Слайд 1Проектная работа:
«Приемы устного счета»
Подготовил:
Казиев Руслан
Ученик 8 класса
МКОУ
СОШ с. Н.Батако
Руководитель: Гагиева А.О.
21.02.2013 г
Слайд 2Цель работы:
Упростить вычислительные работы с помощью нетрадиционных приемов устного счета.
Слайд 3Устное умножение в пределах от 10 до 20
1) Выполнить умножение
:12•17
а) определим последнюю цифру результата, умножив последние цифры множителей:
2•7=14 - последняя цифра искомого числа 4 , а 1 «в уме»
б) определим предпоследнюю цифру результата, сложив последние цифры множителей и добавим 1 «в уме» :
2+7+ 1 «в уме»=10 предпоследняя цифра искомого числа 0,
а 1 «в уме»
в) определим первую цифру результата, умножив первые цифры множителей и добавим 1 «в уме» :
1•1+ 1 «в уме» =2 – это и есть первая цифра , искомого числа
Из полученных цифр составим число 204 - это и есть результат умножения чисел 12 и 17
Искомое число: :204
Слайд 42)Вычислить 14•16:
а)последняя цифра :6•4=24
4- последняя цифра искомого числа,
2 «в уме»
б) предпоследняя цифра :4+6+
2 «в уме» =12
2- предпоследняя цифра искомого числа,
1 «в уме»
в)первая цифра :1•1+ 1 «в уме» =2-первая цифра
Искомое число 224
Ответ:224
Слайд 53)Вычислить 15•19
а)последняя цифра :5•9=45
5- последняя цифра искомого числа,
4 «в уме»
б) предпоследняя цифра :5+9+
4 «в уме» =18
8- предпоследняя цифра искомого числа,
1 «в уме»
в)первая цифра :1•1+ 1 «в уме» =2-первая цифра
Искомое число 285
Ответ:285
Слайд 6 Умножение двузначных чисел:
1)вычислить
36•43
а)умножим первые цифры множителей 3•4=12 и две последние 6•3=18,составим из
полученных произведений число 1218;
б) теперь умножим цифры крест накрест и сложим полученные результаты:
в)запишем полученные числа следующим образом и прибавим их.
3 6
4 3
12
18
3 6
4 3
3•3+ 6•4=9+24=33
1218
33
33
+
1548
Искомое число: 1548
Слайд 72)Вычислить 57•23
а)
б)
в)
2 3
5 7
10 21
5 7
2 3
29
5•3+7•2=15+14=29
5•2=10 7•3=21
10 21
2 9
+
1311
Искомое число: 1311
Слайд 83)Вычислить 65•89:
а)
б)
в)
65
65
89
89
4845
6х8=48 5х9=45
6х9+5х8=54+40=94
94
4845
94
5785
Искомое число: 5785
Слайд 9 Правило возведения в квадрат чисел от 50 до
60
1)последние две цифры искомого числа образуются возведением в квадрат последней
цифры данного числа, если квадрат оказался однозначным числом, то предпоследняя цифра равна 0
2)первые две цифры искомого числа образуются путем сложения квадрата первой цифры со второй цифрой данного числа .
Слайд 10Примеры:
1)Вычислить 53²
1)найдем две последние цифры:
3²=9, так как 9 однозначное число, то
предпоследняя цифра равна 0
09 – две последние цифры искомого числа.
2)Найдем две первые цифры :
5²+3=28
28 –две первые цифры искомого числа.
Само число : 53² =2809
Искомое число: 2809
Слайд 112)Вычислить 59²
1)найдем две последние цифры искомого числа :
9²=81,
81– две последние цифры искомого числа.
2)Найдем две
первые цифры искомого числа :
5²+9=34
34–две первые цифры искомого числа.
Само число : 59² =3481
Искомое число: 3481
Слайд 12 Правило возведения в квадрат чисел от 60 до 70
1)Вычислить 67²
а) найдем последнюю цифру искомого числа:
7²=49
; 9 – последняя цифра искомого числа, «4 в уме»;
б) Чтобы найти предпоследнюю цифру искомого числа надо удвоить последнюю цифру 7 данного числа и прибавить «4 в уме»:
7х2+4=18- 8 предпоследняя цифра искомого числа, «1 в уме»;
в)чтобы найти две первые цифры искомого числа надо сложить квадрат первой цифры с последней цифрой данного числа и к результату прибавить , «1 в уме»:
6²+7+1=36+8=44 - две первые цифры искомого числа
Искомое число: 67² =4489
Слайд 13Вычислить 62²
а) найдем последнюю цифру искомого числа:
2²=4 ;
4 – последняя цифра искомого числа,
б) чтобы найти предпоследнюю
цифру искомого числа надо удвоить последнюю цифру 2 данного числа :
2•2=4 ; 4-предпоследняя цифра искомого числа,
в)чтобы найти две первые цифры искомого числа надо сложить квадрат первой цифры с последней цифрой данного числа :
6²+2=36+2=38 - две первые цифры искомого числа
Искомое число: 62² =3844
Слайд 14Общее правило для возведения в квадрат чисел от 11 до
100
а)последняя цифра искомого числа образуются возведением в квадрат последней цифры
данного числа, если квадрат оказался двузначным числом, то предпоследняя цифра будет «в уме»
б)Чтобы найти предпоследнюю цифру искомого числа нужно перемножить цифры данного числа , удвоить произведение и прибавить число, которое было «в уме» в предыдущем шаге.. Если результат оказался двузначным числом, то предпоследняя цифра будет «в уме»
в)чтобы найти первые цифры искомого числа нужно возвести в квадрат первую цифру данного числа и прибавить число, которое было «в уме» в предыдущем шаге.
Слайд 15Примеры :
1)вычислить 73²
а) найдем последнюю цифру искомого числа:
3²=9
; 9 – последняя цифра искомого числа,
б) найдем
предпоследнюю цифру искомого числа:
2•3•7=42 ; 2 – последняя цифра искомого числа, «4 в уме»;
в) найдем первые две цифры искомого числа:
7²+4=49+4=53
Искомое число: 73²=5329
Слайд 162)Вычислить 47²
а) найдем последнюю цифру искомого числа:
7²=49
; 9 – последняя цифра искомого числа, «4 в уме»
б) найдем предпоследнюю цифру искомого числа:
2•4•7+4=60 ; 0 – последняя цифра искомого числа, «6 в уме»;
в) найдем первые цифры искомого числа:
4²+6=16+6=22
Искомое число: 47²=2209
Слайд 173)Вычислить 96²
а) найдем последнюю цифру искомого числа:
6²=36: 6
– последняя цифра искомого числа, «3 в уме»
б) найдем
предпоследнюю цифру искомого числа:
2•9•6+3=111 :1 – последняя цифра искомого числа, «11 в уме»;
в) найдем первые цифры искомого числа:
9²+11=81+11=92
Искомое число: 96²=9216
Слайд 18Умножение двузначных чисел, у которых одинаковое число десятков, а сумма
единиц составляет 10
Правило:
цифру десятков умножают на следующую
в натуральном ряду цифру, записывают результат и приписывают к нему произведение единиц, если это произведение окажется числом однозначным, то перед этой цифрой приписываем нуль.
Слайд 19Примеры.
1) 23•27=621.
Как получили 621?
Цифру 2 умножаем на 3 (за
«двойкой» идет «тройка»), будет 6
рядом припишем произведение единиц:
3•7=21, получается 621.
Слайд 20Примеры:
2) 38•32=1216, т. к. 3•4=12, к числу 12 приписываем 16,
это произведение единиц данных чисел: 8•2.
3) 52•58=3016, т. к. цифру
десятков 5 умножаем на 6, будет 30, приписываем произведение 2 и 8, т. е 16.
4) 61•69=4209. Число десятков 6 умножили на 7 и получили 42. А откуда нуль? Единицы перемножили и получили: 1•9=9, но результат должен быть двузначным, поэтому берем 09.
Слайд 21Используем круглые числа
Один из самых распространённых приёмов устного счёта заключается
в том, что любое число можно представить в виде суммы
или разности чисел, одно или несколько из которых «круглое».
Слайд 22Примеры:
1)6•365=6•(300+60+5)=6•300+6•60+
+6•5=1800+360+30=1800+200+190=2190
2)9•483=9•(400+80+3)=9•400+9•80+9•3=
=3600+720+27=3600+400+320+27=4000+347=+347
Слайд 23Вывод:
Казалось бы, зачем уметь считать в уме в 21
веке, когда можно просто подать голосовую команду смартфону? Но если
задуматься, что будет с человечеством, если оно будет взваливать на машины не только физическую работу, но и любую умственную? Не деградирует ли оно?.
Применение этих способов быстрого счета позволяет экономить время, развивает логическое мышление и гибкость ума.
А кто-то может быть в процессе исследований и сам придумает новые способы устного счета