Литературно-математическая гостиная

«Математик, который не есть поэт, не будет никогда подлинным математиком» Карл Вейерштрасс,

Математика и литература – точки соприкосновения
в жизни великих

людей

Литературно-математическая гостиная.

Математика и литература – точки соприкосновения в жизни великих людейЛитературно-математическая гостиная.

Слайд 2«Математик, который не есть поэт, не будет никогда подлинным математиком»

Карл Вейерштрасс, немецкий математик

Литература и математика! Что роднит их, казалось, на первой взгляд разные понятия.

«Математик, который не есть поэт, не будет никогда подлинным математиком»

Слайд 3ЭТАП 1. КРУГЛЫЙ СТОЛ
ЧТО объединяет математику и литературу?
Каких известных людей,

которые сделали свой вклад и в математику, и в литературу,

Вы знаете?
ЭТАП 1. КРУГЛЫЙ СТОЛЧТО объединяет математику и литературу?Каких известных людей, которые сделали свой вклад и в математику,

Слайд 4 Одним из крупнейших математиков, который был замечательным

поэтом, является Омар Хайям. Омар Хайям завершил построение геометрической теории кубических

уравнений. Математики стран ислама уделяли большое внимание развитию численных методов решения уравнений. Они были необходимы для развития астрономии, которая основывалась не только на наблюдениях, но и на вычислениях с использованием тригонометрических таблиц.

Параллельно с занятиями наукой Хайям создавал свои четверостишия (“Рубаи”). Научные труды Хайям писал на арабском языке, стихотворения на персидско-таджикском наречии.

Одним из крупнейших математиков, который был замечательным поэтом, является Омар Хайям. Омар Хайям завершил

Слайд 5 Омар Хайям навсегда вошел в историю всемирной

культуры не только как блестящий ученый – энциклопедист, но и

как прекрасный поэт, который воспевал свободу, бичевал ханжество и лицемерие, высмеивал суеверия. Его мудрые лирические четверостишия, наполненные глубоким философским смыслом в XIX и XX веках, были переведены на все основные языки мира.

Омар Хайям навсегда вошел в историю всемирной культуры не только как блестящий ученый –

Слайд 6 Гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)

является творцом идей новой науки во многих областях. Он величайший

математик, химик, физик, геолог и в то же время историк, языковед и даже поэт.
Ломоносов глубоко понимал значение математики для изучения других наук и для развития ума. Получив поручение написать для обновляемого корпуса учебные программы по физике, химии и математике и обосновать необходимость их изучения, Ломоносов после подробного разговора о значении преподавания кадетам физики и химии, о математике пишет лишь одну фразу: “А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит”.

В 1741 году Ломоносов написал работу «Elementa Chimiae Mathematicae» («Элементы математической химии», на латыни).

Гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) является творцом идей новой науки во многих

Слайд 7 Ломоносов был крупнейшим русским поэтом-просветителем 18 в.

В России Ломоносов стал создателем оды как жанра философского и

высокого гражданского звучания. Сыграл важную роль в разработке жанров послания, идиллии, эпиграммы. Свои научные мысли он нередко излагал поэтическим языком.

В 1755 во многом благодаря усилиям Ломоносова был основан первый в России Московский университет, который ныне носит его имя. А. С. Пушкин сказал о нем: “Ломоносов создал первый русский университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом”.

Ломоносов был крупнейшим русским поэтом-просветителем 18 в. В России Ломоносов стал создателем оды как

Слайд 8Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай

берегут:
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не

помеха,
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры

Науки юношей питают,Отраду старым подают,В счастливой жизни украшают,В несчастный случай берегут:В домашних трудностях утеха  И в

Слайд 9 Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891 г.) - первая

в мире женщина - профессор математики  педагог, редактор, доктор математических

наук, преподаватель Стокгольмского университета, редактор известного математического журнала «Математические ведомости».

Её важнейшая научная работа - полное решение задачи о вращении тяжелого твердого тела вокруг неподвижной точки.

Благодаря своим выдающимся математическим дарованиям, Ковалевская достигла вершин ученого поприща. В 1874 г. Геттингенский университет присудил Ковалевской степень доктора философии “с высшей похвалой”. Теперь она имела право преподавать математику в высшем учебном заведении.

Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891 г.) - первая в мире женщина - профессор математики  педагог,

Слайд 10 Известный математик Софья Васильевна обладала незаурядным литературным

талантом. Она писала прозаические произведения: роман «Сестры Раевские»; драма «Борьба

за счастье». «Сила не в одиночестве – в единении»

В ней одновременно жили математик и поэт.
«…Мне кажется, что поэт должен только видеть то, что не видят другие, видеть глубже других. Что до меня касается, то я всю жизнь не могла решить: к чему у меня больше склонности, к математике или литературе?...но, тем не менее, я ни от одной их них не могу отказаться совершенно».

Известный математик Софья Васильевна обладала незаурядным литературным талантом. Она писала прозаические произведения: роман «Сестры

Слайд 11В стихотворении С.В. Ковалевской «Если ты в жизни...» с необыкновенной силой выражено

стремление к познанию.

В стихотворении С.В. Ковалевской «Если ты в жизни...» с необыкновенной силой выражено стремление к познанию.

Слайд 12 Создатель неевклидовой геометрии (геометрии Лобачевского). Открытие Лобачевского

(1826, опубликованное 1829-30), не получившее признания современников, совершило переворот в

представлении о природе пространства, в основе которого более 2 тыс. лет лежало учение Евклида, и оказало огромное влияние на развитие математического мышления.
Николай Николаевич в течение 40 лет преподавал в Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора.

С 2011 года в Казани проводится Международный поэтический фестиваль имени Николая Лобачевского. Это единственный в мире литературный фестиваль, который носит имя великого

Создатель неевклидовой геометрии (геометрии Лобачевского). Открытие Лобачевского (1826, опубликованное 1829-30), не получившее признания современников,

Слайд 13Известный ученый, Лобачевский в редкие часы, свободные от занятий, сочинял

стихи. Еще в молодости Николай Иванович написал стихотворение «Разлив Волги при

Казани»
Известный ученый, Лобачевский в редкие часы, свободные от занятий, сочинял стихи. Еще в молодости Николай Иванович написал

Слайд 14 Хорошо известно, что А.С.Пушкин был не совсем

в ладах с математикой, что она не давалась ему с

детства и поэтому он ее не любил. Кажется, что свидетельств его современников более чем достаточно для того, чтобы сделать вывод о неприязненном отношении Пушкина к математике в течение всей его непродолжительной жизни. На самом деле, интересы Александра Сергеевича были разносторонними.
В наши дни литературные журналы не помещают научных статей на своих страницах, а по заказу Пушкина князь П.Б.Козловский писал математические статьи для его журнала «Современник». В библиотеке Пушкина имелись сочинения по теории вероятностей.

Крылатые фразы Пушкина «Проверил я алгеброй гармонию», «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»?

Хорошо известно, что А.С.Пушкин был не совсем в ладах с математикой, что она не

Слайд 15 Существует много теорий для объяснения нынешней формы

цифр. Некоторые теории связывали форму цифр с числом палочек, точек,

углов в цифре, но все эти теории не имеют научного значения.
В полных собраниях его сочинений имеется заметка с чертежом:

Вершины квадрата обозначены буквами. С помощью этих букв Александр Сергеевич разъяснял, как следует «набирать» эти буквы, чтобы получить начертание той или иной цифры.

“Форма цифр арабских, составлена из следующей фигуры DAC(1), АВDС(2), АВЕСD(3), АDВ+АC(4)”.

Существует много теорий для объяснения нынешней формы цифр. Некоторые теории связывали форму цифр с

Слайд 16 Михаил Юрьевич Лермонтов постоянно искал новой деятельности

и никогда не отдавался весь тому высокому поэтическому творчеству, которое

обессмертило его имя и которое, казалось, должно было поглотить его всецело. Постоянно меняя занятия, он со свойственной ему страстью, с полным увлечением отдавался новому делу.

Известно, что Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собой учебник математики.

Как то он никак не мог решить одну сложную математическую задачу. Решение ее пришло во сне. Во сне решил ее не сам Лермонтов, а приснившийся ему выдающийся шотландский математик Джон Непир, умерший за 197 лет до рождения поэта. После пробуждения Лермонтов, бывший прекрасным художником, писал изображение пришельца из далекого прошлого. Потом выяснилось, что это портрет математической знаменитости.

Михаил Юрьевич Лермонтов постоянно искал новой деятельности и никогда не отдавался весь тому высокому

Слайд 17Однажды поэт представил опыт математических вычислений.
Задумайте какое угодно число.

Прибавьте к нему 25.
Прибавьте еще 125.
Вычтите 37.
Еще

вычтите то число, которое вы задумали сначала.
Теперь остаток умножите на пять.
Полученное число разделите на 2.
Теперь посмотрим, что у вас должно получиться…

К Лермонтову есть привязка мистики цифр и судеб России: в 1914 г. – столетняя годовщина рождения поэта – началась Первая мировая война; к 90-летию – русско-японская, а в год столетия смерти – 1941-й – Великая Отечественная.

Однажды поэт представил опыт математических вычислений. Задумайте какое угодно число. Прибавьте к нему 25. Прибавьте еще 125.

Слайд 18 Многих поэтов и писателей издавна притягивала к себе

математика. Именно поэтам принадлежат многие образные и вместе с тем

исключительно точные высказывания о математике и о числах.

—«Говорят, что цифры правят миром; я знаю одно – цифры показывают, хорошо или плохо он управляется» — Гете. — «…Потому что все оттенки смысла умное число передает» — Н.Гумилев. — «Пред волей чисел мы все рабы»; «Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!» — В.Брюсов. — «Я всматриваюсь в вас, о числа… Вы позволяете понимать века» — В.Хлебников.
— «Судьба, как ракета, летит по параболе» — А.Вознесенский.

Многих поэтов и писателей издавна притягивала к себе математика. Именно поэтам принадлежат многие образные и

Слайд 19 Писатель Л.Н.Толстой математические понятия использовал для блестящих афоризмов

о характерах людей, познании, истине.

"Все люди

так же равны: как равны прямые углы при всем видимом различии".

"Человек есть дробь. Числитель - это - сравнительно с другими - достоинства человека; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству".

Для многих из поэтов математика была сложной, непонятной наукой.
Е.Евтушенко в одном из стихотворений использует понятие логарифм как эквивалент сложности: «…Но это посложнее логарифма».
Е.Винокуров признается в том, что ему с трудом даются самые элементарные математические факты и утверждения: Я чуть не плакал. Не было удачи! Задача не решалась – хоть убей. Условье было трудным у задачи

Писатель Л.Н.Толстой математические понятия использовал для блестящих афоризмов о характерах людей, познании, истине.

Слайд 20Не скрывает своих эмоций по поводу математики поэт И.Снегова:

Не скрывает своих эмоций по поводу математики  поэт И.Снегова:

Слайд 21Математика и литература не так далеки друг от друга, как

многие думают. В представлении многих, учёные – полуабстрактные существа, «сухари»,

погружённые в свою науку и ничем другим не интересующиеся. Однако большое математическое дарование нередко сочетается с проявлением творческого интереса к поэзии. История «великих жизней» даёт тому немало подтверждений. Исследовав лишь немногие из них, становится ясно, что знаменитые математики писали стихи, а великим поэтам была не чужда математика.

Ю. Лотман

Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. В представлении многих, учёные –

Слайд 22Математику уже за то любить следует, что она ум в

порядок приводит.

Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.

Слайд 241. Как называются координаты точки?
А б с ц и с

с а
Ордината

1. Как называются координаты точки?А б с ц и с с аОрдината

Слайд 252. Как называется функция y=kx+b ?
Линейная !

2. Как называется функция y=kx+b ? Линейная !

Слайд 263. Так называют одну из самых древних наук, в переводе

означающую “землемерие”.

3. Так называют одну из самых древних наук, в переводе означающую “землемерие”.

Слайд 274. Как называется раздел геометрии, который изучает фигуры на плоскости?

Планиметрия

4. Как называется раздел геометрии, который изучает фигуры на плоскости?Планиметрия

Слайд 285. Как называется утверждение, которое принимается без доказательств?

АКСИОМА

5. Как называется утверждение, которое принимается без доказательств?  АКСИОМА

Слайд 296. Как называются рассуждения о правильности той или иной теоремы?

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

6. Как называются рассуждения о правильности той или иной теоремы?ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

Слайд 30 7. Равенство, верное при любых значениях переменной.

7. Равенство, верное при любых значениях переменной.

Слайд 318. Как называется прямоугольник с равными сторонами?

Квадрат

8. Как называется прямоугольник с равными сторонами? Квадрат

Слайд 329. Назовите целые, рациональные, натуральные и действительные числа в том

порядке, как их изучают в школе.

9. Назовите целые, рациональные, натуральные и действительные числа в том порядке, как их изучают в школе.

Слайд 33Раунд 1
ПОСЧИТАЙ-КА

Раунд 1ПОСЧИТАЙ-КА

Слайд 341. Чему равно произведение всех цифр?

1. Чему равно произведение всех цифр?

Слайд 352. В музее большие красивые часы с боем шесть ударов

отбивают за 30 секунд ровно. За сколько секунд они отобьют

10 ударов?

За 54 минуты!

2. В музее большие красивые часы с боем шесть ударов отбивают за 30 секунд ровно. За сколько

Слайд 363. Арбуз весит 6 кг и поларбуза. Сколько весит арбуз

?
12 кг

3. Арбуз весит 6 кг и поларбуза. Сколько весит арбуз ?12 кг

4. В банку попал микроб и через 35 минут банка

была наполнена микробами, причем известно, что количество микробов ежеминутно удваивались.

За сколько минут банка была наполнена микробами
наполовину?

За 34 минуты!

4. В банку попал микроб и через 35 минут банка была наполнена микробами, причем известно, что количество

Слайд 385. Найти градусную меру смежных углов, если они относятся как

5. Найти градусную меру смежных углов, если они относятся как 1:2

Слайд 396. Во сколько раз лестница на шестой этаж длиннее лестницы

на третий этаж?

В 2, 5 раза
2
3
4
5
6
1

6. Во сколько раз лестница на шестой этаж длиннее лестницы на третий этаж?  В 2, 5

Слайд 407. Чему равна площадь прямоугольного треугольника со сторонами 4, 6,

10, если высота к большей стороне равна 6?
Такой треугольник не

существует! !
7. Чему равна площадь прямоугольного треугольника со сторонами 4, 6, 10, если высота к большей стороне равна

Слайд 42ЭТАП 3. Минута памяти…
«Смех исцеляет»,- говорил Михаил Николаевич. И он

исцелял - битком забитые зрителями залы и стадионы, миллионы телезрителей,

смеявшихся над его шутками.
На днях умер известный ПИСАТЕЛЬ-САТИРИК Михаил Николаевич Задорнов
ЭТАП 3. Минута памяти…«Смех исцеляет»,- говорил Михаил Николаевич. И он исцелял - битком забитые зрителями залы и

Слайд 43Вечная память…

как автор гипотез в области этимологии русских слов и истории

славянства, которые резко критикуются научным сообществом. Член Союза писателей России. Автор более десяти книг; среди сочинений Задорнова - лирические и сатирические рассказы, юморески, очерки, путевые заметки и пьесы.
Вечная память…Советский и российский писатель-сатирик, драматург, юморист, актёр, также известен как автор гипотез в области этимологии русских