Разделы презентаций


Методические особенности обучения учащихся решению уравнений в курсе математики 5-7 классов

Содержание

Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы. С. Коваль

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Учитель математики МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца» Агеева Юлия Владимировна

Мастер-класс
«Методические особенности

обучения учащихся решению уравнений
в курсе математики 5 – 7

классов»
Учитель математики МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца» Агеева Юлия Владимировна  Мастер-класс«Методические особенности обучения учащихся решению

Слайд 2 Уравнение – это золотой ключ,

открывающий все математические сезамы. С. Коваль
Уравнение – это золотой ключ,

Слайд 3Цели: рассмотреть различные виды уравнений, изучаемые в курсе математики 5-7

классов; привести алгоритмы их решения; дать методические рекомендации по обучению

учащихся решению уравнений.




Цели:  рассмотреть различные виды уравнений, изучаемые в курсе математики 5-7 классов;  привести алгоритмы их решения;

Слайд 4Алгоритм – понятное предписание, указывающее, какие операции и в какой

последовательности необходимо выполнить с данными, чтобы решить любую задачу данного

типа.
Алгоритм – понятное предписание, указывающее, какие операции и в какой последовательности необходимо выполнить с данными, чтобы решить

Слайд 5Характеристические свойства понятия «алгоритм»:
Свойство массовости
Свойство дискретности и элементарности

шагов
Свойство результативности
Свойство детерминированности

Характеристические свойства понятия «алгоритм»: Свойство массовости Свойство дискретности и элементарности шагов Свойство результативности Свойство детерминированности

Слайд 6Всякий алгоритм описывает общий метод решения класса однотипных задач

Всякий алгоритм описывает общий метод решения класса однотипных задач

Слайд 7Правило - «свернутый» алгоритм

Правило - «свернутый» алгоритм

Слайд 8Всякий алгоритм можно назвать правилом, но не всякое правило можно

назвать алгоритмом

Всякий алгоритм можно назвать правилом, но не всякое правило можно назвать алгоритмом

Слайд 9Три основных этапа:
введение алгоритма;
усвоение алгоритма;
применение алгоритма.

Три основных этапа: введение алгоритма; усвоение алгоритма; применение алгоритма.

Слайд 10Цели этапов:
цель первого этапа – актуализация знаний, необходимых для введения

и обоснования алгоритма, а также формулирование алгоритма;
цель второго этапа –

отработка операций, входящих в алгоритм, и усвоение их последовательности;
цель третьего этапа – отработка алгоритма в знакомых (при варьировании исходных данных) и незнакомых ситуациях.
Цели этапов:цель первого этапа – актуализация знаний, необходимых для введения и обоснования алгоритма, а также формулирование алгоритма;цель

Слайд 11Формы работы с учащимися:
на первом этапе - устная работа

на повторение.
на втором этапе – письменная коллективная работа с

широким использованием комментирования выполняемых действий.
на третьем этапе – самостоятельная работа.
Формы работы с учащимися: на первом этапе - устная работа на повторение. на втором этапе – письменная

Слайд 12V класс
Уравнения решаются на основе зависимости между результатом и

компонентами арифметического действия.

V класс Уравнения решаются на основе зависимости между результатом и компонентами арифметического действия.

Слайд 13a+x=b
Правило:
«Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть

известное слагаемое».

a+x=b Правило: «Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое».

Слайд 14a – x = в x – a = в
1) «Чтобы

найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность»;
2) «Чтобы найти

неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность».
a – x = в x – a = в1) «Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое

Слайд 15V класс
13899 + x = 2716 + 13899
4х + 4х

= 424
15а – 8а = 714
8,6 – (x +

2,75) = 1,85
45,7х + 0,3х – 2,4 = 89,6
x + 2,8 = 3,72 + 0,38
V класс13899 + x = 2716 + 138994х + 4х = 42415а – 8а = 714 8,6

Слайд 16V класс
1) x + 37 = 85;
2) m – 94

= 18;
3) 85 – z = 36;
4) 4x = 144;
5)

x : 8 = 13;
6) 42 : x = 6
V класс1) x + 37 = 85;2) m – 94 = 18;3) 85 – z = 36;4)

Слайд 17V класс
Правило 1: Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы

вычесть известное слагаемое.
Правило 2: Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить

вычитаемое и разность.
Правило 3: Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
Правило 4: Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
Правило 5: Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.
Правило 6: Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.
V классПравило 1: Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.Правило 2: Чтобы найти неизвестное

Слайд 18Учащиеся V класса сначала должны определить неизвестный компонент действия, а

затем найти его, пользуясь одним из вышеперечисленных правил.
x + 25

= 50
x = 50 – 25
x = 25
Ответ: 25

y + 64 = 48 + 38
y + 64 = 86
y = 86 – 64
y = 22
Ответ: 22


Учащиеся V класса сначала должны определить неизвестный компонент действия, а затем найти его, пользуясь одним из вышеперечисленных

Слайд 19Задания:
1. Заполните пропуски в формулировках и определениях.
Уравнением называется ____________, содержащее

____________.
Корнем уравнения называется такое значение ______________, при котором уравнение обращается

в _____________ равенство.
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к _____________ вычитаемое.
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно _______________ вычесть _______________.
Задания:1. Заполните пропуски в формулировках и определениях.Уравнением называется ____________, содержащее ____________.Корнем уравнения называется такое значение ______________, при

Слайд 20Задания:
2. Заполните пустые клетки в таблице.

Задания:2. Заполните пустые клетки в таблице.

Слайд 213. Узнайте, какое слово зашифровано в таблице.

3. Узнайте, какое слово зашифровано в таблице.

Слайд 22VI класс
Общий приём решения уравнений:
слагаемое можно перенести из одной

части уравнения в другую, изменив при этом его знак.

VI классОбщий приём решения уравнений: слагаемое можно перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом

Слайд 23VI класс
–x = 607
-а = -30,04
-5 + (а - 25)

= -4
|y| = 20
|a| = 0
|b| = -3
7,2 – (6,2

- x) = 2,2
|x| = 9
VI класс–x = 607-а = -30,04-5 + (а - 25) = -4|y| = 20|a| = 0|b| =

Слайд 24«Универсальный» алгоритм решения линейных уравнений с одним неизвестным вида: 6x

– 12 = 5x + 4
1) раскрыть скобки (если

таковые имеются);
2) оставить неизвестные в одной части уравнения, известные – в другой (уединение неизвестных);
3) привести подобные слагаемые;
4) разделить обе части уравнения на коэффициент при неизвестном;
5) записать ответ.
«Универсальный» алгоритм решения линейных уравнений с одним неизвестным вида: 6x – 12 = 5x + 4 1)

Слайд 25Пример
5х + 3 = 2х + 9
5х – 2х

= 9 – 3
3х = 6
x = 2
Ответ:

2


Пример5х + 3 = 2х + 9 5х – 2х = 9 – 33х = 6 x

Слайд 26Первый этап формирования алгоритма
Устные упражнения на повторение:

1) Перенесите

из левой части уравнения в правую то слагаемое, которое не

содержит неизвестного:
а) 8х + 5,9 = 7х + 20;
б) 6х – 8 = -5х – 1,6.

2) Оставьте в левой части уравнения все слагаемые, содержащие неизвестное, а в правой – не содержащие неизвестное:
а) 15y – 8 = -6y +4,6;
б) -16z + 1,7 = 2z – 1.

Первый этап формирования алгоритма Устные упражнения на повторение: 1) Перенесите из левой части уравнения в правую то

Слайд 27Первый этап формирования алгоритма
Устные упражнения на повторение:


3) Приведите

подобные слагаемые:
а) 15t + 8 – 8t – 6;
б) 13a

+ 4 – 7a - 25a;
в) 24m + 7 – 9m – 14m.

4) Раскройте скобки и приведите подобные слагаемые:
а) 7b – (3b + 1);
б) 3(x - 5) + 10x;
в) -2(x + 1) + x.
Первый этап формирования алгоритма Устные упражнения на повторение: 3) Приведите подобные слагаемые:а) 15t + 8 – 8t

Слайд 28Первый вид тестовых заданий
1. Если перед скобками стоит знак

«+», то можно опустить скобки и этот знак «+», _________________

знаки слагаемых, стоящих в скобках.

2. Раскройте скобки:
-17,5 + (3,02 – 2,51) = __________________.

3. -(a + b) = __________________.

Первый вид тестовых заданий 1. Если перед скобками стоит знак «+», то можно опустить скобки и этот

Слайд 29Первый вид тестовых заданий

4. Коэффициентом такого выражения, как a

или ab, считают _________.

5. Слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть, называют

______________________ слагаемыми.

6. Выполните приведение подобных слагаемых:
b – 2c + 4b – c = _________________________.

7. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то корни уравнения ________________________.
Первый вид тестовых заданий 4. Коэффициентом такого выражения, как a или ab, считают _________.5. Слагаемые, имеющие одинаковую

Слайд 30Второй вид тестовых заданий
1. Выражение a + (b + c)

можно записать без скобок:
a + (b + c) = a

+ b + c

2. Чтобы записать сумму, противоположную сумме нескольких слагаемых, надо изменить знаки данных слагаемых.

3. Приведение подобных слагаемых выполняют на основании переместительного свойства умножения.

4. Число -30 является корнем уравнения
0,5х – 15 = х.


Второй вид тестовых заданий1. Выражение a + (b + c) можно записать без скобок:a + (b +

Слайд 31Третий вид тестовых заданий
1. Раскройте скобки в выражении: a

– (b + c - d)
А) a – b

+ c – d;
Б) a – b – c + d;
В) a + b + c – d.
2. Найдите значение выражения: 25 – (12 - 53)
А) -40;
Б) -16;
В) 66.
3. Упростите: 5x – 5y – 6x + y
А) –x – 5y;
Б) -6x + y;
В) –x – 4y.
4. Найдите корень уравнения: 4 – 3y = 7 - y
А) 1,5;
Б) -1;
В) -1,5.
Третий вид тестовых заданий 1. Раскройте скобки в выражении: a – (b + c - d) А)

Слайд 32Второй этап формирования алгоритма
Решите уравнения:
1) -2x + 16 = 5x

– 19
2) 4(3 – 2x) + 24 = 2(3 +

2x)
3) 15 – 3(x - 8) = 3
4) 0,5(4 + x) – 0,4(x - 3) = 2,5
5) 0,4(x - 9) – 0,3(x + 2) = 0,7
Второй этап формирования алгоритмаРешите уравнения:1) -2x + 16 = 5x – 192) 4(3 – 2x) + 24

Слайд 33Третий этап формирования алгоритма
Решите уравнения:
18 = 3y + 3
6x +

10 = 5x + 15
-5n – 16 = 3n
8 –

5n = 10 – 4n
9m – 8 = 6m + 7
Третий этап формирования алгоритмаРешите уравнения:18 = 3y + 36x + 10 = 5x + 15-5n – 16

Слайд 34Тестовые задания
1. Решите уравнение: 4,2х + 5 = -7,6
А) 4;
Б)

-3;
В) -0,3;
Г) другой ответ.
2. Найдите сумму корней уравнений
х +

11,7 = 8,7 и (3х + 4,6) – 6,6 = 8,7 + 2,2
А) 4,3;
Б) -7,4;
В) 1,3;
Г) другой ответ.
Тестовые задания1. Решите уравнение: 4,2х + 5 = -7,6А) 4;Б) -3;В) -0,3;Г) другой ответ.2. Найдите сумму корней

Слайд 35Тестовые задания
3. Отец в два раза старше сына и на

25 лет старше дочери. Сколько лет дочери, если всем вместе

им 95 лет?
А) 23;
Б) 24;
В) 48;
Г) другой ответ.
Тестовые задания3. Отец в два раза старше сына и на 25 лет старше дочери. Сколько лет дочери,

Слайд 36Самостоятельная работа
1. Решите уравнения:
а) 2,1х – 3,5 = 1,4х;
б) 2(4

– 1,9х) = 0,8 – 0,2х.
2. На верхней полке в

3 раза больше книг, чем на нижней. После того, как с верхней полки сняли 15 книг, а на нижнюю добавили 11 книг, книг на обеих полках стало поровну. Сколько книг было на каждой полке первоначально?
3. Путь из города в село турист прошел со скоростью 4,8 км/ч. На обратном пути он увеличил скорость до 6 км/ч, что позволило ему пройти это расстояние на 1 час быстрее. Найдите расстояние от города до села.
Самостоятельная работа1. Решите уравнения:а) 2,1х – 3,5 = 1,4х;б) 2(4 – 1,9х) = 0,8 – 0,2х.2. На

Слайд 37VII класс
0,5(4 – 2a) = a – 1,8
2 –

a = a – 1,8
a + a = 2

+ 1,8
2a = 3,8
a = 1,9
Ответ: 1,9
VII класс0,5(4 – 2a) = a – 1,8 2 – a = a – 1,8 a +

Слайд 38Алгоритм решения линейного уравнения с двумя переменными типа: 5y –

2x = 1
1) воспользовавшись свойствами уравнений, выразить из данного

уравнения одну переменную через другую;
2) воспользовавшись свойствами уравнений, добиться того, чтобы коэффициент при одной из переменных был равен единице;
3) взять произвольное значение одной из переменных и вычислить соответствующее ему значение другой переменной;
4) записать решение исходного (данного) уравнения в виде пары (пар) чисел.
Алгоритм решения линейного уравнения с двумя переменными типа: 5y – 2x = 1 1) воспользовавшись свойствами уравнений,

Слайд 39Пример
3x + 2y = 12 (1)
2y = 12 – 3x


y = 6 – 1,5x (2)
если x = 2, то

= 6 – 3 = 3;
если x = 6, то = 6 – 9 = -3.

Пары чисел (2; 3), (6;-3) – решение уравнения (1).
уравнение (1) имеет бесконечно много решений



Пример3x + 2y = 12 (1)2y = 12 – 3x y = 6 – 1,5x (2)если x

Слайд 40Тестовые задания по теме: «Уравнение с одной переменной»
1. Выберите уравнения,

для которых число -3 является корнем:
1) (2x + 3)(2x

- 6) = 0; 3) (2x + 6)(x - 4) = 0;
2) (x2 - 9) + (x2 - 7) = 2; 4) (x + 3)(x2 – 3x + 9) = 0.
а) 1; 2; б) всех; в) 3; 4; г) 2; 3; 4.
2. Найдите все натуральные значения p, при которых корнем уравнения px = 8 является целое число.
а) 1; 2; 4; 8; б) 1; 8; в) 2; 4; г) 2; 4; 8.
Тестовые задания по теме:  «Уравнение с одной переменной»1. Выберите уравнения, для которых число -3 является корнем:

Слайд 41Тестовые задания по теме «Уравнения с двумя переменными»
1. При каком

значении c пара (c;3) является решением уравнения
3x – 4y =

6?
а) -6; б) 6.

2. Точка с абсциссой -3 принадлежит графику уравнения x – 2y = 10. Найдите ординату этой точки.
а) -6,5; б) 6,5; в) 4; г) -4.
Тестовые задания по теме  «Уравнения с двумя переменными»1. При каком значении c пара (c;3) является решением

Слайд 42Самостоятельная работа
1. Решите уравнения:
а) -8х = -24;
б) 50х = -5;
в)

-18х = 1.
2. Определите значение x, при котором значение выражения

-3х равно:
а) 0; б) 6; в) -12;
3. При каких значениях a уравнение ax = 8:
1) имеет корень, равный -4, 0;
2) не имеет корней;
3) имеет отрицательный корень?
Самостоятельная работа1. Решите уравнения:а) -8х = -24;б) 50х = -5;в) -18х = 1.2. Определите значение x, при

Слайд 43Методические рекомендации по организации работы учащихся с алгоритмами и формированию

алгоритмического мышления.
алгоритм должен быть по возможности наиболее кратким;
«Читая и применяя

алгоритм, старайтесь запоминать его»;
пунктуационное соблюдение данного учителем образца решения задачи;
указания в алгоритме желательно давать в таком виде, чтобы они содержали в себе все необходимые объяснения, какие учитель хочет слышать от учащихся по ходу решения задач.
Методические рекомендации по организации работы учащихся с алгоритмами и формированию алгоритмического мышления.алгоритм должен быть по возможности наиболее

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика