Разделы презентаций


Системы счисления

Содержание

Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мирИоганн Гете

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1системы счисления
Методическая разработка учителя математики МОУ Коляновская СОШ,
Ивановского района, Ивановской

области Опалевой ОА

системы счисленияМетодическая разработка учителя математики МОУ Коляновская СОШ,Ивановского района, Ивановской области Опалевой ОА

Слайд 2Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир
Иоганн Гете

Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мирИоганн Гете

Слайд 3Медвежонок Винни мечтал
стать таким же умным.
как его знакомая сова.


Поэтому он решил изучить
все книги, какие только
есть на

свете.

Прочитав стихотворение
А.Н.Старикова,
медвежонка поразила
совершенно невероятная
…девочка.

Медвежонок Винни мечтал стать таким же умным.как его знакомая сова. Поэтому он решил изучить все книги, какие

Слайд 4Ей было 1100 лет.
Она в 101 класс ходила.
В портфеле по

100 книг носила.
Всё это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком

ног,
Она шагала по дороге За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И 10 тёмно-синих глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймёте наш рассказ.

Винни решил во всём разобраться, конечно, не без помощи мудрой совы.

Как такое может быть!

Откуда взялись такие числа?

Откуда, вообще, взялись числа?

Ей было 1100 лет.Она в 101 класс ходила.В портфеле по 100 книг носила.Всё это правда, а не

Слайд 5 Счет появился тогда, когда человеку потребовалось информировать
своих сородичей

о количестве обнаруженных им предметов.

Самая простая система счисления была

у древних людей.

Какое число нужно записать, столько сделают засечек на палке, или в кучку камешков положат.
Но это удобно, пока числа небольшие. Вы только представьте себе число 1 000 записанное с помощью кучки камушков, а 1 000 000? Неудобно?
Счет появился тогда, когда человеку потребовалось информировать своих сородичей о количестве обнаруженных им предметов. Самая простая

Слайд 6 Арифметические знания требовались, чтобы:
с успехом заниматься сельским хозяйством

строить здания, дворцы,

дамбы, пирамиды…

совершать далёкие путешествия
вести торговые дела

вычислять и предугадывать наперёд пути

движения планет на небе

В разных уголках планеты складывались свои системы счисления

Арифметические знания требовались, чтобы:с успехом заниматься сельским хозяйствомстроить здания, дворцы, дамбы, пирамиды…совершать далёкие путешествиявести торговые делавычислять

Слайд 8Египетская нумерация
Египтяне придумали эту систему около 5 000 лет тому назад


Записывались цифры числа начиная с больших значений и заканчивая меньшими.


Если десятков, единиц, или какого-то другого разряда не было, то переходили к следующему разряду.
Например:

1

10

100

1000

10000

100000

1000000

10000000

135

13209

Египетская нумерацияЕгиптяне придумали эту систему около 5 000 лет тому назад Записывались цифры числа начиная с больших значений

Слайд 9Древняя греческая нумерация
В ней числа 1 - 9 обозначаются первыми буквами греческого

алфавита:


числа 10, 20, … 90:



числа 100, 200, … 900 последними

девятью буквами:



Для обозначения тысяч и десятков тысяч пользовались теми же цифрами, но только с добавлением особого значка '. Любая буква с этим значком сразу же становилась в тысячу раз больше.
Для отличия цифр и букв писали черточки над цифрами.
Древняя греческая нумерацияВ ней числа 1 - 9 обозначаются первыми буквами греческого алфавита:числа 10, 20, … 90:числа 100, 200,

Слайд 10В древнем Вавилоне примерно за 40 веков до нашего времени


создалась нумерация
Вавилонская нумерация
Числа менее 60 обозначались с помощью двух знаков:

для единицы, и для десятка.
Они имели клинообразный вид, так как вавилоняне писали на глиняных табличках палочками треугольной формы. Эти знаки повторялись нужное число раз, например:

3

20

32

5*60+2=302

Числа более 60 записывают позиционно,
Только в вавилонской поместной
нумерации ту роль, которую у нас играет
число 10, играет число 60, и потому эту
нумерацию называют шестидесятеричной. При отсутствии разряда вставлялся значек
игравший роль нуля.

В древнем Вавилоне примерно за 40 веков до нашего времени создалась нумерацияВавилонская нумерацияЧисла менее 60 обозначались с

Слайд 11Нумерация индейцев Майя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13


15


20 или 0
Сначала эта нумерация обслуживала
пятеричную систему

счисления, а потом
ее приспособили для двадцатеричной
Записывались цифры числа

в столбик

20+20+5+5+5+1+1+1=58

5+5+5+1=16

Нумерация индейцев Майя123456789101112131520 или 0 Сначала эта нумерация обслуживалапятеричную систему счисления, а потом ее приспособили для двадцатеричной

Слайд 12Китайская нумерация
Возникла эта нумерация около 4 000 тысяч лет тому

назад в Китае.
°
1

2

3

4
5

6

7

8

9
0
Записывались цифры числа начиная с больших значений

и заканчивая меньшими.
Например

10 100 1000

2*1000=2 000

5*100+4*10+6=546

Китайская нумерацияВозникла эта нумерация около 4 000 тысяч лет тому назад в Китае.° 1234567890Записывались цифры числа начиная

Слайд 13Славянская кириллическая нумерация
Эта нумерация была создана вместе со славянской алфавитной

системой для переписки священных книг для славян греческими монахами братьями

Кириллом (Константином) и Мефодием в IX веке.

Записывались цифры числа начиная с больших значений и заканчивая меньшими, слева направо. Если десятков, единиц, или какого-то другого разряда не было, то его пропускали

Для того, чтобы не перепутать буквы и цифры, использовались титла - горизонтальные черточки над числами, что мы видим на рисунке.

Для обозначения больших, чем 900 чисел использовались специальные значки, добавляемые к букве.

В России славянская нумерация сохранилась до конца XVII века. При Петре I возобладала так называемая «арабская нумерация».

Славянская кириллическая нумерацияЭта нумерация была создана вместе со славянской алфавитной системой для переписки священных книг для славян

Слайд 14Это, наверное, самая известная нумерация, после арабской. С нею мы

достаточно часто сталкиваемся в повседневной жизни. Это номера глав в

книгах, указание века, числа на циферблате часов, и т. д.
Возникла эта нумерация в древнем Риме.

Латинская (Римская) нумерация

Записывались цифры числа начиная с больших значений и заканчивая меньшими, слева направо. Если цифра с меньшим значением записывалась перед цифрой с большим значением, то происходило ее вычитание.

CCXXXVII = 100+100+10+10+10+5+1+1 = 237
XXXIX = 10+10+10-1+10 = 39

Есть правило, по которому нельзя записывать подряд 4 одинаковых цифры, такая комбинация заменяется комбинацией с правилом вычитания, например:
XXXX = XC (50-10)
IIII = IV (5-1)
CCCC = CD (500-100)

Это, наверное, самая известная нумерация, после арабской. С нею мы достаточно часто сталкиваемся в повседневной жизни. Это

Слайд 15 Арабская нумерация
Это, самая распространенная на сегодняшний день нумерация. Название

"арабская" для нее не совсем верно, поскольку хоть и завезли

ее в Европу из арабских стран, но там она тоже была не родной. Настоящая родина этой нумерации - Индия.

Форма индийских цифр претерпевала многообразные изменения.
Та форма, которой мы сейчас пользуемся установилась в XVI веке

Древнее изображение десятичных цифр не случайно:
каждая цифра обозначает число по количеству углов в ней.

Например, 0 — углов нет, 1 — один угол, 2 — два угла и т.д.


Арабская нумерацияЭто, самая распространенная на сегодняшний день нумерация. Название

Слайд 16Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь

мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак

сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

физкультминутка

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На

Слайд 17Системы счисления
Позиционные
(значение цифр
зависит от
позиции в числе)
Непозиционные
(значение цифр
не

зависит от
позиции в числе)

Системы счисленияПозиционные(значение цифр зависит от позиции в числе)Непозиционные(значение цифр не зависит от позиции в числе)

Слайд 18Основные недостатки непозиционных систем:
Запись больших чисел требует введения новых символов.
Невозможно

представлять дробные и отрицательные числа.
Сложно выполнять простейшие арифметические операции.
непозиционные системы
Римская
Алфавитные

(Греческая, славянская)

Основные недостатки непозиционных систем:Запись больших чисел требует введения новых символов.Невозможно представлять дробные и отрицательные числа.Сложно выполнять простейшие

Слайд 19Позиционные системы
Как указать принадлежность числа к какой-либо

системе счисления? Основание системы приписывается нижним
индексом

к этому числу. (1123 = 1410 )

Основанием позиционной системы счисления может быть
любое число, большее1.

«Мысль выражать все числа немногими знаками,
придавая им, кроме значения по форме,
ещё значение по месту, настолько проста,
что именно из-за этой простоты трудно оценить,
насколько она удивительна»
Франц. математик Пьер Лаплас (1749-1827)

Позиционные системы   Как указать принадлежность числа к какой-либо системе счисления? Основание системы приписывается нижним

Слайд 2024110=111100012
5010=
1100102
двоичная система счисления
2-основание
0,1-алфавит
10012=1*23+0*22+0*21+1*20=
=1*8+0*4+0*2+1*1=910

50:2=25 0
25:2=12 1
12:2=6

0
6:2=3 0
3:2=1 1
5010=1100102
241 : 2

= 120 1
120 : 2 = 60 0
60 : 2 = 30 0
30 : 2 = 15 0
15 : 2 = 7 1
7 : 2 = 3 1
3 : 2 = 1 1
241 10=111100012

1*24+0*23+1*22+1*21+0*20=
=1*16+0*8+1*4+1*2+0*1=2210

Перевод из 2-ичной системы в 10-ичную

Перевод из 10-ичной системы в 2-ичную

остаток

101102=

24110=1111000125010=1100102двоичная система счисления2-основание0,1-алфавит10012=1*23+0*22+0*21+1*20=     =1*8+0*4+0*2+1*1=91050:2=25 025:2=12 112:2=6  0 6:2=3  0 3:2=1

Слайд 21троичная система счисления
3-основание
0,1,2-алфавит
Перевод из 3-ичной системы в 10-ичную
12103=1*33+2*32+1*31+0*30=

=1*27+2*9+1*3+0*1=4810
=2*32+0*31+1*30=
=2*9+0*3+1*1=1910
241:3=80

1
80:3=26 2
26:3=8 2
8:3=2 2

24110=222213

остаток

Перевод из 10-ичной системы в 3-ичную

24110=222213

5010=

12123

50:3=16 2
16:3=5 1
5:3=1 2
5010=12123

2013

троичная система счисления3-основание0,1,2-алфавитПеревод из 3-ичной системы в 10-ичную12103=1*33+2*32+1*31+0*30=    =1*27+2*9+1*3+0*1=4810    =2*32+0*31+1*30=

Слайд 22двенадцатеричная система счисления
12-основание
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B-алфавит
Число двенадцать (дюжина) даже составляла конкуренцию десятке в

борьбе за статус общеупотребительной системы счисления. Дело
в том, что число

12 имеет больше делителей(2,3,4,6), чем 10(2,5). Поэтому
в 12-ричной системе гораздо удобнее производить расчёты, нежели в десятичной.

Дюжина гораздо прочно вошла в нашу жизнь.
Выражается это хотя бы в следующем,
многие предметы(столовые приборы,
карандаши, фломастеры, платки)
до сих пор продаются дюжинами.

двенадцатеричная система счисления12-основание0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B-алфавитЧисло двенадцать (дюжина) даже составляла конкуренцию десятке в борьбе за статус общеупотребительной системы счисления. Делов

Слайд 23десятеричная система счисления
10-основание
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9-алфавит
«Преимущество десятичной системы не математическое,
а

зоологическое. Если бы у нас на руках было не десять

пальцев, а восемь, то человечество пользовалось бы восьмеричной системой» (Н.Н. Лузин)

Самая распространённая в мире система счисления.

десятеричная система счисления10-основание0,1,2,3,4,5,6,7,8,9-алфавит«Преимущество десятичной системы не математическое,   а зоологическое. Если бы у нас на руках

Слайд 24Соответствие первых двух десятков двоичной
и десятичной систем счисления
Десятичная

0 1 2 3 4 5

6 7 8 9
Двоичная 0 1 10 11 100 101 110 111 1000 1001
Десятичная 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Двоичная 1010 1011 1100 1101 1110 1111 10000 10001 10010 10011

Необыкновенная девочка

Поможет нам двоичная система счисления.

Ей было 1100 лет,
Она в 101-й класс ходила,
По 100 книг носила,

Получается совсем обычная картина.

значит 12 лет
т.е. в 5 класс
значит по 4 книги.

Соответствие первых двух десятков двоичной и десятичной систем счисления Десятичная 0 1 2  3  4

Слайд 25рефлексия
Подошёл к концу наш урок. Давайте подведем итоги.

У вас у каждого на парте лежат смайлики, поднимите, пожалуйста,

тот,
который расскажет о вашем настроении после урока, о впечатлении от урока.
Кто из вас выскажет мнение о пройденном уроке, вот фразы, с которых вы мо-
жете начать…
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
рефлексия Подошёл к концу наш урок. Давайте подведем итоги. У вас у каждого на парте лежат смайлики,

Слайд 26Литература, ресурсы интернет
О. М Шаров. Н. А. Меньшикова. Н. М.

Ефимова.
Организация внеклассной работы по математике в средней школе.
Энциклопедия для

детей. Т.11.Математика / М.Аксёнова,
В.Володин и др.-М.: Аванта, 2005.-688с.:ил.
История систем счисления http://comp-science.narod.ru/Demenev/files/
history.htm

Аудиофайлы http://www.tamada-smirnov.ru/fanfar.php

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%
BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%
B8%20%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%82%
D1%8F%D1%88%D0%BA%D0%B8&stype=image

Анимация, картинки

Литература, ресурсы интернетО. М Шаров. Н. А. Меньшикова. Н. М. Ефимова. Организация внеклассной работы по математике в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика