Разделы презентаций


Организация самостоятельной работы на уроках математики

Содержание

Меняется роль ученикаНаучиться можно только самомуЗнание само по себе не воспитывает ни умения, ни воли /К.П.Победоносцев/.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Технология организации самостоятельной работы школьников
Презентацию подготовила
Даутова О.Б., д.п.н., доцент
Санкт-Петербург
2011

Технология организации самостоятельной работы школьниковПрезентацию подготовила Даутова О.Б., д.п.н., доцентСанкт-Петербург2011 г

Слайд 2Меняется роль ученика
Научиться можно только самому
Знание само по себе не

воспитывает ни умения, ни воли /К.П.Победоносцев/.

Меняется роль  ученикаНаучиться можно только самомуЗнание само по себе не воспитывает ни умения, ни воли /К.П.Победоносцев/.

Слайд 3Учение=учебно-познавательная деятельность
Сложнейший, сугубо индивидуальный психофизиологический процесс.
Индивидуальный процесс интериоризации знаний.
Самоуправляемая, самостоятельная

учебно-познавательная деятельность субъекта учения.

Учение=учебно-познавательная деятельностьСложнейший, сугубо индивидуальный психофизиологический процесс.Индивидуальный процесс интериоризации знаний.Самоуправляемая, самостоятельная учебно-познавательная деятельность субъекта учения.

Слайд 4Что такое самостоятельность?
Самостоятельность – это, прежде всего, самостоятельность действий, мышления.


Основное условие достаточно глубокого усвоения материала – это его аналитико-синтетическая

обработка, которая заключается в самостоятельном анализировании новой информации, т. е. выделение в ней основных понятий, установлении причинно-следственных связей и отношений между ними и, таким образом, понимании учебного материала, а в целом, определении в нем главного и второстепенного.
Что такое самостоятельность?Самостоятельность – это, прежде всего, самостоятельность действий, мышления. Основное условие достаточно глубокого усвоения материала –

Слайд 5«Три кита» самостоятельности


УМЕНИЕ

МОТИВ
ВОЛЯ
Самостоятельность

«Три кита» самостоятельностиУМЕНИЕМОТИВВОЛЯСамостоятельность

Слайд 6Три компонента познавательной самостоятельности
Мотивационный. Мотив – это осознанное побуждение,

которое обуславливает целенаправленную деятельность.

Содержательно – операционный. Включает в себя

владение обучающимся системой ведущих знаний и способов учения

Волевой. Волевые процессы органически связаны с деятельностью. Зачатки воли заключены уже в потребностях, как исходных побуждениях человека к действию
Три компонента познавательной самостоятельности Мотивационный. Мотив – это осознанное побуждение, которое обуславливает целенаправленную деятельность. Содержательно – операционный.

Слайд 7Цель с/р – организация самостоятельной познавательной деятельности
«Самостоятельная познавательная деятельность характеризуется

умственной активностью, самостоятельным исследованием при решении обучающимся всей задачи или

одного из ее вопросов» [Кириллова Г.Д., 1996]
Цель с/р – организация самостоятельной познавательной деятельности«Самостоятельная познавательная деятельность характеризуется умственной активностью, самостоятельным исследованием при решении обучающимся

Слайд 8Цель
(идеальная
модель результата)
Мотив
(побуждает и
направляет)
Потребность
(побуждает
деятельность)
Действия,
операции
Средства
(идеальные и
материальные)
Предмет
Результат
удовлетворяющий
потребность

Цель(идеальная модель результата)Мотив(побуждает и направляет)Потребность(побуждает деятельность)Действия,операцииСредства (идеальные и материальные)ПредметРезультатудовлетворяющий потребность

Слайд 9
Единицей анализа УПД является действие!
В качестве главного признака самостоятельной деятельности

рассматривается не то, что обручающийся работает без помощи преподавателя, а

то, что каждое действие выполняемое обучающимся им осознается, подчинено цели, которую он сам поставил.
Единицей анализа УПД является действие!В качестве главного признака самостоятельной деятельности рассматривается не то, что обручающийся работает без

Слайд 10Главный признак самостоятельной деятельности

Осуществляется без помощи педагога
Каждое выполняемое обучающимся действие

Главный признак самостоятельной деятельностиОсуществляется без помощи педагогаКаждое выполняемое обучающимся действие

Слайд 11Модель построения УПД методом действия
проблема
задачи для решения
отбор информации и

методов
выбор действий
обмен опытом деятельности
презентация продуктов и решений
оценка-экспертиза решений
анализ-рефлексия опыта деятельности


оценка развития компетенций
самооценка роста достижений
планирование дальнейшего обучения
Модель построения УПД методом действияпроблема задачи для решенияотбор информации и методоввыбор действийобмен опытом деятельностипрезентация продуктов и решенийоценка-экспертиза

Слайд 12Классификация самостоятельной работы
По дидактической цели их применения: познавательные, практические, обобщающие.
По

уровню проблемности: репродуктивные, репродуктивно-исследовательские, исследовательские (творческие)
По методам научного познания:

теоретические, экспериментальные, на моделирование, на наблюдение, на классификацию, на обобщение, на систематику
По типам решаемых задач. Здесь возможны разные классификации, например типы задач: познавательные, творческие, исследовательские.




Классификация самостоятельной работыПо дидактической цели их применения: познавательные, практические, обобщающие.По уровню проблемности: репродуктивные, репродуктивно-исследовательские, исследовательские (творческие) По

Слайд 13Модель организации с/р школьников включает в себя:
Нормативная база с/р
Основные условия

с/р
Информационно-методическое обеспечение с/р
Согласование преподавателем индивидуальных планов с/р школьников.


Модель организации с/р школьников включает в себя:Нормативная база с/рОсновные условия с/рИнформационно-методическое обеспечение с/рСогласование преподавателем индивидуальных планов с/р

Слайд 14Характеристика технологии организации самостоятельной работы обучающегося

Характеристика технологии организации самостоятельной работы обучающегося

Слайд 16Подготовительный этап




2 шаг
TEXT
TEXT
Коррекция уч.прогр., (введение тем для с/р, примеры

типовых заданий
Отбор видов самост.учебной работы
Разработка заданий для с/р.
Расчет

количества часов и суммы баллов, за задания с/р.



Разработка технологи
ческой карты.

Разра
ботка УМК.

4 шаг

3 шаг

5 шаг

6 шаг

1 шаг

Подготовительный этап 2 шагTEXTTEXTКоррекция уч.прогр., (введение тем для с/р, примеры типовых заданийОтбор видов самост.учебной работы Разработка заданий

Слайд 17Этап целеполагания
Педагог

предъявляет обучающемуся технологическую карту самостоятельной работы
Ученик

выбирает виды

учебной работы,
знакомится с требованиями, предъявляемыми к курсу в целом

и к выполнению заданий по самостоятельной работе в частности
Этап целеполаганияПедагог 	предъявляет обучающемуся технологическую карту самостоятельной работы Учениквыбирает виды учебной работы, знакомится с требованиями, предъявляемыми к

Слайд 18Консультирование
Предагог выполняет роль консультанта по образовательному запросу обучающегося.
Типы образовательного запроса:
Информационный;
Ресурсный;
Технологический;
Учебный;
Психологический.

КонсультированиеПредагог выполняет роль консультанта по образовательному запросу обучающегося.Типы образовательного запроса:Информационный;Ресурсный;Технологический;Учебный;Психологический.

Слайд 19Контрольно-оценочный этап
Оценивание учебных достижений обучающихся – заключительный семинар.

Формы:
Защита портфолио.
Подведение итогов

рейтинга.
Защита работ обучающимися.
Другое.

Контрольно-оценочный этапОценивание учебных достижений обучающихся – заключительный семинар.Формы:Защита портфолио.Подведение итогов рейтинга.Защита работ обучающимися.Другое.

Слайд 20Рефлексивный этап – для обучающегося
Что получилось, что нет при осуществлении

учебной деятельности. Почему, что мешало?
Какие компетенции, УУД удалось развить? В

чем проявляется моя некомпетентность? Можно ли это исправить?
Какие достижения учебные и личностные сопутствовали этому курсу?
Что еще необходимо сделать в рамках самообразования?
Рефлексивный этап – для обучающегосяЧто получилось, что нет при осуществлении учебной деятельности. Почему, что мешало?Какие компетенции, УУД

Слайд 21Аналитический этап
Педагог анализирует полученные результаты, делает выводы, вносит коррективы в

учебные задания.

Аналитический этапПедагог анализирует полученные результаты, делает выводы, вносит коррективы в учебные задания.

Слайд 22Этапы деятельности обучающегося
Шаг 1. Определение цели самостоятельной работы.
Шаг 2.

Конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи.
Шаг 3. Самооценка готовности к

самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи.
Шаг 4. Выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения).
Шаг 5. Планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи.
Шаг 6. Реализация программы выполнения самостоятельной работы.
Шаг 7. Самоконтроль выполнения самостоятельной работы, оценивание полученных результатов.
Шаг 8. Рефлексия собственной учебной деятельности.
Этапы деятельности обучающегосяШаг 1. Определение цели самостоятельной работы. Шаг 2. Конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи.Шаг 3.

Слайд 23Организация условий самостоятельной работы:
Возможность выбора и выстраивания обучающимся индивидуального маршрута,

реализации им индивидуально-ориентированного образовательного процесса.
Использование кредитно-зачетной системы, включающей накопительной системы

оценивания самостоятельной работы.
Системная организация оценивания учебных и личностных достижений школьников.
Совместное планирование и запуск самостоятельной работы обучающихся как необходимый этап технологии.
Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы.
Организация условий самостоятельной работы:Возможность выбора и выстраивания обучающимся индивидуального маршрута, реализации им индивидуально-ориентированного образовательного процесса.Использование кредитно-зачетной системы,

Слайд 24При разработке заданий для самостоятельной работы обучающихся следует учитывать:
примерные нормы

времени для выполнения задания;
логику и структуру учебного материала;
практическое назначение

задания;
характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий;
постепенное нарастание сложности и проблемности.
При разработке заданий для самостоятельной работы обучающихся следует учитывать:примерные нормы времени для выполнения задания; логику и структуру

Слайд 25Формы самостоятельной работы


Формы самостоятельной работы

Слайд 26Формы самостоятельной работы

Формы самостоятельной работы

Слайд 27Формы самостоятельной работы

Формы самостоятельной работы

Слайд 28Контроль за организацией с/р
внешний контроль
внешний самоконтроль
внутренний самоконтроль

Контроль за организацией с/рвнешний контрольвнешний самоконтрольвнутренний самоконтроль

Слайд 29Нетрадиционные технологии и приемы организации самостоятельной работы обучающихся

Нетрадиционные технологии и приемы организации  самостоятельной работы обучающихся

Слайд 31Как составить умственную карту? Авторы методики Т.и Б. Бьюзены /Англия/
Начните

в ЦЕНТРЕ чистой страницы, немного развернув ее. Зачем? Чтобы предоставить

своему мозгу творческую свободу ветвиться во всех направлениях.
Используйте в качестве своей центральной идеи изображение. Почему? Потому что по своему творческому потенциалу образ стоит тысячи слов, он будет приятен глазу и способен концентрировать ваше внимание.
Как составить умственную карту? Авторы методики Т.и Б. Бьюзены /Англия/Начните в ЦЕНТРЕ чистой страницы, немного развернув ее.

Слайд 32Как составить умственную карту?
3. Повсюду используйте разные цвета. Зачем? Затем,

что цвет стимулирует творческое мышление, помогает вам различать сферы творческой

мысли, стимулирует визуальные центры мозга и захватывает внимание глаз, привлекает интерес.
4. Подсоедините к центральному образу главные ответвления и соедините ветви второго и третьего уровней с первым и вторым уровнями.
Как составить умственную карту?3. Повсюду используйте разные цвета. Зачем? Затем, что цвет стимулирует творческое мышление, помогает вам

Слайд 33Как составить умственную карту?
Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему?

Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые вы чаще

видите в природе.
Пишите по одному слову на строке. Почему? Потому, что каждое отдельное слово или образ генерируют свой собственный огромный массив творческих мыслей.
Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимулируют новые творческие ассоциации.
Как составить умственную карту?Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему? Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии,

Слайд 34Как составить умственную карту?
Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему?

Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые вы чаще

видите в природе.
Пишите по одному слову на строке. Почему? Потому, что каждое отдельное слово или образ генерируют свой собственный огромный массив творческих мыслей.
Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимулируют новые творческие ассоциации.
Как составить умственную карту?Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему? Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии,

Слайд 35«Бортовой журнал»
1. Преподаватель объясняет, каким образом необходимо работать с «бортовым

журналом»;
2. В течение 10-15 минут преподаватель читает лекцию для всей

аудитории;
3. Студенты в течение 5 минут заполняют свои «бортовые журналы» (ключевые слова, рисунки, связь с опытом и т.д.);
4. Студенты в парах, а затем — в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, а в некоторых случаях — обращаются за консультациями к преподавателю (5-8 минут);
5. Преподаватель обсуждает «бортовые журналы» со всей аудиторией, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие вопросы, обсуждает со студентами связь информационного сообщения с «реальной» жизнью (5-10 минут);
6. Преподаватель читает следующий отрывок лекции и цикл повторяется. В заключении уча­щиеся выполняют задания «бортового журнала» и оценивают свое участие в работе.
«Бортовой журнал»1. Преподаватель объясняет, каким образом необходимо работать с «бортовым журналом»;2. В течение 10-15 минут преподаватель читает

Слайд 36Методика «Бортовой журнал» Схема заполнения журнала
Имя_____________________________________Тема______________________________________ Дата______________________________________Время работы_____________________________


Методика «Бортовой журнал» Схема заполнения журнала Имя_____________________________________Тема______________________________________ Дата______________________________________Время работы_____________________________

Слайд 37
Связи, которые я смогу установить:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оставшиеся вопросы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Связи, которые я смогу установить: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оставшиеся вопросы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 38«Двойные (двухчастные) дневники»

«Двойные (двухчастные) дневники»

Слайд 39Стратегия «Трехчастные дневники» (Автор Черил Форбс)

Стратегия «Трехчастные дневники» (Автор Черил Форбс)

Слайд 40Фокусированное составление списка основных проблем, связанных с темой.
составить список понятий,

связанных с темой или проблемой;
дать их определение или толкование.

Фокусированное составление списка основных проблем, связанных с темой.составить список понятий, связанных с темой или проблемой;дать их определение

Слайд 41Эссе
Эссе- это реферативная работа, при выполнении которой на первый план

выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме.
Обучающимся предлагается самостоятельно

изучить и расширить предложенные литературные источники, посвященные современным проблемам науки.
ЭссеЭссе- это реферативная работа, при выполнении которой на первый план выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме.

Слайд 42Эссе
Эссе состоит из четырех частей, отвечающих следующим

требованиям:
1. Краткое содержание, в котором:
определяется тема и предмет исследования

или приводятся основные тезисы /это может быть один тезис/;
дается краткое описание структуры и логики развития материала;
формулируются основные выводы.
2. Основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию.
3. Заключение. В заключении представляются результаты исследования и полученные выводы, могут быть обозначены вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования
4. Библиография.
Рекомендуемый объем для расширенного эссе 4000-5000 слов.
Эссе   Эссе состоит из четырех частей, отвечающих следующим требованиям:1. Краткое содержание, в котором: определяется тема

Слайд 43Прямое перефразирование
- это развернутый ответ на вопрос педагога путем

отбора нужного материала из конкретного параграфа или главы.
Особенно хорошо

использовать перефразирование после серии текстов или документов по одной проблеме.

Прямое перефразирование  - это развернутый ответ на вопрос педагога путем отбора нужного материала из конкретного параграфа

Слайд 44Фокусированные диалектические заметки
До чтения текста или литературного произведения дается список

вопросов, на которые должен ответить обучающийся.
Желательно использовать текст, где приводятся

различные точки зрения, чтобы обучающиеся познакомились с разной аргументацией и объяснили, чья аргументация весомее и почему.

Фокусированные диалектические заметкиДо чтения текста или литературного произведения дается список вопросов, на которые должен ответить обучающийся.Желательно использовать

Слайд 45Аналитические докладные
Цель – описание содержания проблемы, средств ее реализации, предполагаемых

трудностей, путей решения данной проблемы.
Обучающимся на подготовку докладной дается

неделя.
Аналитические докладные Цель – описание содержания проблемы, средств ее реализации, предполагаемых трудностей, путей решения данной проблемы. Обучающимся

Слайд 46Составление опорной схемы-коллажа по учебным материалам
Коллаж - это схематически фиксированное

отображение некоторой части предметного содержания, объединенное ключевым понятием или проблемой.
Существуют

различные типы коллажей: 1) «солнечная система» в центре которой - «ядро» с ключевым понятием и «лучами» - дополнительной информацией; 2) «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть - нет; 3) «вспышка», где заполняется как ядро, так и лучи и некоторые другие.
Составление опорной схемы-коллажа по учебным материаламКоллаж - это схематически фиксированное отображение некоторой части предметного содержания, объединенное ключевым

Слайд 47Составление концептуальной карты
Карты иллюстрируют ассоциации обучающихся на заданные темы и

помогают оценить степень их понимания важных взаимоотношений разных компонентов и

задач, их место в общей системе.
Данный вид работы производится там, где есть большой теоретический курс.
Концептуальные карты рисуются в форме диаграмм.
Составление концептуальной карты Карты иллюстрируют ассоциации обучающихся на заданные темы и помогают оценить степень их понимания важных

Слайд 48Написание проспектов
Обучающимся предлагается написать название одной из изученных тем (проблем),

описать цель работы и составить основные вопросы, на которые нужно

ответить, чтобы всесторонне осветить тему.
Затем в группах обсуждаются проспекты, отбираются наиболее интересные и предлагается обучающимся ответить на вопросы и кратко изложить суть проблемы.
Написание проспектов Обучающимся предлагается написать название одной из изученных тем (проблем), описать цель работы и составить основные

Слайд 49Составление самодиагностирующих заметок обучающихся
Обучающимся предлагается вести дневник по каждой теме

либо проблеме, где отмечать, что они поняли, запомнили, и что

им не ясно.
К достоинствам данного приема относится развитие навыка самооценки.
Составление самодиагностирующих заметок обучающихся Обучающимся предлагается вести дневник по каждой теме либо проблеме, где отмечать, что они

Слайд 50Портфолио
Портфолио — это коллекция работ за определенный период времени (обычно

за семестр или учебный год), которая рассматривается либо с точки

зрения прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам обучения.
В портфолио могут входить одноплановые (контрольные, тесты), либо разноплановые материалы (домашние работы, тесты, выполненные в аудитории пятиминутные работы, сочинения, лабораторные работы, видео- или аудиозаписи работы обучающихся, проекты и т. д.).
ПортфолиоПортфолио — это коллекция работ за определенный период времени (обычно за семестр или учебный год), которая рассматривается

Слайд 51Что входит в портфолио?
«График-органайзер» (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы).
Вопросы,

возникающие у обучающегося в процессе работы.
Анкеты (об отношении к какой-либо

теме и пр.).
Отчеты об интервьюировании других.
Лист наблюдений (за какими-либо процессами).
Что входит в портфолио?«График-органайзер» (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы).Вопросы, возникающие у обучающегося в процессе работы.Анкеты (об

Слайд 52Что входит в портфолио?
Самооценка.
Письмо педагогу связанное с содержанием портфолио.
Постановка и

обоснование целей будущего обучения.
Схематическое изображение выступлений, дебатов, видео- и аудиофрагменты.
Схемы

индивидуальных и групповых проектов.


Что входит в портфолио?Самооценка.Письмо педагогу связанное с содержанием портфолио.Постановка и обоснование целей будущего обучения.Схематическое изображение выступлений, дебатов,

Слайд 53Что входит в портфолио?
Описание лабораторных экспериментов.
Образцы изобразительного творчества.
Грамоты, гранты, знаки

отличий.
Публикации (статьи, тезисы).

Что входит в портфолио?Описание лабораторных экспериментов.Образцы изобразительного творчества.Грамоты, гранты, знаки отличий.Публикации (статьи, тезисы).

Слайд 54Литература:
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- Спб: Изд-во

«Альянс «Дельта», 2003.- 284с.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим

детей мыслить критически.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.- 192с.

Литература:Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.- 284с.Загашев И.О., Заир-Бек С.И.,

Слайд 55«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько

созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в

течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир»
А. Дистервег
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика