Слайд 1Применение традиционной технологии на уроках математики
Слайд 2 «Урок» - целостный, логически завершенный, ограниченный рамками времени
отрезок образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным
составом учащихся примерно одинакового возраста и уровня подготовки.
Слайд 3
Любому уроку присущ ряд признаков:
наличие образовательных,
воспитательных развивающих целей;
отбор в соответствии с поставленными целями учебного материала
и определение уровня его усвоения;
достижение этих целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;
организация соответствующей деятельности учителя и учащихся.
Слайд 4Содержание урока математики, как правило, не является автономным, оно разворачивается
с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых
знаний, что связано со строгой логикой построения курса математики.
В процессе овладения математическими знаниями, по сравнению с другими учебными предметами, уделяется большее внимание развитию логического мышления, умений рассуждать и доказывать.
Слайд 5При обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы
каждый ученик мог усвоить на каждом уроке главное в изучаемом
материале, поскольку без базовой математической подготовки постановка образования современного человека невозможна. К тому же математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.
Типы уроков
1) по основной дидактической цели;
2) по основному
способу их проведения;
3) по основным этапам учебного процесса.
• урок ознакомления с новым материалом;
• урок закрепления
изученного;
• урок применения знаний и умений;
• урок обобщения и систематизации знаний;
• урок проверки и коррекции знаний и умений;
• комбинированный урок;
• урок-лекция;
• урок-семинар;
• урок-зачет;
• урок - практикум
Слайд 8Урок ознакомления с новым материалом.
Дидактическая цель: введение понятия, установление
свойств изучаемых объектов, построение правил, алгоритмов и т.д.
Его основные
этапы:
- сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности;
- подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний:
- ознакомление с новым материалом;
- первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
- постановка задания на дом;
- подведение итогов урока.
Слайд 9Урок закрепления изученного.
Его основная дидактическая цель — формирование определенных
умений. Общая структура такова:
- проверка домашнего задания и акцентирование
внимания учащихся на материале, изученном на предыдущем уроке;
- сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;
- воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;
- перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;
- подведение итогов урока;
- постановка домашнего задания.
Слайд 10Урок применения знаний и умений.
Структура урока:
- проверка домашнего задания;
- мотивация учебной деятельности
,
- сообщение темы, цели и задач урока;
- осмысление содержания ;
- самостоятельное выполнение учащимися заданий
- обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;
- подведение итогов и постановка домашнего задания.
Слайд 11
Урок обобщения и систематизации знаний.
Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает следующую последовательность действий:
от
восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем,
от них — к усвоению более сложной системы знаний — овладению основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета.
Слайд 12
Урок проверки и коррекции знаний и умений.
Структура урока:
— ознакомление с целью и
задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке;
— проверка знаний учащихся фактического материала;
— проверка знания учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;
— проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;
— проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях;
— подведение итогов.
Слайд 13Комбинированный урок.
Для комбинированного урока характерны постановка и
достижение нескольких дидактических целей.
Традиционной является следующая структура урока:
— ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;
— проверка домашнего задания;
— проверка знаний и умений, учащихся по пройденному материалу;
— изложение нового материала;
— первичное закрепление изученного;
— подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Слайд 14
Урок-лекция
Как правило, на таком
уроке излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
В зависимости от его логики и от дидактических задач различают вводные, установочные, текущие и обзорные лекции.
По характеру изложения и деятельности, учащихся лекция может быть информационной, объяснительной лекцией-беседой и т.д.
Слайд 15
Лекционная форма проведения уроков целесообразна:
при изучении нового материала, мало
связанного с ранее изученным;
при рассмотрении
сложного для
самостоятельного изучения материала;
при подаче информации крупными
блоками;
при выполнении определенного вида
заданий по одной или нескольким
темам, разделам;
при применении изученного материала в
ходе решения практических задач.
Слайд 16
Урок-семинар.
Для семинара характерны самостоятельное изучение школьниками программного материала и
обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности. На нем ребята
учатся выступать публично, дискутировать, отстаивать свои суждения. Все это способствует развитию у них познавательных и исследовательских умений и повышению культуры общения.
В практике обучения получили распространение семинары-беседы, семинары, доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар по решению задач, семинар-диспут, семинар-конференция и др.
.
Слайд 17
Урок-зачет
Основная цель этого урока — диагностика уровня
усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения.
Практикуются различные виды зачетов:
текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн и др.
Они предусматривают разные формы организации деятельности учителя и учащихся.
Если учащимся предварительно сообщается примерный перечень заданий, выносимых на зачет, то его называют открытым. Такой зачет проводится как завершающая проверка в конце изучаемой темы.
Слайд 18Урок-практикум
Главная задача — усиление практической направленности
обучения.
Он должен быть не
только тесно связан с изученным материалом, но и способствовать его прочному, формальному усвоению.
Основные форма проведения такого урока - практическая работа, на которой учащиеся самостоятельно упражняются в применении полученных знаний и умений.
Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие обобщающие уроки-практикумы.
Слайд 19 Общая структура урока - практикума:
сообщение темы, цели и
задач практикума;
актуализация опорных знаний и умений;
мотивация учебной деятельности учащихся;
ознакомление учеников с инструкцией;
подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;
выполнение работы учащимися под руководством учителя;
составление отчета;
обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов.
Слайд 20Урок-консультация.
На уроке проводится целенаправленная работа не только по
ликвидации пробелов в знаниях учащихся, но и по развитию их
умений.
Выделяют тематические и целевые уроки. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета и т.д.
На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Готовятся к такому уроку и учитель и ученики. Учитель анализирует и систематизирует недочеты и ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся и на этой основе уточняет перечень возможных вопросов для обсуждения на консультации.
Слайд 21Ребята готовят вопросы и задания, вызывающие у них затруднения.
При
этом допускается использование не только учебника, но и дополнительной литературы.
В ходе урока учитель имеет возможность увидеть динамику продвижения учащихся в изучении материала и помочь тем, кто испытывает затруднения, применив как индивидуальную, так и групповую форму работы и привлекая в качестве помощников-консультантов более подготовленных учеников.
Слайд 22В целом же использование традиционной технологии на уроках математики позволяет
полнее задействовать возможности урочной формы обучения, что способствует повышению эффективности
организации математического образования в современной школе.
Главное же направление развития теории и практики конструирования урока математики выражается в стремлении добиться того, чтобы он стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.