Математика и
искусство
Подготовила: Белова Лариса Викторовна, учитель математики
© МОУ СШ №9, г. Переславль-Залесский, 2016
Слайд 2Цели работы:
Проследить взаимосвязь между математикой и различными видами искусства;
привлечь
внимание учащихся к математике к ее свойствам и законам.
Слайд 3Задачи:
Рассмотреть понятие «гармония»;
Узнать об искусстве великих художниках;
Рассмотреть связь между математикой
и архитектурой;
Рассмотреть связь между математикой и поэзии;
Рассмотреть связь между математикой
и музыкой;
Рассмотреть связь между математикой и моды;
Провести практический доказательства цели проекта.
Слайд 4 «В природе существует много такого, что не
может быть ни достаточно глубоко понято, ни достаточно убедительно доказано,
ни достаточно умело и надежно использовано на практике без помощи вмешательства математики. Это можно сказать о перспективе, музыке, ...архитектуре...» (Ф. Бэкон).
Слайд 5Гармония - основа прекрасного
На определенном этапе развития, человек начал задаваться вопросом: что является
основой прекрасного? Тогда же родилось представление о том, что основой прекрасного является гармония. Красота и гармония стали важнейшими категориями познания, ибо в конечном итоге художник ищет истину в красоте, а ученый - красоту в истине.
Слайд 6 «Математика есть прообраз красоты мира.»
В.Гейзенберг
Очень важно найти математические закономерности в прекрасном - «законы красоты». Попытки приблизиться к ним были еще в древнейшие времена: это и математические законы Пифагора в музыке, и геометрическая модель Вселенной Кеплера, и система пропорций в скульптуре и архитектуре. И сегодня энтузиазм исследователей не убывает.
Слайд 7Леонардо да Винчи
Мона
Лиза, произведена в соответствии с золотой пропорцией. Золотое сечение 1:0.618.
Рисуя прямоугольник вокруг ее лица, мы можем видеть золотой прямоугольник. Если мы разделим этот прямоугольник линией, проведенной по глазам, по-
лучим еще прямоугольник, а
это означает, что часть ее
длины головы к глазам подхо-
дит под золотое сечение.
Слайд 8
Леонардо да Винчи
Одной из самых известных фресок
Леонардо да Винчи является «Тайная вечеря». Здесь использована перспектива. Кроме
того пространство в картине организовано строго симметрично. Симметрично расположены и фигуры за столом: 3+3+1+3+3.
Слайд 9Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи вывел идеальные
пропорции человека. Он считал, что в идеале человек должен вписываться
как в круг, так и в квадрат. Виртрувианского человека он изобразил в своем дневнике в виде чертежа:
Слайд 10Эшер
Эшер является известным художником, который создавал
математически очень сложные работы. Он использовал для рисования только простые
инструменты и невооруженный глаз. Иногда в рисунках он создавал политипы, которые не могут быть построены в реальном мире.
Слайд 11Эшер
Модель бесконечной лестницы впервые была опубликована Лайонелом и Роджером Пенроузами
в журнале British Journal of Psychology в 1958 году. После публикации
в 1960 году литографии «Восхождение и нисхождение» художника Эшера данная невозможная фигура стала одной из самых популярных. Впоследствии лестница Пенроуза часто встречалась в книгах, играх, головоломках, учебниках психологии и т. д.
Слайд 12Эшер
Правая и левая часть композиции не только зеркально симметричны, но
и как бы служат своеобразными негативами одна другой. По мере
того как наш взгляд перемещается снизу вверх квадраты полей превращаются в белых птиц летящих в ночь, и в черных птиц, летающих на фоне светлого дневного неба. Одна субстанция проникает в другую.
Слайд 13Математика и архитектура
Из всех видов искусств архитектура, пожалуй, ближе всех
к математике: в основе лежат точнейшие расчеты. Конструкция древнеегипетской пирамиды
является самой простой, прочной и устойчивой.
Слайд 14Математика и архитектура
Парфенон является самым ярким примером использования золотой пропорции
в архитектуре.
Слайд 15Математика и архитектура
Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский). Для него характерно спокойное равновесие,
основанное на симметрии. Храм кажется удивительно лёгким, устремлённым ввысь.
Слайд 16Математика в архитектуре
Церковь Сорока мучеников Севастийских (Переславль-Залесски)
Композиция церкви – традиционная,
трехчастно-осевая, здание состоит из выстроенных в линию основного объема с
одной большой апсидой, трапезной и колокольни.
Слайд 17Математика и поэзия
Александру Сергеевичу Пушкину математика не давалась и поэтому
он ее не любил. По словам сестры поэта О.С. Павлищевой
"арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами".
Слайд 18Математика и поэзия
Однако в каждом втором стихотворении Пушкина было обнаружено
золотое сечение, а в каждом третьем – зеркальная симметрия. Отношение
общего числа стихотворений с золотым сечением и без него равно 49:51(т.е. их почти поровну), отношение абсолютного числа строк в стихотворениях с золотым сечением и без него есть 57:43 (т.е их даже больше).
Слайд 19Например, стихотворение А.С. Пушкина "Сапожник":
Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник,
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
"Мне кажется, лицо немного криво...
А эта грудь, не слишком ли нага?
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
"Суди, дружок, не выше сапога!»
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!
Слайд 20Математика и поэзия
Проведем анализ этой притчи. Стихотворение состоит из
13 строк. В нем выделяется две смысловые части: первая в
8 строк и вторая (мораль притчи) в 5 строк (13, 8, 5 - числа Фибоначчи).
Слайд 21Математика и поэзия
Известны и другие замечательные примеры таинственной связи чисел
и литературы. Например, число Шахиризады - число 1001, которое фигурирует
в заглавии бессмертных сказок « Тысяча и одна ночь». С точки зрения математики число 1001 обладает интересным свойст- вом:оно состоит из 77 злополучных чертовых дюжин (1001=13· 77).В числе Шахиризады литература переплетается с математикой.
Слайд 22Математика и поэзия
Льюис Кэрролл более всего известен как автор
«Алисы в Стране чудес» с ее волшебным чеширским котом, чудесным
эликсиром и очаровательным Шалтаем-Болтаем. Кроме этого, Льюис Кэрролл прославился как математик и логик.
Слайд 23Математика и поэзия
Можно вспомнить скромного русского учителя математики Александра Солженицына,
ставшего не только гордостью современной русской литературы, но и совестью
современной России.
Слайд 24Математика и поэзия
Пифагор обнаружил поразительные вещи. Выяснилось, что приятные слуху
созвучия – консонансы получаются лишь в том случае, когда длины
струн, издающих эти звуки, соотносятся как целые числа первой четвёрки, т.е. 1:2, 2:3, 3:4. Это открытие потрясло Пифагора: оказалось, что звук и созвучие могут быть описаны простыми числами.
Слайд 25Математика и музыка
Никколо Паганини-итальянский скрипач-виртуоз. В 1867 году шестнадцатилетний Никколо
Паганини потряс математический мир сообщением о том, что числа 1184
и 1210 дружественные! Эту пару, ближайшую к 220 и 284, проглядели все знаменитые математики, изучавшие дружественные числа.
Слайд 26Математика в моде
Математика проникла и надежно закрепилась
в стиле самовыражения обычного человека с той же уверенностью как
и в моде. Геометрические узоры снова актуальны. Остается только выбирать и правильно подбирать.
Слайд 28Мое исследование
Я решила провести собственное исследование,
направленное на доказательство связи между математикой и искусством. На уроке
изобразительного искусства я провела анализ: что мне пригодилось из математики на уроке. Математика играет важную роль в изобразительном искусстве, в частности при изображении перспективы, подразумевающем реалистичное изображение трехмерной сцены на плоском холсте или бумаги. А также очень широко используется метод пропорций, который применяется обучающимися практически на каждом уроке.
Слайд 29Опрос
Я провела опрос среди учащихся 8-11 классов МОУ СОШ №9
под руководство учителя. Задала им два вопроса:
Для чего нужна математика
в
будущем?
Есть связь между математикой и
искусством?
Слайд 30Результаты опроса
Для чего нужна математика в будущем?
Слайд 31Результаты опроса
Есть связь между математикой и искусством?
Слайд 32Вывод опроса
Проведя опрос среди учащихся 8-11 классов под
руководством учителя было выявлено следующее: 80% учащихся считают математику далекой
от искусства, никак не связанной с ним и поэтому не достойной для серьезного увлечения ею.
Слайд 33Вывод
Математика и искусство тесно взаимосвязанные между собой.
Большинство великих математиков
имеют дар к искусству.
Математика- это не только задачи, теоремы, формулы,
но и вся наша жизнь. Я доказала это на основе исследования и привела пример нескольких видов искусств, которые не существовали бы без математики.