Слайд 1Доклад на методическом объединении «Современные подходы к проектированию урока математики»
Корпусова
Т.С. учитель математики ЛСОШ № 2 им.Н.Ф.Струченкова Брянская обл.
Слайд 2 Здесь нет уже верха и низа – учителей и учеников
– здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе ...
когда одни
хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение ...осталось на низшей ступени образования...
Ю.М.Лотман
Слайд 3Современные технологии обучения
Слайд 4Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,
искусстве.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной
учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
Слайд 5
К современным педагогическим технологиям относятся:
1. Личностно-ориентированные технологии обучения
а) Технология педагогических мастерских
б) Технология обучения как учебного исследования
в) Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
г) Технология эвристического обучения
д) Метод проектов
е) Вероятностное образование (А. Лобок)
ж) Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),
Слайд 62. Предметно-ориентированные технологии обучения
а) Технология постановки цели
б) Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
в) Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
г) Технология концентрированного обучения
д) Модульное обучение.
Слайд 7 3. Информационные технологии.
а) ИКТ
б) Технологии дистанционного обучения
4. Технологии оценивания достижений учащихся
а) технология "Портфолио"
б) безотметочное обучение
в) рейтинговые технологии
Слайд 85. Интерактивные технологии
а)
технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
б) технология проведения дискуссий
в) технология «Дебаты»
г) тренинговые технологии
Слайд 9Личностно ориентированные технологии обучения
Слайд 10Особенности личностно ориентированного урока
использование разнообразных форм и методов организации учебной
деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика
в работе класса;
стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и оценивать наиболее рациональные;
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
ИНСТРУКЦИЯ.
Определение целей
учения на занятие.
Познавательные цели Учебные цели
Сегодня на уроке я хочу
Узнать….. Ставить вопросы….
Уточнить… Изображать…..
Понять… Составлять….
Выяснить… Вычислять…
Раскрыть понятия… Находить…
Слайд 12Подведение итогов.
1) Начните ваш ответ словами: Мне удалось
Узнать...
Понять....
Вычислить...
Применять...
Объяснять...
Другое.
2) Соотнесите
результаты вашей работы с поставленными целями.
Слайд 14
Технология коллективного способа обучения:
Обучение - это общение
человека с человеком.
А.Петровский
Слайд 15Три вида парной работы:
Статическая пара, которая объединяет по желанию двух
учеников, меняющихся ролями «учитель»-«ученик» (пару может составлять два «слабых» ученика,
два «сильных», «слабый» и «сильный» - при условии взаимного расположения).
Динамическая четверка: четверо учащихся готовят одно задание, которое разделено на четыре части. После подготовки «своей» части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.д., т. е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.
Вариативная четверка, в которой каждый член группы получает «своё» задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме динамической четверки. В результате каждый усваивает содержание четырех заданий.
Слайд 16Предметно-ориентированные технологии обучения
Слайд 17
Технология модульного обучения
Модуль может быть оформлен в виде следующей таблицы:
Слайд 18Алгоритм составления плана модульного урока
1. Формулировка темы урока.
2. Определение и
формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
3. Разбивка учебного материала
на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них
4. Подбор необходимого фактического материала.
5. Определение способов учебной деятельности учеников.
6. Выбор форм и методов преподавания и контроля.
7. Составление модуля данного урока, его распечатка.
Слайд 19Учебных элементов не должно быть много (не более семи), но
среди них обязательно должны присутствовать следующие:
- УЭ-0 - направлен на
определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения;
- УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д.;
- УЭ-2 (и т.д.) - отработка учебного материала;
Завершающий УЭ - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным - с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).
Слайд 20Достоинства модульного обучения
1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами
каждого ученика.
2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить
ее блоками.
3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности.
4. Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.
5. Достигается определенная "технологизация" обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя.
6. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке.
7. Первоочередное формирование навыков самообразования.
Слайд 21Недостатки и ограничения модульного обучения
1. Большая трудоемкость при конструировании модулей.
2.
Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации,
специальных учебников и учебных пособий.
3. Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала обучающихся, особенно высокоодаренных.
4. В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными диалоговые функции обучения, сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь.
5. Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.
Слайд 24Варианты использования средств ИКТ в образовательном процессе:
урок с мультимедийной поддержкой
– в классе стоит один компьютер, им пользуется не только
учитель в качестве “электронной доски” (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии), но и ученики для защиты проектов;
урок проходит с компьютерной поддержкой – несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения;
урок, интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе и преследует следующие задачи: во-первых, отработать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем; во-вторых, изучить возможности различных компьютерных программ;
работа с электронным учебником (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем, где традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами.
Слайд 25Интерактивная доска позволяет:
Отойти от традиционного презентационного урока.
Экономить время урока.
Повысить
эффективность подачи материала.
Организовать групповую работу (или групповые игры).
Помочь учителю
в организации проверки знаний школьников.
Творчески использовать материал.
Учитывать возрастные особенности каждого школьника.
Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения.
Слайд 26ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Разнообразие операций-воздействий подлежит обобщению. Их можно описать, ими можно овладеть,
однако их нельзя предписать для конкретной ситуации, их нельзя предлагать
в качестве решения педагогических задач. Разнообразие технологических операций неизбежно предполагает творческий выбор учителем одной из них в сложившихся обстоятельствах.
Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в школьнике способность стать субъектом. Ни корректирование поведения, ни нормативная оценка, ни подавление воли не выступают в качестве воспитательного результата.
Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением - переводом ребенка в позицию субъекта. Уровень овладения педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным.
Слайд 27Презентацию подготовила
Корпусова Т.С., учитель математики
МБОУ ЛСОШ № 2
им. Н.Ф. Струченкова
Ноябрь 2012 г.