Слайд 1Применение принципа золотого сечения в организации и оформлении текстов
Автор: Главатских
Анита 7 в класс
Руководитель: Протасова Елена Александровна.
Слайд 2Введение
Цель: исследование возможностей применения принципа золотого сечения как принципа гармоничной
организации текстов.
Задачи:
Изучить историю принципа золотого сечения в математике, искусствах
и естественных науках.
Исследовать влияние гармоничного шрифта на зрительное восприятие текста.
Выявить наличие гармонического центра в текстах детских работ и учебных текстах.
Гипотеза: золотое сечение как принцип гармоничной организации и оформления текстов способствует их лучшему зрительному и смысловому восприятию.
Слайд 3 Понятие «Золотое сечение»
Золотое сечение - деление
непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором
меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.
a : b = b : c или с : b = b : а
Слайд 4
a = c-b,
х2 + х – 1 = 0
Д = 5
x1 =
x2 =
Слайд 6Творчество Леонардо да Винчи
Слайд 8Ряд Фибоначчи
0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21,
34, 55
5 + 8 = 13, 8 + 13 =
21; 13 + 21 = 34
21 : 34 = 0,617, 34 : 55 = 0,618
Слайд 9Принцип золотого сечения в животном и растительном мире
Слайд 10Принцип золотого сечения в текстах.
Что на свете всего труднее?
Видеть своими
глазами то, что лежит перед нами.
И.В. Гете
А. Р.
Лурия полагает,, что до речевого высказывания текст существует в виде мыслей. Человек – это часть природного мира, следовательно и наши мысли организованы в соответствии с принципом золотого сечения.
Если текст оформлен (шрифт, интервал) в соответствии с принципом золотого сечения, то он легче воспринимается, это подтверждено нами при анализе живописи
Человеку свойственно организовывать тексты по принципу золотого сечения
Слайд 11Организация текста
Сильные позиции – это позиции, в которых выражены главные
мысли автора, точки максимального напряжения, переломные пункты.
Сильные позиции в
тексте:
Начало текста
Конец текста
Гармонический центр текста, определяемый пропорцией золотого сечения, приблизительно 0,618 от объема целого.
Кыштымова И.А.
Слайд 13
Текст для чтения 1
Так бы все дальше и шло, да
только старшему брату было неведомо, что у младшего, который сидел
сейчас в тюрьме, кроме ящика, было еще кое-что. А именно: держал он кота и собаку. И вот как только они узнали, что хозяин их в беде, то и порешили отправиться повидать его в темнице, чтоб обсудить, как ему помочь.
Текст для чтения 2
Так они и поступили, и, едва выбравшись из дворца, забрались в свою лодку и пустились в обратный путь. Плывут они, плывут и вдруг видят вдали корабль, где вся команда состоит из мышей и рыб. Ну те, увидя кота и собаку, сразу же подняли военные флаги, изготовясь принять бой. Но кот и собака отпустили их с миром.
Слайд 16Текст учебника
Птицы – высшие позвоночные животные, приспособившиеся к полету. Тело
их покрыто перьями. Передние конечности превращены в крылья. За счет
интенсивного обмена веществ они обладают высокой (более плюс 40 градусов) и постоянной температурой тела. Активны в течение всего года. Благодаря способности к полету быстро меняют местонахождение, весной и осенью многие птицы совершают далекие миграции. Широко распространены по всей Земле, наиболее разнообразны и многочисленны в тропических лесах. Известно около девяти тысяч современных видов птиц.
Слайд 17Выводы
Мы доказали, что зрительное восприятие гармоничного текста легче, чем
не гармоничного.
Исследование текстов школьников подтвердило предположение о наличии в
их тексте гармонического центра, содержащего главный смысл и определяемого законом «золотого сечения».
Таким образом, «золотое сечение» как принцип гармоничной организации является необходимым в организации текста.
Слайд 18Практическая значимость
В работе введены новые понятия гармоничный шрифт и интервал.
Разработана процедура для их определения.
Результаты работы вносят вклад в
изучение проблемы гармоничного центра текста.
На основе результатов исследования в работе разработаны рекомендации, способствующие лучшему зрительному и смысловому восприятию текстов.
В дальнейшем можно было бы исследовать то, как научить человека определять и различать гармоничные и негармоничные изображения и тексты.