Слайд 2Автор презентации
Учитель математики МКОО «Игирменская основная общеобразовательная школа»
Романова Инга Анатольевна
Слайд 3Урок-аукцион в свете ФГОС
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся
технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную
активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Нестандартные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.
Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО.
Это общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности.
Слайд 4Урок-аукцион — что это?
Из названия понятно, что урок будет проходить
в форме типичного аукциона: с лотами, продавцами, аукционистом, повышениями ставок
и т.д. Единственное, что будет отличать наш урок от аукциона «Сотбис», это то, что в качестве лотов предлагаются интеллектуальные задания, а в качестве оплаты — оценки по предмету.
Слайд 5Урок-аукцион относится к нестандартным формам уроков. Лучше всего его планировать как
завершающий и обобщающий урок, когда у учащихся уже накоплена определенная
база знаний по данной теме.
Уроки-аукционы помогают достичь сразу нескольких целей методического, педагогического и психологического характера:
осуществить контроль знаний учащихся по данной теме;
обеспечить рабочую, деловую атмосферу;
игровые элементы повышают мотивацию учащихся к изучению предмета;
обеспечивается тесная взаимосвязь учащихся, идет обучение работы в группах, через индивидуальную работу;
вовлечены все учащиеся, то есть, возможна реализация дифференцированного метода обучения;
обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и работе других;
развитие навыков самоанализа;
развивается самостоятельное мышление, творческая активность, инициативность.
Слайд 6Ход урока-аукциона: методические рекомендации
Подготовительный этап: обсуждаем условия и правила игры
Условия
аукциона необходимо заранее обсудить с учащимися. Чем старше ученики, тем
более сложную систему торгов и оценивания можно предложить
Слайд 7Вариант 1
Без денег. Это самый простой вид аукциона. Класс делится на
команды. В продажу поступают лоты, но в качестве выкупа будут
правильные ответы, оцененные в определенное количество баллов.
Слайд 8Например, для урока математики в 5 классе. Тема: Признаки делимости.
Итак,
на продажу выставлен лот № 1 «Признак делимости на 3»
стоимостью в 2 балла. После объявления лота команды дают поочередно определение данного признака. Лот уходит к той команде, которая даст самое точное определение.
Лот № 2 «Какие числа делятся на 3» стоит уже 3 балла и представлен в виде карточек с числами. Кто быстрее и правильно определит числа по данному признаку.
Слайд 9Вариант 2.
Стандартная форма аукциона: каждый ученик получает по 15 монет
(у.е.). Каждый лот оценивается в 2 монеты. Право отвечать получает
тот, кто предложит наибольшую цену. Задача учеников: потратить все монеты.
Слайд 10Вариант 3
Все лоты раскладываются на игровом поле (как на "Поле
чудес"). Ученики (или группа учеников) крутит барабан и получает выпавший
лот. Их задача: правильно решить предложенную задачу (ответить на вопрос). Каждый правильный, подробный и развернутый ответ оценивается в 2 монеты. За дополнения выдается из банка по 1 монете. Выигрывает та команда (группа), которая получила наиболее количество монет.
Можно упростить, используя баллы.
Слайд 11Вариант 4
Каждый ученик изначально имеет определенную сумму у.е. (например, по
1000). В ходе торгов он (или группа учащихся) могут выкупить
лот, назвав максимальную цену. Если ответ на вопрос в лоте будет правильным, подробным, исчерпывающим, то команда или ученик могут получить поощрение из банка в размере 100 у.е. За неполные ответы или неправильные возможны штрафные санкции (до 300 у.е.).
Слайд 12Выбираем на свой вкус!
Как видите, вариантов воплощения самой идеи аукциона
много. Важно только сначала все подробно обсудить с учениками, чтобы
в ходе урока не возникало недопонимания и трений среди участников. Очень удобно, когда учет растраченных и заработанных средств ведется в реальном режиме. Для этого можно использовать, к примеру, интерактивную доску, где в заранее подготовленную таблицу будут вноситься все изменения.
Слайд 13Подготовка учащихся к уроку-аукциону
Уроки-аукционы ценны тем, что учащиеся должны повторить,
обобщить целый пласт знаний по теме до урока. А для
более успешного выступления приветствуется подбор новых, интересных фактов по теме.
Как правило, о проведении аукциона целесообразно объявить заранее — за 1-2 недели. Желательно дать ученикам список тем, которые будут обсуждаться на уроке, список литературы и возможных ресурсов, где можно найти информацию по данной тематике, приблизительный перечень заданий.
Самые активные классы могут сами придумывать задания к лотам. Либо вопросы друг другу можно выставить как один из лотов. В этом случае на аукционе можно ввести систему поощрительных баллов: "За самое необычное задание", "За самый интересный вопрос" и т.д.
Слайд 14Варианты лотов
Задания "Кто быстрее?" Кто быстрее решит примеры, кто быстрее
составит анаграмму, кто быстрее отгадает задку и т.д.
Викторины. Такие лоты
хороши для разминки, а потому их целесообразнее выставлять первыми.
Тесты.
Кроссворды, чайнворды.
Исторические сведения (уместны для любого предмета).
Цифровые диктанты или диктанты "да-нет". Можно проводить как устно, так и письменно.
Игровые задания. Лоты строятся по примеру любых дидактических игр, которые ваши ученики уже знают и умеют в них играть.
Видео или аудио вопросы.
"Черный ящик". В ящике лежит предмет, который ученики должны связать с темой урока.
Практические задания (на них стоит сделать основной упор, так как именно практическое применение правил лучше всего показывает степень усвоения темы).
Творческие задания (составить задачу, нарисовать сюжетную картинку, собрать пазл, придумать стихотворение и т.д.).
Задания повышенной сложности. За них и "цена" назначается выше.
Слайд 15Оформление урока-аукциона
Урок-аукцион позволяет использовать максимально возможное количество наглядных изобразительных и
звуковых средств. Очень помогает в проведении аукциона интерактивная доска, на
которой удобно представлять отдельные задания и вести общий подсчет баллов.
Дополнительно класс можно оформить как зал проведения торгов: за кафедрой, где будет находиться аукционист, установить металлический гонг или специальный молоточек. Хорошо, если будет вывешен плакат с правилами проведения аукциона. Кроме того, каждому ученику можно вручить специальное приглашение на аукцион (такие же можно раздать коллегам, если вы решите их пригласить на свой урок).
Не забывайте о поощрениях. Конечно, главное поощрение — положительная оценка за урок. Но и награды в виде медалей, дипломов или грамот также приветствуются.
Слайд 16Как считать баллы
Если учитель выступает в роли аукциониста, то подсчет
баллов лучше поручить "банкиру" и его помощникам. Банкир подсчитывает заработок
всей команды, помощники — отдельно для каждого ученика. Удобнее всего это оформить в виде таблиц:
Для всей команды
Для каждого участника:
Слайд 17Типичные ошибки в организации урока-аукциона и как их избежать
Чрезмерное увлечение
"продажами". Нельзя позволять ученикам "переигрывать", отводя значительную часть времени на "торги".
Особенно, если вы решите продавать лоты за у.е. Желательно сразу установить регламент: например, окончательной становится цена, названная третьей или установите максимальную ставку, выше которой поднимать цены нельзя.
Не регламентировано время. Желательно регламентировать и время ответов на задания одного лота. А чтобы обстановка как можно больше походила на атмосферу настоящего аукциона, можно установить гонг, удары которого будут сигнализировать об окончании торгов.
Слишком много лотов. Лучше всего выбирать микротемы, а не материал целого курса.
Однообразие лотов. Будет скучно и малоэффективно, если все ваши задания будут строиться одинаково: например, только вопросы-ответы. Желательно разнообразить работу, включив в состав лотов разные задачи как из теории, так и из практики. Ведь ваша задача — привлечь всех учеников. Поэтому необходимо предусмотреть задания и творческого плана, и на эрудицию и общее развитие.
Незнание правил аукциона. Выше уже отмечалось, что если учащиеся не поняли принципа проведения аукциона, то хаоса и обид не избежать. Поэтому рекомендуется предварительно обсудить все правила. А еще лучше, если вы будете иногда включать систему аукциона в качестве одного из этапов урока еще на предварительном этапе подготовки. Например, проводить в форме аукциона проверку домашнего задания или проверку практического задания, данного как закрепление к теме.
Слайд 18Для тех, кто никак не решится на аукцион
Не стоит сразу
отвергать даже кажущиеся невероятными формы нестандартных уроков. Чем меньше будет
шаблонов в вашем преподавании, тем больше шансов на успех.
Больше творчества! Но творчества не ради развлечения, а направленного на реализацию идеи познания в самой легкой и интересной форме.
Слайд 19Проводите уроки-аукционы!
Урок-аукцион позволяет не только повторить и обобщить знания по
теме, но предоставляет каждому ученику активно включиться в работу на
уроке, показать свои знания и учения, принимать самостоятельные решения и отвечать за результаты. Таким образом формируются все виды УУД – личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные; урок-аукцион отвечает требованиям ФГОС и гарантирует успех
как учителю, так и ребенку.
Слайд 20Фрагмент урока-аукциона
Данный урок можно провести в конце сентября после повторения
материала начальной школы с целью оценки готовности пятиклассников к изучению
математики в 5 классе
Слайд 21ЗДЕСЬ У НАС АУКЦИОН -
ПОДВЕДЁТ ИТОГИ ОН.
ТОТ, КТО БОЛЬШЕ,
ЛУЧШЕ ЗНАЕТ,
ТОТ
НАГРАДУ ПОЛУЧАЕТ.
Слайд 22ЛОТЫ
Геометрические задачи
Текстовые задачи
Числовые выражения
Логические задачи
Слайд 23Геометрические задачи
5 смайлов
10 смайлов
15 смайлов
Слайд 24Текстовые задачи
5 смайлов
10 смайлов
15 смайлов
Слайд 25Числовые выражения
5 смайлов
10 смайлов
15 смайлов
Слайд 26Логические задачи
5 смайлов
10 смайлов
15 смайлов
Слайд 275 смайлов
Периметр квадрата 60 сантиметров. Найдите длину стороны этого квадрата.
Слайд 2810 смайлов
Найти площадь прямоугольного треугольника, стороны которого, образующие прямой угол,
равны 6 см и 7 см.
Слайд 2915 смайлов
Площадь прямоугольника равна 24см 2. Длины его сторон выражены
целыми числами. Согласно по условию задачи, сколько можно построить различных
прямоугольников?
Слайд 305 смайлов
В автобусе едут 15 детей. Это составляет одну треть
всех пассажиров. Сколько всего пассажиров едут в трамвае?
Слайд 3110 смайлов
В столовой детского сада было 80 кг муки. Расходовали
муки за 4 дня по 6 кг. На сколько дней
хватит муки, если израсходовать её по 8 кг в день?
Слайд 3215 смайлов
Из мебельной фабрики привезли в 3 школы 880 парт.
В первой и во второй школах вместе количество парт -
640, во второй и в третьей - 720. Сколько парт привезли в каждую школу?
Слайд 335 смайлов
Мальчик решил написать письмо Деду Морозу, начав с предложения
"Здравствуй, Дедушка Мороз!". Перемножьте количество букв в каждом слове этого
предложения и подсчитайте полученный результат.
Слайд 3410 смайлов
512 · (3159 – 844 – 2215 : 5)=
Слайд 3515 смайлов
Нужно прибавить 44 к самому большому двузначному числу и
эту сумму, которую получили, умножаем на самое маленькое четырёхзначное число,
затем делим на самое маленькое трехзначное число, какое число мы получим?
Слайд 365 смайлов
Тройка лошадей пробежала 10 км. Сколько километров пробежала каждая
лошадь?
Слайд 3710 смайлов
На трёх карточках написаны цифры 2, 5 и 8
. Сколько различных трехзначных чисел можно составить из этих карточек?
2
5
8
Слайд 3815 смайлов
В трёхэтажном доме жили 3 котёнка разного цвета: белый,
чёрный и рыжий. Котята с первого и второго этажей не
были чёрными. Белый котёнок жил не на первом этаже. На каком этаже жил каждый котёнок?