету.
6
класс:
Магические числа.
Моя школа в цифрах и процентах.
Зачем нужна математика? (исследования по социальным вопросам, анкетирование, построение диаграмм при оформлении результатов).
Проекты:
Координатная плоскость.
Математические развлечения ( Игры с числами. Логические задачи. Магические квадраты. Невозможные рисунки).
Слайд 25Результатом своей работы считаю положительную динамику в формировании познавательных действий у
детей.
В урочной деятельности
Слайд 27Итог
Интерес к учебной деятельности, подкрепляемый постоянным активным участием в открытии
новых истин, проверке гипотез, поиском способа действий в задаче, является
основным психологическим условием успешности этой деятельности. Интерес выступает как движущая сила познания. Использование творческих заданий на переработку математической информации способствует повышению интереса, мотивации к учебе.
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных