Слайд 1ИДЕИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
«Интерес к учению есть только там,
где есть вдохновение, рождающееся от успеха»
В.А. Сухомлинский
Учитель математики
МАОУ Апрелевская
средняя школа № 4
Некрасова Маргарита Константиновна
2014
Слайд 3ИДЕЯ ОПОРЫ
Идея опоры занимает одно из первых мест в педагогике
сотрудничества.
Опоры, опорные схемы сигналы, конспекты – это различные оригинальные подходы
к записям учебного материала.
Формы опор разные, но общий принцип просматривается четко: чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживая класс, перед ним должна быть опора. Это путеводная нить рассказа, правила, способа решения.
Слайд 4ПРИМЕРЫ ОПОР ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Памятка в выполнении домашнего задания;
Конспект для усвоение
новых знаний;
Опорный конспект;
Алгоритм решения;
Слайд 5ПАМЯТКА В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Вспомни объяснения учителя в классе.
Попробуй разобраться
в опорных сигналах.
Внимательно прочитай материал учебника, сравнивая его с опорным
конспектом, попытайся понять его.
Расскажи материал учебника с помощью опорных сигналов и без них.
Напиши опорный конспект по памяти.
Сравни написанный тобой конспект с образцом.
Если допустил ошибки, поработай над их исправлением.
Выполни упражнение.
Слайд 6КОНСПЕКТ ДЛЯ УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Слайд 7ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ «АРИФМЕТИЧЕСКИЙ КВАДРАТНЫЙ КОРЕНЬ»
x2 = 64;
x1 = -8 (отрицательный квадратный корень, т.к. (-8)2 = 64;
x2 = 8 (положительный квадратный корень, т.к. 82 = 64;
Арифметический квадратный корень из 64
8 = , 1) > 0;
2) ( )2 = 64
, а - подкоренное выражение;
, 1) 0;
2) ( )2 = а.
Арифметический квадратный корень имеет смысл , если а 0 .
Слайд 8АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ
Решить уравнение, значит найти все его корни или
доказать что их нет. Корнем уравнения называется значение переменной обращающей
его в верное равенство.
Разложим знаменатели на множители;
Найдем наименьший общий знаменатель;
Найдем дополнительный множители;
Умножим числитель на дополнительные множители и решим целое уравнение;
Проверка корней.
Слайд 9ИДЕЯ КРУПНЫХ БЛОКОВ
Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные
блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком
снижении нагрузки на ученика.
В крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать ее ученикам. Учитель получает возможность поставить перед детьми сложную и потому интересную задачу: справимся с материалом десяти уроков за один урок? Изучение материала блоками освобождает ребенка от страха перед трудностями: блок пройден, основная мысль схвачена - и ученик не боится, что он не поймет ее и отстанет. Он спокойно работает дальше, уясняя детали и подробности.
Слайд 10ПРИМЕР ПЛАНИРОВАНИЯ
ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА
Сложение и вычитание десятичных дробей в 5
классе;
Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями в 7 классе,
записав правило в следующем виде:
«Чтобы умножить/разделить степени с одинаковыми показателями нужно сложить/вычесть показатели, а основания оставить те же.»;
Формулы: (а – в)(а + в)= а2 - в2 и
а2 – в2 = (а – в)(а + в) и т.д.
Слайд 11ПЛАН УРОКА ГЕОМЕТРИИ ПО ТЕМЕ «ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ»
План ведения урока
Определение четырехугольника;
Знакомство с
видами четырехугольника (параллелограммы и непараллелограммы)
Раскрытие сути понятий:
- определение;
- признак;
- свойства.
Домашнее
задание: знать определение всех видов четырехугольноков и приготовить их модели.
Слайд 12ИДЕЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ФОРМЫ
Урок должен по форме отвечать изучаемому предмету. На
уроках математики В.Ф.Шаталов, доказывая теорему, не допускает ни одного лишнего
слова - рассказ учителя-математика должен быть абсолютно точным.
Слайд 13ПАМЯТКА РЕЦЕНЗЕНТУ
Для проверки контрольной работы
Указать объем выполненной работы;
Указать положительные и
отрицательные стороны работы;
Если есть оригинальные решения, приемы указать их;
Определить правильность
записей, культуру оформления.
Предложения и замечания.
К семинару
Какая часть работы выполнена? (полнота содержания)
Есть ли вопросы вызывающие затруднения выступающего?
Имеются ли другие подходы, способы решения, отличные от подхода выступающего?
Общее впечатление от выступления (культура общения, развитость математической речи, аргументированность, последовательность изложения)
Слайд 14ИДЕЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА
Весь этот комплекс методов и методик приводит к
идее личностного подхода к ребенку вместо индивидуального. В школу приходят
не только ученики - существа, занятые учением, нет, перед нами личности.
Каждый из ребят приносит в школу свой мир чувств и переживаний, ничем не отличающийся от мира учителя, - в этом смысле педагог и ребенок совершенно равны, они оба знают радость, страдание, стыд, страх, удовлетворение, чувство поражения и чувство победы.
Сколько бы ни говорили о необходимости индивидуального подхода, учитель, перегруженный уроками и делами, не может осуществить его в полной мере. Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему.
Слайд 15ПРИМЕР ФРАГМЕНТА УРОКА МЕТЕМАТИКИ
Тема:«Единицы времени. Век» 4 класс
Дифференцированные задания
·
КРАСНЫЙ СЕКТОР- ПРАВО НА 2 ОШИБКИ и
МАКС. ОЦЕНКА 4
· ЖЕЛТЫЙ СЕКТОР – ПРАВО НА 1 ОШИБКУ И МАКС, ОЦЕНКА 4
· ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР БЕЗ ОШИБОК 4.
· Красный сектор: Два поезда вышли навстречу друг другу, один был в пути 4 часа, а другой 360минут. Какой поезд был в пути дольше и насколько часов?
3ч =..мин 300с =…мин 1/2г =…мес
3сут =…ч 1г 3мес=…мес 1/3сут =…ч
· Жёлтый сектор: Спортсмен за 4мин. пробежал 800м. Сколько метров он пробежит за 6мин?
120мин.=…ч 600с=…мин
72ч.=…сут 18мес=…г…мес
· Зелёный сектор:Спортсмен за 4 мин. Пробежал 800м. Сколько метров он пробежит за 6 мин.?
Выбери правильное решение:
а) 800:4=200 (м) б) 6-4=2 (мин) в) 6-4=2 (мин )
200х6=1200(м) 800:2=400(м) 800х2=1600(м)
3ч =…мин 2сут =…ч 2г =…мес 120мин =…ч
Слайд 16ИДЕЯ ТРУДНОЙ ЦЕЛИ
Все учителя объявляют тему урока или нового раздела,
но для поддержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как
можно более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо изучена.
Учеников в этом случае объединяет не просто цель, которая сама по себе может быть и не такой уж интересной, а именно вера в возможность преодоления трудности. Без общего воодушевления сотрудничества с детьми добиться трудно.
Слайд 17ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ
Особенно надо остановиться на опорных сигналах, изобретенных В.Ф.Шаталовым. Это
не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опор
для мысли, особым образом расположенных на листе.
Сигнал позволяет ученикам свертывать и развертывать предъявляемый для изучения текст, и сама эта операция свертывания и развертывания, доступная каждому ученику, сильно облегчает понимание и запоминание материала и, что важно, полностью исключает возможность зубрежки.
Ученики не только следят за мыслью учителя во время его рассказа, но они теперь могут сами проходить путями учительской мысли, как по лабиринту.
Слайд 18РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ
Слайд 19ИДЕЯ ОЦЕНКИ РАБОТ
Когда ученик работает систематически, каждый день, не надеясь
на то, что его не вызовут и не спросят, он
быстро развивается, он больше не числится в отстающих. Это так воодушевляет учеников всех возрастов - от младших до старших, что дальнейшая работа в атмосфере успеха не представляет особого труда.
Особенно это относится к младшим классам. Учитель начальной школы, который ставит плохие отметки, а иногда и двойку за двойкой, который не умеет пользоваться похвалой, поощрением, нетерпелив в ожидании результатов, не верит в детей, - такой учитель крайне опасен для школы, он может навсегда отбить охоту ребенка учиться.
Слайд 20ИДЕЯ СВОБОДНОГО ВЫБОРА
Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении,
надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор.
Свобода выбора -
самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор.
В.Ф.Шаталов задает ученику сто задач, чтобы он сам выбирал для решения любые из них и в любом количестве.
Слайд 21ИДЕЯ ОПЕРЕЖЕНИЯ
Эта идея по-разному просматривается в работе каждого из
нас, но к ней пришли все. На год, на два
опережает программу В.Ф.Шаталов, за полгода, за год начинает изучать трудные темы.
Опережение программы доставляет ученикам удовольствие, вызывает гордость; учитель перестает зависеть от программы, он свободнее распоряжается временем на уроках.
Слайд 22ИДЕЯ САМОАНАЛИЗА
Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что
это единственный вид работы, которую человек сам не может оценить
- он нуждается в оценке учителя. Между тем лишь того можно назвать самостоятельным, независимым человеком, кто может сам вынести точную оценку своей работе, незавышенную и незаниженную, кто научен и приучен анализировать свою деятельность.
Слайд 23КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Смысл методики состоит в том, что ребят с
первого класса по выпускной учат коллективному общественному творчеству. Основное правило
«Все творчески, иначе зачем». За долгие годы придумано множество коллективных творческих дел на пользу людям, для школы, для своего класса. В них участвует весь коллектив - деление на выступающих и слушающих, на актив и пассив исключается. Методика коллективного творческого воспитания дает исключительно высокий педагогический эффект, на ней выросли сотни тысяч ребят.
Слайд 24СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ
Педагогика сотрудничества предполагает, что дети открыто, доверчиво относятся
ко взрослым - в школе и в семье. Для этого
нужны не единые требования, как принято говорить, а дружелюбные, товарищеские отношения с детьми в семье. Мы не делаем даже самых малых критических замечаний о детях на родительских собраниях. Нельзя ссорить детей с родителями.
Слайд 25СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Идеи сотрудничества на уроках математики», Глаголева Н.Ю. Калуга, 1992
«Учительская
газета», http://www.ug.ru/
«Опорные конспекты на уроках математики» http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98670948