Слайд 1Как создать электронный учебник
Малыгина Галина Сергеевна, преподаватель высшей квалификационной категории
Слайд 2Электронный учебник
Это новый жанр учебной литературы. Он должен максимально облегчить
понимание и запоминание наиболее существенных понятий, утверждений и примеров ,вовлекая
в процесс обучения слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные
Обьяснения.
Слайд 3Принципы построения электронного учебника:
1.Принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие
из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.
2.Принцип полноты: каждый
модуль должен иметь следующие компоненты:
теоретическое ядро,
контрольные вопросы по теории,
примеры,
задачи и упражнения для самостоятельного решения,
контрольные вопросы по всему модулю с ответами,
контрольная работа,
контекстная справка (Help),
исторический комментарий.
Слайд 43.Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с
минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий,
утверждений и методов.
4.Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета.
Слайд 55. Принцип регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность
вызвать на экран любое количество примеров, решить необходимое ему количество
задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.
6. Принцип адаптивности: электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося.
Слайд 67. Принцип компьютерной поддержки: компьютер выполняет громоздкие преобразования, разнообразные вычисления
и графические построения, совершает математические операции любого уровня сложности, если
они уже изучены ранее, а также проверяет полученные результаты на любом этапе, а не только на уровне ответа.
8.Принцип собираемости: электронный учебник должен быть выполнен в форматах, позволяющий компоновать их в единый электронный комплекс, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам или личные электронные библиотеки студента
Слайд 7 2.Кому и зачем нужен электронный учебник?
Электронный
учебник необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном
обучении потому, что он
облегчает понимание изучаемого материала за счет специфических способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
Слайд 8предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
дает возможность
красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в
виде файла или распечатки;
выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.
Учебник необходим студенту, поскольку без него он не может получить прочные и всесторонние знания и умения по данному предмету.
Слайд 9 Электронный учебник полезен на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что
он:
позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большого количества задач, освобождает
время для анализа полученных решений и их графической интерпретации;
позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.
Слайд 10 Электронный учебник удобен для преподавателя потому, что он:
позволяет выносить на лекции
и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по
объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;
освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;
позволяет оптмизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;
позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.
Слайд 113.Основные этапы разработки ЭУ
Выбор источников
Заключение договоров с авторами о праве
на переработку
Разработка оглавления и перечня понятий (индекса)
Переработка текстов в модули
по разделам и создание Help
Реализация гипертекста в электронной форме
Разработка компьютерной поддержки
Отбор материала для мультимедийного воплощения
Разработка звукового сопровождения
Реализация звукового сопровождения
Подготовка материала для визуализации
Визуализация материала
Слайд 15 На одиннадцатом этапе производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных
сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации (нужно иметь
в виду, что анимация стоит очень дорого).
На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийной компонент.
Слайд 165. Подготовка электронного учебника к эксплуатации
Содержанием этого этапа работы являются
тестирование;
написание инструкций
по эксплуатации;
разработка методического обеспечения;
подготовка материалов для регистрации и получения грифа
Минобразования [3];
Слайд 185. Методическое обеспечение электронного учебника
Если создание электронного учебника не будет сопровождаться
разработкой надлежащих методических материалов, затраченные силы и средства пропадут даром,
поскольку тогда электронный учебник не будет воспринят системой образования. Поэтому методическое обеспечение ЭИ имеет принципиальное значение для успеха проекта в целом. Исходя из этого, мы уделяем данному вопросу особое место.
Реформа образования требует создания таких УЭИ, наличие которых обеспечит одну и ту же компьютерную среду для учащихся и преподавателей, в аудитории и дома. Здесь уместно провести параллель с реформой европейского образования, связанной с изобретением книгопечатания (Гутенберг, 1440г.)
Очевидно, что с появлением и совершенствованием различных УЭИ должны принципиально измениться учебные программы и планы лекций и практических занятий, а также роль преподавателя в учебном процессе.
Слайд 19Требования к современному методическому обеспечению
Прежде чем перейти к описанию содержательной
части методического обеспечения математического образования, попытаемся сформулировать некоторые положения, без
выполнения которых принципиально изменить содержание и форму математического образования и превратить его в образование 21-го (а не 19-го!) века, на наш взгляд, невозможно:
1.Нельзя проводить занятия в компьютерном классе в течение всего семестра, но студенты всех групп должны иметь равные возможности получить 3–4 занятия в компьютерном классе в соответствии с сеткой расписания.
2.Каждое занятие в соответствии со стандартными программами должно быть оснащено методической разработкой, не зависящей от того проходит ли занятие в компьютерном классе или в обычной аудитории (изменится лишь соотношение вопросов и задач, рассмотренных в аудитории, и заданных на дом). Это возможно, если учесть, что компьютерная среда в компьютерном классе и на домашнем компьютере одна и та же..
Слайд 20 3.Преподаватель за компьютер не садится ― он ведет
занятие по математике, а компьютеры служат лишь подспорьем, позволяющем сэкономить
время и сделать работу более эффективной: решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера.
4.При чтении лекций и проведении занятий в обычной аудитории преподаватель учитывает наличие у всех студентов электронного учебника и других компьютерных пособий (на домашнем компьютере или в специальных аудиториях, оборудованных для самостоятельной работы студентов) и, следовательно, имеет возможность ограничиться наиболее существенными вопросами, а остальное передать студентам для самостоятельного изучения. (Для обеспечения полноценной самостоятельной работы студентов в компьютерных классах, может быть, целесообразно вернуть в расписание т.н. "День самостоятельных занятий" или в некоторые дни проводить занятия лишь до обеда.)
Слайд 215.В компьютерных классах очень удобно проводить контрольные работы. Учитывая экономию
времени, которое студенты тратят на решение задач с помощью компьютера,
можно контрольную работу провести за половину занятия, разделив группу пополам и проводя параллельно занятие (с одной частью группы) и контрольную работу (с другой частью), причем компьютер выдает результаты контрольной немедленно. Очень важно, что преподаватель сам вызывает нужную ему контрольную работу в необходимом количестве вариантов и выбирает уровень ее сложности (группу также можно разделить по уровню подготовки).
6.Компьютерная поддержка позволяет индивидуализировать работу со студентами особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий, таким образом, чтобы каждый студент ощущал, что задания ему по силам и он продвигается от успеха к успеху. Это стимулирует интерес к предмету и делает учебу осмысленной и эффективной. Нравственное и воспитательное значение индивидуализации заданий трудно переоценить.
Слайд 22Содержание методического комплекса
Самые скромные требования к содержательной части методического обеспечения
преподавания математики предполагают наличие основных элементов:
Новые планы лекций и практических
занятий, разработанные с учетом компьютерной поддержки.
Методические пособия (печатные и электронные), содержащие подробные рекомендации по каждому занятию.
Подробная информация о наличии, содержании и возможностях компьютерных пакетов учебного назначения вместе с методическими рекомендациями по их использованию в аудитории, при выдаче домашних заданий и проведении контрольных мероприятий.