Разделы презентаций


Построение правильных многоугольников циркулем и линейкой

Содержание

Цель урокаСоздать условия для более глубокого усвоения знаний по теме, высокого уровня обобщения и систематизации знаний.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ” Построение правильных многоугольников циркулем и линейкой ”

.

” Построение правильных многоугольников циркулем и линейкой ”.

Слайд 2Цель урока
Создать условия для более глубокого усвоения знаний по теме,

высокого уровня обобщения и систематизации знаний.

Цель урокаСоздать условия для более глубокого усвоения знаний по теме, высокого уровня обобщения и систематизации знаний.

Слайд 3Методические задачи
Выяснить , всякий ли правильный многоугольник можно построить с

помощью циркуля и линейки;
Повторить способы построения правильных многоугольников и познакомить

с новыми способами;
Познакомить с перспективными технологиями и новыми разработками построения правильных многоугольников;
Показать применение правильных многоугольников в окружающем нас мире.

Методические задачиВыяснить , всякий ли правильный многоугольник можно построить с помощью циркуля и линейки;Повторить способы построения правильных

Слайд 4Выпуклые и невыпуклые многоугольники
Многоугольник- это фигура, составленная из отрезков так,

что смежные отрезки не лежат на одной прямой, а несмежные

отрезки не имеют общих точек.
Многоугольник называется выпуклым, если он лежит по одну сторону от любой прямой, содержащей его сторону. На рисунке 1 многоугольник F1 выпуклый, а многоугольник F2 невыпуклый.
Многоугольник называется невыпуклым, если прямая, содержащая сторону многоугольника разбивает его на две части. Все треугольники выпуклы, а многоугольники с большим числом сторон могут быть как выпуклыми, так и невыпуклыми.
Выпуклые и невыпуклые многоугольникиМногоугольник- это фигура, составленная из отрезков так, что смежные отрезки не лежат на одной

Слайд 5Правильные многоугольники
На рисунке 1 представлены правильный треугольник , шестиугольник и

четырех угольник.

Правильные многоугольникиНа рисунке 1 представлены правильный треугольник , шестиугольник и четырех угольник.

Слайд 6Великий математик, механик и инженер древности Архимед (греч. Αρχιμήδης, родился

287 до н. э. - 212 до н. э.)
Периметр

(сумма длин сторон) правильного n-угольника при заданном числе сторон n наиболее близок к длине его описанной окружности среди всех вписанных в нее n-угольников; таким же свойством он обладает и по отношению к вписанной окружности. Поскольку вычисление длины окружности считалось в древности весьма важной задачей, много усилий было затрачено на то, чтобы научиться оценивать периметр вписанной в нее правильного многоугольника при достаточно больших n. Особенно преуспел в этом Архимед.
Великий математик, механик и инженер древности Архимед  (греч. Αρχιμήδης, родился 287 до н. э. - 212

Слайд 7Евклид ( родился в 330 году до н. э. в небольшом

городке Тире, недалеко от  Афин).
Впрочем, правильные многоугольники привлекали внимание древнегреческих

учёных задолго до Архимеда. Пифагорейцы, в философии которых числа играли главную роль, придавали очень большое значение задаче о делении окружности на равные части, т. е. о построении правильного вписанного многоугольника. В "Началах" Евклида приводятся построения с помощью циркуля и линейки правильных многоугольников с числом сторон от трёх до шести, а также пятнадцати угольника. Этим последним особенно интересовались: согласно измерениям древних астрономов, угол наклона плоскости эклиптики к экватору равнялся 1/5 полного угла, т.е. 24°(истинное значение чуть меньше -23°27'). Задача о построение правильных многоугольников была полностью решена лишь спустя два тысячелетия.
Евклид ( родился в 330 году до н. э. в небольшом городке Тире, недалеко от  Афин).Впрочем, правильные

Слайд 8Основные формулы.
Вычисление угла правильного многоугольника :



Сторона правильного многоугольника :



Площадь правильного


многоугольника :



Радиус вписанной окружности :

Основные формулы.Вычисление угла правильного многоугольника :Сторона правильного многоугольника :Площадь правильного многоугольника :  Радиус вписанной окружности :

Слайд 9.Применение формул
Для правильного треугольника


Для правильного четырехугольника


Для правильного шестиугольника


Теорема. Правильные одноимённые многоугольники подобны и стороны их относятся как

радиусы или апофемы.
Следствие. Периметры правильных одноимённых многоугольников относятся как радиусы или как апофемы.
.Применение формулДля правильного треугольника Для правильного четырехугольника Для правильного шестиугольника Теорема. Правильные одноимённые многоугольники подобны и стороны

Слайд 10Любой ли правильный многоугольник можно построить с помощью циркуля и

линейки ?
Если построен какой-нибудь правильный n-угольник, то с помощью циркуля

и линейки можно построить правильный 2n-угольник.
Опишем около данного многоугольника А1, А2… Аn oкружность. Для этого построим серединные перпендикуляры a и b к oтрезкам А1 А2 и А2 А3 ( на рисунке n= 4). Они пересекаются в некоторой точке О. Окружность с центром О радиуса ОА1 является описанной около многоугольника А1 А2…Аn. Построим теперь середины B1, B2, …, Bn соответственно дуг А1 А2, А2А3,…, Аn А1 следующим образом. Точки B1и B2 получаются как точки пересечения прямых а и b с дугами А1 А2 и А2 А3. Для построения точки B3 проведём oкружность с центром А3 радиуса А3 B2. Одна из точек пересечения этой oкружности с описанной окружностью есть точка B2, а другая - искомая точка B3. Аналогично строятся точки B4,…, Bn. Соединив каждую из точек B1,B2,…, Bn отрезками с концами соответствующей дуги, получим 2n-угольник А1В1А2В2А3… Аn Bn, который является правильным в силу теоремы о вписанном в окружность многоугольнике
На рисунке по данному правильному четырёхугольнику А1А2А3А4 построен правильный восьмиугольник А1В1А2…В4. Итак, если мы можем построить циркулем и линейкой правильный n-угольник, где n - данное натуральное число, то можно построить правильные 2n-угольник, 4n-угольник и, вообще, (2^k*n)-угольник, где k - любое натуральное число.
Любой ли правильный многоугольник можно построить  с помощью циркуля и линейки ?    Если

Слайд 11Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки .
Задача №1.

Построение правильного шестиугольника и треугольника.

Согласно формуле аn= 2R*sin180°/n сторона АВ

правильного шестиугольника равна радиусу R описанной окружности. Поэтому, если задан произвольный отрезок PQ, то для построения правильного шестиугольника, стороны которого равны PQ, достаточно построить окружность радиуса PQ, взять на ней произвольную точку А и, не меняя раствора циркуля, отметить на этой окружности последовательно точки B, C, D, E, F так, чтобы AB=BC=…=EF=PQ. Проведя затем отрезки AB, BC, CD, DE, EF, FA, получим шестиугольник ABCDEF, который согласно теореме о правильном многоугольнике является правильным, причем его стороны равны отрезку PQ.
Для того, чтобы построить правильный треугольник нужно соединить точки данного шестиугольника через одну, значит соединим точки A,C и E. Треугольник ACE- искомый.
                                                                                                                        

Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки .  Задача №1. Построение правильного шестиугольника и треугольника.Согласно

Слайд 12Задача №2. Построение правильного четырехугольника и восьмиугольника.

Пусть w-данная окружность с

центром в точки О и радиусом R. Через точку О

проведем диаметр АС и к этому диаметру проведем серединный перпендикуляр, который пересечет окружность w в двух точках В и D.Теперь последовательно соединим точки A,B,C и D. ABCD-искомый квадрат.
                                                                                           







              
Для того, чтобы построить правильный восьмиугольник нужно сначала построить правильный четырехугольник, например, А1А3А5А7-квадрат, потом построить биссектрисы углов А1OА3, А3OА5, А5OА7, А7OА1, которые прересекут окружность в точках А2, А4, А6, А8 соответственно, затем последовательно соединить точки А1,А2,А3,А4,А5,А6,А7,А8. А1А2...А8-искомый восьмиугольник.
Задача №2. Построение правильного четырехугольника и восьмиугольника.Пусть w-данная окружность с центром в точки О и радиусом R.

Слайд 13.
Задача №3. Найти углы правильного десятиугольника и выразить его сторону

через радиус R описанной окружности.









Решение. По формуле аn=(n-2)/n*180° находим угол

а10 правильного десятиугольника: а10=(10-2)/10*180°= 144°.
Пусть АВ- сторона правильного десятиугольника, вписанного в окружность радиуса R с центром в точке О.
По формуле аn= 2R*sin180°/n АВ=2R*sin18°. Получим другое выражение для стороны АВ. С этой целью рассмотрим треугольник АВО и проведем его биссектрису АС. Так как угол АОВ= 360°/10= 36°, то угол ОАВ= (180°-36°)/2= 72°, угол ВАС= 1/2*угол ОАВ= 1/2*72°= 36°.
Отсюда следует, что треугольник АОВ~ треугольнику САВ по двум углам (угол АОВ = угол ВАС= 36°, угол В -общий). Поэтому АВ=АС и АВ/ОВ= ВС/АВ. Далее, треугольник АОС равнобедренный (угол АОС= угол ОАС= 36°), следовательно, АС=ОС.
Итак, АВ=АС=ОС=R-BC, откуда ВС=R-АВ, и пропорцию АВ/ОВ=ВС/АВ можно записать в виде АВ/R=(R-AB)/AB. Отсюда получаем квадратное уравнение относительно АВ:
АВ + R*АВ -R =0. Решая это уравнение и учитывая, что АВ>0, находим АВ= R/2( 5-1) (Замечание. Сравнивая полученное выражение для АВ с равенством АВ=2R*sin18°, находим значение sin18°: sin18°= ( 5-1)/4
.Задача №3. Найти углы правильного десятиугольника и выразить его сторону через радиус R описанной окружности.Решение. По формуле

Слайд 14Задача 4. Построение правильного десятиугольника и пятиугольника.
Пусть w- данная окружность

радиуса R c центром О. Построим сначала правильный десятиугольник, вписанный

в окружность w. Для этого проведем взаимно перпендикулярные радиусы ОА1 и ОВ окружности w и на отрезке ОВ как на диаметре построим окружность с центром С. Отрезок А1С пересекает эту окружность в некоторой точке D. Докажем, что отрезок А1D равен стороне правильного десятиугольника, вписанного в окружность w. В самом деле,

А1D=А1С-R/2, А1С= А1О + ОС = R +( R /2) = 5 R /4 = R 5/2
А1D= R 5/2 – R/2 = R /2 ( 5-1)
Далее отметим на окружности w точки А2, А3, … , А10 так, что А1А2= А2А3=… =А9А10 = А1D. Десятиугольник А1А2…А10-искомый.

                                                                                                                                           
Для того, чтобы построить правильный пятиугольник нужно соединить точки данного десятиугольника через одну, значит соединим точки А1,А3,А5,А7,А9. Пятиугольник А1А3А5А7А9- искомый.
                                                               

Задача 4. Построение правильного десятиугольника и пятиугольника.Пусть w- данная окружность радиуса R c центром О. Построим сначала

Слайд 15.
Задача 5. В данную окружность вписать правильный пятнадцатиугольник.
                                           






Решение.

Пусть w- данная окружность радиуса R с центром O и

АВ - сторона правильного вписанного в эту окружность десятиугольника, а АС- сторона правильного вписанного шестиугольника, причем точки В и С расположены на окружности так, как показано на рисунке а). Тогда, очевидно, дуга АВ=36°, дуга АС=60° , поэтому дуга ВС=24° . Следовательно, угол ВОС=24°=360°/15°, и, значит, отрезок ВС- сторона правильного пятнадцатиугольника, вписанного в окружность w. Так как мы умеем строить циркулем и линейкой отрезки АВ=((корень из 5-1)/2)*R и АС=R (рис.б)), то можем построить отрезок ВС.
Возьмем далее на окружности w произвольную точку А1 и, пользуясь циркулем, отметим на этой окружности последовательно точки А2, А3,…, А15 так, что А1А2 = А2А3=…= А14А15= ВС. Проведя затем отрезки А1А2, А2А3,…, А14А15, А15А1, получим искомый правильный пятнадцатиугольник А1А2…А15 (рис. в)).
                                                                                                                                 

.Задача 5. В данную окружность вписать правильный пятнадцатиугольник.                                             Решение. Пусть w- данная окружность радиуса R с

Слайд 16А так ли уж важно изучать и знать сведения о

правильных многоугольниках? В каких житейских ситуациях можно встретиться с правильными

многоугольниками?
Историческая справка.
В математике паркетом называют «замощение» плоскости повторяющимися фигурами без пропусков и перекрытий. Простейшие паркеты были открыты пифагорейцами около 2500 лет тому назад. Они установили, что вокруг одной точки могут лежать либо шесть правильных многоугольников (3600: 600 = 6), либо четыре квадрата (3600: 900 = 4), либо три правильных шестиугольника (3600: 1200 = 3), так как сумма углов с вершиной этой точки равна 3600. Вы не задумывались вот над таким вопросом: Почему пчелы «выбрали» себе для ячеек на сотах форму правильного шестиугольника?
Пчелы – удивительные творения природы. Свои геометрические способности они проявляют при построении своих сот. Если возьмем равносторонний треугольник, квадрат и правильный шестиугольник одинаковой площади (показываю модели), то периметр шестиугольника будет наименьшим. (Р3 = 45,9 см., Р4 = 40 см., Р6 = 37,8 см.).
Строя шестиугольные ячейки пчелы наиболее экономно используют площадь внутри небольшого улья и воск для изготовления ячеек.
Причем пчелиные соты представляют собой не плоский, а пространственный паркет, поскольку заполняют пространство так, что не остается просветов.
И как не согласиться с мнением пчелы из сказки «Тысяча и одна ночь»: «Мой дом построен по законам самой строгой архитектуры. Сам Евклид мог бы поучиться, познавая геометрию моих сот».
А так ли уж важно изучать и знать сведения о правильных многоугольниках? В каких житейских ситуациях можно

Слайд 17Петропавловская крепость

Петропавловская крепость

Слайд 18Платоновы тела
Платоновы тела - трехмерный аналог плоских правильных многоугольников. 
 Существует лишь

пять выпуклых правильных многогранников - тетраэдр, октаэдр и икосаэдр с

треугольными гранями, куб (гексаэдр) с квадратными гранями и додекаэдр с пятиугольными гранями. Доказательство этого факта известно уже более двух тысяч лет; этим доказательством и изучением пяти правильных тел завершаются "Начала" Евклида.
 Существование только пяти правильных многогранников относили к строению материи и Вселенной. Пифагорейцы, а затем Платон полагали, что материя состоит из четырех  основных элементов:  огня, земли, воздуха и воды
.Согласно их мнению, атомы основных элементов должны иметь форму различных Платоновых тел.

Платоновы телаПлатоновы тела - трехмерный аналог плоских правильных многоугольников.  Существует лишь пять выпуклых правильных многогранников - тетраэдр, октаэдр

Слайд 20Многогранники в искусстве

Многогранники в искусстве

Слайд 21Работы Эшера

Работы Эшера

Слайд 22Правильные геометрические тела - многогранники - имели особое очарование для

Эшера. В его многих работах многогранники являются главной фигурой и

в еще большем количестве работ они встречаются в качестве вспомогательных элементов

Существует лишь пять правильных многогранников, то есть таких тел, все грани которых состоят из одинаковых правильных многоугольников. Они еще называются телами Платона. Это - тетраэдр, гранями которого являются четыре правильных треугольника, куб с шестью квадратными гранями, октаэдр, имеющий восемь треугольных граней, додекаэдр, гранями которого являются двенадцать правильных пятиугольников, и икосаэдр с двадцатью треугольными гранями. На гравюре "Четыре тела" Эшер изобразил пересечение основных правильных многогранников, расположенных на одной оси симметрии, кроме этого многогранники выглядят полупрозрачными, и сквозь любой из них можно увидеть остальные.

Правильные геометрические тела - многогранники - имели особое очарование для Эшера. В его многих работах многогранники являются

Слайд 23"Порядок и хаос".
Большое количество различных многогранников

может быть получено объединением правильных многогранников, а также превращением многогранника

в звезду. Для преобразования многогранника в звезду необходимо заменить каждую его грань пирамидой, основанием которой является грань многогранника. Изящный пример звездчатого додекаэдра можно найти в работе "Порядок и хаос". В данном случае звездчатый многогранник помещен внутрь стеклянной сферы. Аскетичная красота этой конструкции контрастирует с беспорядочно разбросанным по столу мусором.
Заметим также, что анализируя картину можно догадаться о природе источника света для всей композиции - это окно, которое отражается левой верхней части сферы.


Слайд 24

Гравюра "Звезды"

Фигуры, полученные объединением правильных многогранников, можно встретить во многих

работах Эшера. Наиболее интересной среди них является гравюра "Звезды", на

которой можно увидеть тела, полученные объединением тетраэдров, кубов и октаэдров. Если бы Эшер изобразил в данной работе лишь различные варианты многогранников, мы никогда бы не узнали о ней. Но он по какой-то причине поместил внутрь центральной фигуры хамелеонов, чтобы затруднить нам восприятие всей фигуры. Таким образом нам необходимо отвлечься от привычного восприятия картины и попытаться взглянуть на нее свежим взором, чтобы представить ее целиком. Этот аспект данной картины является еще одним предметом восхищения математиков творчеством Эшера.
Гравюра

Слайд 25Спасибо за внимание Дом. Задание: На альбомном листе начертить правильный

треугольник, четырехугольник, шестиугольник, восьмиугольник, пятиугольник и десятиугольник.. Сдать во

вторник 26 февраля.
Спасибо  за  внимание  Дом. Задание: На альбомном листе начертить правильный треугольник, четырехугольник, шестиугольник,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика