Слайд 1Методы обучения математике в начальных классах
Плужникова Марина Александровна
учитель начальных классов
Слайд 2Особенности использования различных методов и приемов при обучении младших школьников
математике
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - способы совместной деятельности учителя и учащихся,
при помощи которых учитель передаёт, а учащиеся усваивают знание, умение и вырабатывают навыки.
Слайд 3В зависимости от формы организации совместной работы учителя и ученика
выделяют следующие методы обучение:
изложение знаний;
беседа;
самостоятельная работа.
Слайд 4Методы обучение в дидактике классифицируется также в зависимости от источника
знаний
выделяются словесные методы (рассказ, беседа, работа по учебнику);
наглядные методы (наблюдение);
практические
методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур).
Слайд 5В зависимости от способов организации учебной деятельности школьников
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый;
исследовательский.
Слайд 6Приёмы
Анализ и синтез
Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его
признаков или свойств.
Синтез – это соединение различных элементов, сторон
объекта в единое целое.
Для рассмотрения данного объекта с точки зрения различных понятий младшим школьникам при обучении математике обычно предлагаются такие задания:
Прочитай по-разному выражение 16-5. (16 уменьшили на 5; разность чисел 16 и 5; из 16 вычесть 5.)
Слайд 7
По каким признакам можно разложить пуговицы в две коробки?
Рассматривая пуговицы
с точки зрения их размеров мы положим в одну коробку
4 пуговицы a, в другую 3,
- с точки зрения цвeтa:1 и 6
- с точки зрения формы: 4 и 3.
Слайд 8Приём сравнения
выделение признаков или свойств одного объекта;
установление сходства или различия
между признаками двух объектов;
выявление сходства между признаками трёх, четырёх и
более объектов.
В чем сходство
и различие
этих предметов?
Что изменилось?
Слайд 9Приём классификации
Приём аналогии
Приём обобщения
Слайд 10Различные подходы к построению урока математики
Когда в дидактике говорят, что
структура урока может быть различной, то имеется в виду его
внешняя структура, т.е. этапы урока, на которых решаются те или иные дидактические задачи.
Внутренняя же структура урока математики определяется содержанием и последовательностью учебных заданий, взаимосвязью между ними, отражает процесс усвоения учащимися математического содержания и характер их деятельности.
Слайд 11Через учебные задачи реализуются мотивационные, развивающие, дидактические и контролирующие функции
обучения
В зависимости от этапов обучения выделяют:
на актуализацию ЗУН;
связанные с изучением
нового материала;
на закрепление ЗУН;
на применение ЗУН;
на повторение;
контролирующие.
В зависимости от характера познавательной деятельности выделяют:
репродуктивные;
тренировочные;
частично-поисковые;
творческие.
Слайд 12В зависимости от содержания материала задания могут включать:
решение задачи;
вычитание значений
выражения;
сравнение выражений;
решение уравнений и т.д.
В зависимости от той функции, которую
выполняют задания в процессе обучения, их можно разделить на два виды:
обучающие;
контролирующие.
Слайд 13В русле обучения, направленного на отработку знаний, умений и навыков,
где процесс усвоения материала состоится по схеме: объяснение (показ образца)
– закрепление – применение – контроль, приоритет обычно отдается контролирующим заданиям.
Задания на этапах постановки и решения учебной задачи носят обучающий характер. Их цель – создать методические условия не только для понимания и усвоения нового материала, но и для повторения ранее изученных вопросов.
Слайд 14Стандартные и нестандартные уроки в начальной школе
Нетрадиционные или нестандартные
уроки - это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия,
интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
Слайд 15Для успешной подготовки нетрадиционного урока и его проведения учитель должен
обладать рядом личностных качеств, соответствовать некоторым требованиям, основными из которых
являются:
хорошие знания предмета и методики;
творческий подход к работе, изобретательность;
осознанное отношение к использованию нетрадиционных форм урока в учебном процессе;
учёт собственного характера и темперамента
Слайд 16Формы организации деятельности учащихся на уроке
Система форм учебной деятельности
Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
Слайд 17Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на
уроке, когда все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют
общую задачу.
Чаще всего ее используют на этапе первичного усвоения нового материала.
Она по своей природе ориентирована на средних учащихся
-
Слайд 18Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для
всего класса задач без контакта с другими учениками, но в
едином для всех темпе.
Она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности.
Ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, его оценка касаются и интересуют только ученика и учителя
+
-
Слайд 19Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает создание небольших по составу
групп в пределах одного класса.
Парная форма учебной работы - два
ученика выполняют некоторую часть работы вместе.
Она способствует развитию навыков высказывания общения, критически мыслить, убеждения и умения вести дискуссию.
Кооперативно-групповая учебная деятельность - это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения.
Слайд 20Дифференцированное-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями.
Ланкова форма предусматривает организацию учебной деятельности в постоянных малых ученических группах,
управляемых лидерами.
Индивидуально-групповая форма предусматривает распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи. Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносятся на рассмотрение всего класса и педагога.
Слайд 21Формы групповой учебной деятельности на разных этапах урока
Слайд 22Используемая литература:
Н.Б. Истомина «Методика обучения математике в начальной школе» развивающее
обучение учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей 2-е
издание. Смоленск ассоциация XXI век 2009.
Интернет источник: методика преподавания математики в начальных классах (курс лекций) http://superinf.Ru/view_helpstud.Php?Id=271#3
интернет источник: нестандартные уроки в начальной школе http://ingsosh1.3dn.Ru/medod_day/nestandartnye_uroki_v_nachalnoj_shkole-vystuplenie.Doc
интернет источник: uchebniki online http://uchebnikionline.Com/pedagogika/pedagogika_-_moyseyuk_nye/formi_organizatsiyi_navchalnoyi_diyalnosti_uchniv_zanyatti.Htm