Разделы презентаций


Решение уравнений содержащих неизвестную под знаком модуля

Содержание

ВНИМАНИЕ! При использовании наших материалов помните о соблюдении авторских прав!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
МОУ «ИНСАРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Конкурс проектно –

исследовательских работ «Интеллектуальное будущее Мордовии – 2008»
Секция: математика
Научный руководитель: Чудаева

Е. В.,
учитель математики

Автор работы: ЛУКИНА НИНА, 9 кл;


Решение уравнений содержащих неизвестную под знаком модуля

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯМОУ «ИНСАРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»Конкурс проектно – исследовательских работ «Интеллектуальное будущее Мордовии – 2008»Секция:

Слайд 2ВНИМАНИЕ!
При использовании наших материалов помните о соблюдении авторских прав!

ВНИМАНИЕ! При использовании наших материалов помните о соблюдении авторских прав!

Слайд 3Объект исследования:
Предмет исследования:
решение уравнений, содержащих неизвестную под

знаком модуля
способы решения уравнений
Цель работы:
ознакомление учащихся с теоретическими основами

решения уравнений с модулем, рекомендациями к решению, алгоритмирование процесса решения уравнений содержащих неизвестную под знаком модуля
Объект исследования:  Предмет исследования: решение уравнений, содержащих неизвестную под знаком модуля способы решения уравненийЦель работы:ознакомление учащихся

Слайд 4Работа с литературными источниками.

2) Математическое моделирование постановки задачи для построения

графического образа линий, входящих в данное уравнение.

3) Эксперимент: исследование различных

подходов и методов решения уравнений; исследование изменения вида кривой, в зависимости от параметров входящих в её уравнение .

Методы исследования:

Работа с литературными источниками.2) Математическое моделирование постановки задачи для построения графического образа линий, входящих в данное уравнение.3)

Слайд 5ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Решение уравнений.
1.1.Определение модуля. Решение по определению
1.2. Решение уравнений

по правилам
1.3. Задачи с несколькими модулями. Последовательное и параллельное раскрытие

модулей
1.4. Метод интервалов в задачах с модулями
1.5. Вложенные модули
1.6. Модули и квадраты
1.7. Модули неотрицательных выражений
ГЛАВА 2. Функционально-графический способ решения задач.
2.1. Графики простейших функций, содержащих знак абсолютной величины
2.2. Построение графиков уравнений, содержащих знак модуля
2.3. Графическое решение уравнений, содержащих знак модуля
2.4. Графическое решение задач с параметром и модулем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ. Исследование вида графического образа заданного неравенством , в зависимости от параметров a и b

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Решение уравнений.1.1.Определение модуля. Решение по определению1.2. Решение уравнений по правилам1.3. Задачи с несколькими модулями. Последовательное

Слайд 61.1.Определение модуля. Решение по определению.
По определению, модуль, или абсолютная величина,

неотрицательного числа a совпадает с самим числом, а модуль отрицательного

числа равен противоположному числу, то есть – a:

Запишем решение простейших уравнений в общем виде:

Пример. Решить уравнение |x –3| = 3 – 2x.
Рассматриваем два случая.
При x – 3> 0 уравнение принимает вид x – 3 = 3 – 2x, откуда x = 2. Но это значение не удовлетворяет неравенству x – 3 > 0, потому не входит в ответ исходного уравнения.
При x – 3 < 0 получаем 3 – x = 3 – 2x и x = 0. Этот корень удовлетворяет соответствующему условию x – 3 < 0.
Итак, ответ к исходному уравнению: x = 0.
Ответ: х = 0.

1.1.Определение модуля. Решение по определению.По определению, модуль, или абсолютная величина, неотрицательного числа a совпадает с самим числом,

Слайд 7       2-е правило:  |f(x)| = g(x) ⇔
       1-е правило: |f(x)| = g(x)

 ⇔
ЗАМЕЧАНИЕ. Фигурные скобки обозначают системы, а квадратные – совокупности.

Решения системы уравнений – это значения переменной, одновременно удовлетворяющие всем уравнениям системы.
Решениями совокупности уравнений являются все значения переменной, каждое из которых есть корень хотя бы одного из уравнений совокупности.

1.2. Решение уравнений по правилам

       2-е правило:  |f(x)| = g(x) ⇔        1-е правило:  |f(x)| = g(x)  ⇔ ЗАМЕЧАНИЕ. Фигурные скобки обозначают системы, а

Слайд 8Пример . Решить уравнение |x2 – x – 6| = |2x2 + x – 1|.

Решение. Мы уже знаем, что рассматривать

(целых 4) варианта распределения знаков выражений под модулями здесь не

нужно: это уравнение равносильно совокупности двух квадратных уравнений без каких-либо дополнительных неравенств:




Которая равносильна:



Первое уравнение совокупности решений не имеет (его дискриминант отрицателен), второе уравнение имеет два корня .


Ответ:

Пример . Решить уравнение |x2 – x – 6| = |2x2 + x – 1|.Решение. Мы уже знаем, что рассматривать (целых 4) варианта распределения знаков выражений под

Слайд 9Третий способ освобождения от модуля –
замена переменной
Пример .

Решить уравнение:

Решение. Заметим, что

, тогда уравнение примет вид:



Пусть , тогда решим квадратное уравнение:

Его корни , условию удовлетворяет первый корень.

Возвращаясь к переменной х, получаем уравнение

решая которое находим:


Ответ: .






Третий способ освобождения от модуля – замена переменной Пример . Решить уравнение: Решение. Заметим, что

Слайд 10


Задачи с несколькими модулями.
Два основных подхода к решению.

Сначала

один из модулей изолируется в одной части уравнения (или неравенства)

и раскрывается одним из описанных ранее методов. Затем то же самое повторяется с каждым из получившихся в результате уравнений с модулями и так продолжается, пока мы не избавимся ото всех модулей.

Можно снять сразу все модули в уравнении или неравенстве и выписать все возможные сочетания знаков подмодульных выражений. При снятии модуля может получить один из двух знаков – плюс или минус. Эти области определяются знаками выражений под модулями.

«последовательное»
раскрытие модулей

«параллельное» раскрытие модулей



Задачи с несколькими модулями. Два основных подхода к решению. Сначала один из модулей изолируется в одной части

Слайд 11
Решение.
Уединим второй модуль и раскроем его, пользуясь первым способом, то

есть просто определением абсолютной величины:
К полученным двум уравнениям применяем второй

способ освобождения от модуля:

  Наконец, решаем получившиеся четыре линейных уравнения и отбираем те их корни, которые удовлетворяют соответствующим неравенствам :

1способ

Решение.Уединим второй модуль и раскроем его, пользуясь первым способом, то есть просто определением абсолютной величины:К полученным двум

Слайд 12   Лишь первый и третий из этих корней удовлетворяют соответствующим неравенствам,

а значит, и исходному уравнению.
2способ
Решение.
Рассмотрим 4 возможных набора знаков выражений

под модулями.
   Лишь первый и третий из этих корней удовлетворяют соответствующим неравенствам, а значит, и исходному уравнению.2способРешение.Рассмотрим 4 возможных

Слайд 13Метод интервалов в задачах с модулями.
Пусть имеется уравнение, в

которое входят три модуля от линейных выражений; например: |x – a| + |x – b| + |x – c| = m.
      

Первый модуль равен x – a при x ³ a и a – x при x < a. Второй равен x – b или b – x при x ³ b и x < b соответственно. Аналогично раскрывается и третий модуль. Нарисуем эти области и возьмем их пересечения.

В частности, если все выражения под модулями рациональны, то достаточно отметить на оси их корни, а также точки, где они не определены, то есть корни их знаменателей. Отмеченные точки и задают искомые промежутки знакопостоянства.

Метод интервалов в задачах с модулями. Пусть имеется уравнение, в которое входят три модуля от линейных выражений;

Слайд 14.

Решение.
Найдем нули функции x+2=0 или x+3=0 , откуда x=-2 ,

x=-3. Рассмотрим 3 возможных набора знаков выражений под модулями.
Решаем задачу

на каждом интервале:

Итак, данное уравнение не имеет решений.

.Решение.	Найдем нули функции x+2=0 или x+3=0 , откуда x=-2 , x=-3. Рассмотрим 3 возможных набора знаков выражений

Слайд 15
Вложенные модули
Последовательное раскрытие модулей наиболее эффективно в "задачах-матрешках",

где внутри одного модуля находится другой, а то и несколько.


Решение.
Освободимся от внешнего модуля, получим:



Вложенные модули Последовательное раскрытие модулей наиболее эффективно в

Слайд 16
Модули и квадраты
Он основан на двух очевидных соображениях. Во-первых, из

двух неотрицательных чисел то больше, квадрат которого больше, а если

квадраты равны, то и числа равны: a > b ⇔ a2 > b2; a = b ⇔ a2 = b2.
    Во-вторых, квадрат модуля числа равен квадрату самого числа: |a|2 = a2. Поэтому допускается такое равносильное преобразование:


Модули и квадраты	Он основан на двух очевидных соображениях. Во-первых, из двух неотрицательных чисел то больше, квадрат которого

Слайд 17

Модули неотрицательных выражений.
Решение.
Нетрудно догадаться, что все выражения, стоящие

под знаком второго, третьего и т.д. модулей положительны. И поскольку

модуль положительного выражения равен самому этому выражению, получим






Модули неотрицательных выражений. Решение.	 Нетрудно догадаться, что все выражения, стоящие под знаком второго, третьего и т.д. модулей

Слайд 18

Графическое решение уравнений,
содержащих знак абсолютной величины.
Решить уравнение :

3| x + 2 | + x 2 + 6x + 2

= 0.
Графическое решение уравнений, содержащих знак абсолютной величины.Решить уравнение :  3| x + 2 | + x 2 +

Слайд 19Графическое решение уравнений,
содержащих знак абсолютной величины.
Решить равнение: | 4 –

x | + | (x – 1)(x – 3) | = 3.
Для решения

уравнения графическим способом, надо построить графики функций

Парабола пересеклась с «уголком» в точках с координатами (1; 0), (2; 1) и (4; 3), следовательно, решениями уравнения будут абсциссы точек:


Графическое решение уравнений, содержащих знак абсолютной величины.Решить равнение: | 4 – x | + | (x – 1)(x – 3) |

Слайд 20Графическое решение уравнений,
содержащих знак абсолютной величины.
Решить графически уравнение

Графическое решение уравнений, содержащих знак абсолютной величины.Решить графически уравнение

Слайд 21Найти все значения а, при которых уравнение
Данное уравнение равносильно

совокупности
Выражая параметр а, получаем:
График этой совокупности –
объединение уголка

и параболы.

пересекает полученное
объединение в трех точках.

имеет ровно три корня?

Ответ:





1

2

3

4

5

-1

-2

-1

1

х

а

а = -1

Прямая

Найти все значения а, при которых уравнение Данное уравнение равносильно совокупностиВыражая параметр а, получаем: График этой совокупности

Слайд 22В процессе работы над темой «Решение уравнений содержащих неизвестную под

знаком модуля» мы:
Изучили литературу по данному вопросу.
Познакомились с алгебраическим и

графическим подходом к решению уравнений, содержащих неизвестную под знаком модуля.
Исследовали количество решений уравнения, в зависимости от параметров входящих в её условие.
и пришли к выводу:
В ряде случаев при решении уравнений с модулем, возможно, решать уравнения по правилам, а иногда удобнее воспользоваться геометрический способ решения, который, к сожалению, не всегда применим, из-за сложности изображения линий входящих в условие задачи.
При решении уравнений, содержащих модуль и параметр, графический способ является более наглядным и сравнительно более простым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над темой «Решение уравнений содержащих неизвестную под знаком модуля» мы:Изучили литературу по данному вопросу.Познакомились

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика