Слайд 1«Бактериологический метод исследования»
презентация
на тему
Работа студентов 2 группы II курса
Шалаевского Михаила и Иванчиной
Татьяны
Слайд 2Физиология бактерий
Физиология бактерий – наука, изучающая процессы жизнедеятельности бактерий и
их взаимодействие со средой.
Слайд 3Метаболизм бактерий
Метаболизм - совокупность реакций жизнеобеспечения, происходящих в микробной клетке
при участии ферментов.
Ферменты - высокоактивные биологические молекулы, способные к многократному
взаимодействию с определенным субстратом.
Субстраты - питательные вещества,поступающие в клетку и участвующие в процессах метаболизма.
Метаболиты - промежуточные или конечные продукты метаболизма.
Слайд 4Метаболизм бактерий
Катаболизм - расщепление крупных молекул с освобождением энергии
Анаболизм -
синтез макромолекул с поглощением энергии.
Амфиболизм - промежуточное звено метаболизма между
катаболизмом и анаболизмом
Слайд 5Метаболизм бактерий
Особенность метаболизма бактерии: высокая скорость.
Причина:
1) по правилу Рубнера :
чем больше площадь поверхности ЦПМ и меньше объем клетки, тем
интенсивнее метаболизм.
2) огромная ферментативная насыщенность
3) высокая проницаемость клеточной стенки и ЦПМ
4) внеклеточное расщепление субстрата
Слайд 6Ферменты бактерий
Состоят из :
- Белковой части (апофермента)
- Простатической группы (кофермента)
По месту действия:
1)
эндоферменты
2) экзоферменты
По наличию в клетке:
1) Конститутивные - постоянно синтезируются
2) Индуцибельные - синтезируются при наличии субстрата
Классификации
По функциям:
1) Оксидоредуктазы
2) Гидролазы
3) Лиазы
4) Изомеразы
5) Лигазы
6) Синтетазы
Слайд 7Питание бактерий
По источникам углерода бактерии делятся на:
1) Автотрофы - способны
строить сложные соединения углерода из CO2 и H2O (нитрифицирующие, железобактерии)
2)
Гетеротрофы - нуждаются в готовых органических соединениях. Подразделяются на Сапрофиты и Паразиты.
а) Сапрофиты - используют готовую органику, но не зависят от др. организмов (микробы брожения и гниения)
б) Паразиты - зависят от получения готовой органики из макроорганизма. Бывают облигатные (риккетсии, хламидии) и факультативные.
Слайд 8Питание бактерий
По источникам азота бактерии делятся на:
Прототрофы - способны синтезировать
все необходимые органические соединения из глюкозы и солей аммония.
Ауксотрофы -
нуждаются в готовых факторах роста (аминокислотах, витаминах, пуриновых и пиримидиновых основаниях)
По источникам энергии бактерии делятся на:
Фототрофы - способны использовать энергию солнечного света.
Хемотрофы - получают энергию за счет химических реакций. Делятся на хемолитотрофы и хемоорганотрофы.
Слайд 9Особенности питания бактерий
Не способны к фагоцитозу и пиноцитозу (из-за строения
клеточной стенки)
Характерно внешнее пищеварение.
Слайд 10Транспорт питательных веществ
Простая диффузия: по градиенту концентрации без затрат энергии
Облегченная
диффузия: по градиенту концентрации, без затрат энергии, с участием ферментоподобных
белков-переносчиков-пермеаз.
Активный транспорт: против градиента концентрации с участием пермеаз.
Транслокация: против градиента, с участием пермеаз и с видоизменением переносимой молекулы
Слайд 11Бактериологический метод исследования
представляет собой многоэтапное бактериологическое исследование, которое длится 18—
24 часов.
Цели:
выделение чистой культуры возбудителя
идентификация этого возбудителя, определить
видовую принадлежность по морфологическим, биохимическим, токсигенным и антигенным свойствам
установить чувствительность к антимикробным препаратам.
Слайд 12Бактериологический метод исследования
Этап I
Подготовка исследуемого материала к посеву.
Посев исследуемого материала
на плотные питательные среды (для получения изолированных колоний) и на
жидкие питательные среды (среды обогащения)
Провести микроскопию материала.
- во время посева не разговаривай!
- сеять штрихами в виде сетки
- среду нельзя повреждать!
- надписи делать только на чашке
Слайд 13Бактериологический метод исследования
Этап II
Изучение колоний, выросших на плотных питательных средах
Приготовление мазков из выросших колоний для изучения морфологических свойств микроорганизмов.
Выделение
чистой культуры.
Пересев отмеченной изолированной колонии на скошенный агар
Слайд 14Бактериологический метод исследования
Этап III
Изучение характера роста чистой культуры
Приготовление и микроскопия
мазков для проверки чистоты культуры.
Изучение культуральных, биохимических, серологических свойств выделенного
микроорганизма
Определение чувствительности выделенного микроорганизма к АБП
Слайд 15Бактериологический метод исследования
Этап IV
Учет результатов изучения культуральных, биохимических, серологических свойств
выделенного микроорганизма.
Определение вида возбудителя.
Учет результатов определения чувствительности выделенного микроорганизма к
АБП
Выдача бактериологического заключения.
Слайд 16Терминология микробиологии
Штамм – совокупность микробов из одного источника, полученных за
разное время или из разных источников.
Культура микробов – штамм микробов,
находящийся в питательной среде
Чистая культура – культура, представленная микробами одного штамма
Клон – популяция микробов, являющихся потомством одной клетки
Колония – потомство одной клетки, визуально определяемое на питательной среде
Слайд 18Рост и размножение бактерий
Рост бактерий – упорядоченное увеличение размеров и
колиества всех компонентов клекти, что приводит к увеличению массы.
Размножение бактерий
– разделение суперспирализованной ДНК нуклеоида на две дочерние нити, каждая из которых достраивается комплементарной нитью и образуются две дочерние клетки.
Слайд 20Дыхание бактерий
Дыхание (биологическое окисление) –совокупность биохимических процессов, сопровождающихся образованием энергии,
необходимой для жизнеобеспечения клетки:
Фотосинтез – фотосинтетическое фосфорилирование
Дыхание – окислительное фосфорилирование
Брожение
– субстратное фосфорилирование
Слайд 21Классификация по типу дыхания
Облигатные (строгие) аэробы развиваются при наличии в
атмосфере 20% кислорода
Облигатные анаэробы — бактерии, для которых наличие молекулярного
кислорода является губительным
Факультативные анаэробы могут размножаться как в присутствии, так и в отсутствие кислорода (большинство патогенных и сапрофитных микробов)
Слайд 22Питательные среды
по строению:
натуральные и синтетические.
жидкие,
плотные и полужидкие.
простые и сложные.
основные и специальные.
по назначению:
элективные (избирательные) среды
среды накопления
консервирующие среды
дифференциально-диагностические среды
ПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ —
субстраты, состоящие из компонентов, обеспечивающих необходимые условия для культивирования микроорганизмов.
Слайд 23Требования к питательным средам
Питательные среды должны:
Содержать необходимые для питания
микроба питательные вещества.
Иметь реакцию рН, оптимальную для выращиваемого вида микроба.
Иметь
достаточную влажность, так как микробы питаются по законам диффузии и осмоса.
Обладать изотоничностью.
Быть стерильными, обеспечивая тем самым возможность выращивания чистых культур микробов.