Слайд 1Элементы статистики
9 класс, элективный курс, 2006-2007 учебный год
МОУ Кочневская
СОШ
учитель Грязнова А.К.
Слайд 2Элементы статистики
Что такое статистика?
Статистические характеристики.
Статистические исследования. Статистическое оценивание и прогноз.
Способы представления данных
Слайд 3Что такое статистика?
Толковый словарь иностранных слов Л.П.Крысина
СТАТИСТИКА [греч. statos стоящий;
стоячий, неподвижный].
1. Наука о количественных измерениях в развитии
общества и экономики.
2. Количественный учет всякого рода массовых случаев, явлений.
3. Научный метод количественных исследований в некоторых областях знаний. Математическая статистика и т.д..
Статистик — специалист в области статистики1-3.
Статистический — относящийся к статистике1-3.
Слайд 4Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
1. Наука,
изучающая количественные показатели развития общества и общественного производства.
(Общая теория статистики. Экономическая с. Сельскохозяйственная с.)
2. Количественный учёт всякого рода массовых случаев, явлений.
3. Научный метод количественных исследований в некоторых областях знания. Математическая с. (наука о математических методах систематизации и использования статистических данных). Лингвистическая с. (раздел лингвистики, занимающийся количественными закономерностями естественного языка).
Что такое статистика?
Слайд 5
Что такое статистика?
Статистика – получение, обработка, анализ и публикация информации,
характеризующей количественные закономерности жизни в обществе в неразрывной связи с
их количественным содержанием.
энциклопедический словарь
Слайд 6« Есть три вида лжи :
обычная ложь, наглая ложь
и статистическая
. »
Б. Дизраэли
(а н г л и й с к и й п р е м ь е р м и н и с т р, X I X в)
Слайд 7Какие статистические данные можно считать достоверными?
Если исследования проводились на достаточно
большой, случайным образом составленной выборке
Чётко определено, что подразумевается под тем
или иным понятием
Статистические данные не должны «убаюкивать» наше сознание, но и не должны без причины пугать.
Необходимо уметь видеть за цифрами объективный характер явления, уметь критически оценивать статистические данные и те выводы, которые сделаны на основе этих данных.
Слайд 8Некоторые «искусные» приёмы средств массовой информации для создания нужного им
эффекта от сообщения
Слайд 9Статистические характеристики (1)
Среднее арифметическое
ряда чисел
- частное от деления суммы этих чисел на число
слагаемых
Задача: сколько минут тратят на домашнее задание по алгебре?
23, 30, 25, 20, 34, 25, 30, 34, 35
23+30+25+20+34+25+30+34+35+14 = 27
10
Слайд 10Статистические характеристики (2)
Размах ряда чисел - разность между наибольшим и
наименьшим из этих чисел
Пример: дан упорядоченный ряд чисел
35, 35, 36,
36, 36, 36, 37, 37, 38, 39, 39
39 – 34 = 4 - размах ряда
Слайд 11Статистические характеристики (3)
Модой ряда чисел – число наиболее часто встречающееся
в данном ряду
Ряд чисел может иметь более одной моды или
не иметь моды совсем
35, 35, 36, 36, 36, 36, 37, 37, 38, 39, 39
36 –мода ряда, так как встречается чаще всего в этом ряду
Слайд 12Статистические характеристики (4)
Медианой упорядоченного ряда чисел с нечётным числом членов
называется среднее в ряду число;
с чётным числом членов
среднее арифметическое чисел, записанных посередине
1) 64, 72, 72, 75, 78, 82, 85, 91, 93
2) 64, 72, 72, 75, 78, 82, 85, 88, 91, 93
78+82 = 80
2
Слайд 13Статистические характеристики (3)
Среднее арифметическое
Размах
Мода
Медиана
Слайд 14Этапы исследовательской деятельности
Формулировка
проблемы,
постановка
задачи
Изучение
информации
по данной
проблематике
Выбор методов
исследования
и практическое
овладение ими
Сбор
собственного
материала
Анализ и
обобщение
Формулировка
выводов
Слайд 15Статистические исследования. Статистическое оценивание и прогноз.
Формулировка цели исследования
Целенаправленный сбор информации
(статистическое наблюдение)
Обобщение и систематизация данных (группировка данных, составление таблиц)
Анализ
полученных данных
(для этого используются различные обобщающие показатели)
Слайд 16Сбор и группировка статистических данных
Математическая подготовка учащихся (40 чел) по
теме (тест)
Таблица частот
Слайд 17Таблица относительных частот
Отношение частоты к общему числу данных в ряду
(в %) относительная частота
Математическая подготовка учащихся (40 чел) по теме
(тест)
Слайд 18Интервальный ряд –для анализа большего количества данных одинакового значения
Выборочное исследование
– если невозможно провести сплошное
Генеральная совокупность –вся совокупность данных
Выборочная совокупность (выборка)- должна быть представительной (репрезентативной), т.е. отражающей характерные особенности исследуемой генеральной совокупности
Слайд 19Способы представления данных
Различные таблицы
Диаграммы
Слайд 20Способы представления данных
Столбчатые диаграммы
Круговые диаграммы
Полигон (на координатной плоскости)
Гистограммы (для изображения
интервальных рядов данных)
Слайд 29Продолжительность горения электроламп
Стр. 17, стр. 27 рис 7
Слайд 30И с п о л ь з у е м
а я л и т е р а
т у р а (1)
1. В.Ф.Бутузов, Ю.М.Колягин, Г.Л. Луканкин, Э.Г.Позняк и др. «Математика» учебное пособие для 11кл общеобразовательных учреждений /рекомендовано Министерством образования РФ/ М., Просвещение, 1996.
2. Е.А. Бунимович, В.А. Булычёв: «Вероятность и статистика», пособие для общеобразовательных учебных заведений 5 – 9 классы / допущено Министерством образования Российской Федерации // Дрофа Москва 2002
3. Н.Я. Виленкин, Р.С. Гутер, С.И. Шварцбурд, Б.В. Овчинский, В.Г. Ашкенузе:
«Алгебра» учебное пособие для IX – X классов средних школ с математической специализацией» / второе издание, «Просвещение», Москва 1972. 237 – 240)
Слайд 31И с п о л ь з у е м
а я л и т е р а
т у р а (2)
4. Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк «Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей 7 – 9 классы» Под редакцией С.А.Теляковского М: Просвещение , 2006 г
5. Н.Я. Виленкин: «Индукция. Комбинаторика». Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976
6. В.Л. Лютикас: «Школьнику о теории вероятностей» Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 8 – 10 классов,/ М., «Просвещение» 1976
5.Журналы «Математика в школе»: № 10 – 2003 г, № 5 – 2004 г, № 6 – 2004 г, № 7 – 2004 г.