Слайд 1Елфимова Мария
МОУ «Темповская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района, Саратовской области»
Научный
руководитель:
Хачатурянц З.С.
2009г.
Слайд 2Периодическая дробь мне улыбнулась
Слайд 3Среди чисел существует такое согласие и совершенство, что нам надо
размышлять дни и ночи над их удивительной закономерностью.
С. Стевин.
Слайд 4 У профессора философии А.Ф.Лосева есть такие воспоминания о
детстве:
«Когда я узнал, что сумма
углов треугольника равняется двум прямым, я почувствовал в этом нечто свое, личное, бесконечно родное, чего у меня уже никто не отнимет. И среди многочисленных волнений жизни и мысли я нашел в этом приют».
Слайд 5 Мне так понятны эти слова. Я очень люблю
математику и нахожу в ней отзвук своих стремлений. А эти
бесконечные, безумные искания, эти порывы к истине… Как-будто все рассказанное учителем понятно, но тем не менее хочется чего-то еще, хочется самостоятельно раскрыть скрытую для МЕНЯ ТАЙНУ. Возникают разного рода вопросы, и вопросы эти бесконечны. Как бесконечна и сама математика…
Слайд 6А началось все с обычной задачи, после прохождения темы: «Сумма
бесконечной геометрической прогрессии» где . Нам
было предложено решить задачу №425.
Представить в виде обыкновенной дроби число А) 0,(6) ; Б)0,(1)
В принципе, решение этих задач никаких сложностей не представляло.
0,(6)=0,6+0,06+0,006+… Слагаемые в правой части-члены бесконечной геометрической прогрессии, где q=0,1; используя формулу , я рассчитала, что
Следовательно,
Аналогично,
Слайд 7По той же формуле я решила задачу №426.
При решении задач
№425, 426, я забыла сократить дроби. Но именно благодаря моей
небрежности и состоялась эта работа.
Слайд 8Решив задачи №425, 426, я выдвинула гипотезу №1: чтобы представить
чистую периодическую дробь в виде обыкновенной, надо в числитель обыкновенной
записать период, а в знаменатель написать столько девяток, сколько цифр в периоде бесконечной десятичной дроби.
Гипотеза №1
Слайд 9И начался эксперимент…
(Фотографии взяты из личного архива)
Слайд 13В работу включился общий любимец Гарфилд. Ура!!! Гипотеза подтвердилась!
Слайд 14Докажем, что если в периоде бесконечной десятичной периодической дроби «n»
цифр, то имеем:
Доказательство:
Что и требовалось доказать
Слайд 15Поставим перед собой эту же задачу, для случая, когда бесконечная
десятичная периодическая дробь - смешанная
Слайд 16А что если «преобразовать» смешанную периодическую дробь так, чтобы она
стала чистой, а для чистой периодической дроби правило выведено.
Для этого
я рассмотрела задачу №425(Д)
Я рассмотрела много примеров, но никакую гипотезу не смогла выдвинуть. Видно фортуна мне улыбнулась лишь один раз.
Слайд 17Представить в виде обыкновенной дроби число 0,2(3)
Решение:
Пусть х=0,2(3). Умножим обе
части этого равенства на 10. 10х=2,(3). 2,(3) - чистая периодическая
дробь и мы знаем, что
Чтобы получить число х, надо полученную дробь разделить на 10.
Имеем . Значит
Слайд 18Очевидно, что таким способом можно смешанные периодические дроби переводить сначала
в чистые, затем воспользоваться правилом перевода чистой периодической дроби в
обыкновенную, и , наконец, не забыть разделить полученную дробь на , где n- количество знаков, на которые надо перенести запятую вправо в исходной смешанной периодической дроби, чтобы записать ее в виде чистой.
Слайд 19В работе доказывается:
Чтобы смешанную периодическую дробь представить в виде обыкновенной,
нужно в числителе обыкновенной дроби написать разность между числом, стоящим
перед вторым периодом и числом, стоящим перед первым периодом. В знаменателе записать столько девяток, сколько цифр в периоде и приписать к ним столько нулей, сколько цифр перед первым периодом.
Слайд 20Вот и закончена последняя страница в моей работе. Для каждого
человека до самого последнего дня есть возможность проснуться, улыбнуться, удивиться
и обрадоваться жизни. Вот и сейчас, прикоснувшись к исследованию этого вопроса я научилась удивляться и радоваться малому, пусть даже известному открытию. Чему научило меня время, проведенное наедине с Математикой?
…Научило меня быть дерзкой, сильной, уверенной, приобщила меня к благодарному занятию совершенствоваться…бесконечно.. А сама Математика посеяла в моей душе семена любви к наукам, я уверена, что они расцветут цветами необычайной красоты.