Слайд 1Медицина в Древнем Египте
pptcloud.ru
Слайд 2В противоположность Вавилону, мрачной родине деспотизма, Египет был для древнего
мира истинной крепостью священной науки, школой для его наиболее славных
пророков, убежищем и вместе лабораторией наиболее благородных преданий человечества.
Эдуард Шюре ("Мистерии Египта").
Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.
Слайд 3Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в
записи на стене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя V
династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.
Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой медицинский папирус Г. Эбера и папирус по хирургии Э. Смита.
Слайд 4Большой медицинский папирус Г. Эбера
XVI в. до н.э.
Дает
самую большую информацию о врачевании в древнем Египте. Найден в
Фивах в 1872 г. и назван по имени изучавшего его ученого.
Слайд 5 Склеенный из 108 листов, он достигает в
длину 20,5 м и вполне
оправдывает свое название «Книга приготовления
лекарств для всех
частей тела». Папирус содержит около 900 прописей лекарств для
лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа,
ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и
многих других заболеваний. При составлении лекарств широко использо-
вались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр,
глина, селитра) и части тела многих животных.
Так, лекарство для изгнания глистов («умерщвления червей») содержало
среди прочих компонентов: косточек фиников — 8, растения дисарт—8,
сладкого пива — 25 частей. Пропись заканчивалась словами: «сварить,
смешать, выпить — выйдет тотчас». В лекарство от слепоты входили
бычья печень и мед.
Некоторые прописи были чрезвычайно сложными и включали до 37 составляющих. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед,
пиво. Многие компоненты лекарственных средств до сих пор не идентифицированы, что значительно затрудняет их изучение.
Готовить лекарство рекомендовалось ночью и пить четыре дня. Прием
некоторых лекарств сопровождался магическими обрядами в виде закли-
наний и заговоров.
Слайд 6 В папирусе Эбера приводятся прописи лекарств для разглаживания
морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос.
Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы. По-видимому, египтяне первыми ввели в употребление парик, который надевали на коротко остриженные волосы. Парик состоял из большого числа туго переплетенных косичек. Он заменял головной убор и косвенно способствовал борьбе со вшивостью. Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся на российский рынок, пытаются возродить многие древние прописи, рекламируя омолаживающее действие древних мазей, пластырей, примочек.
Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту.
По-видимому, не случайно древние греки считали египтян основателями "предупредительной" медицины.
Слайд 7 В папирусе Эбера гинекологический раздел содержит сведения о
распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также "женщины, могущей
и не могущей родить". Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка. Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя и пшеницы. Если первой прорастет пшеница - родится девочка, если ячмень - мальчик. Американские исследователи из Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности.
В Древнем Египте моча находила довольно широкое применение в качестве лечебного средства. У Геродота есть описание не совсем ординарного случая уринотерапии: "По смерти Сезостриса царскую власть наследовал сын его Ферон, который ослеп... заболев глазами. Десять лет он был слепым; на одиннадцатом году царь услышал слово оракула в городе Буто, что время наказания его истекло, что он прозреет, если промоет глаза мочой женщины, которая имеет сношения только с мужем и никакого другого мужчину не имеет. Он прежде всего испытал мочу собственной жены и, когда не прозрел, подверг испытанию всех женщин подряд, пока наконец не прозрел. Тогда он собрал всех женщин, которых испытывал, кроме той, от мочи которой он прозрел, в одно место, именуемое теперь Красным полем, и всех их там сжег; на той женщине, от мочи которой прозрел, царь сам женился". Так в Древнем Египте одновременно был получен лечебный эффект и проведена экспертиза супружеской верности.
Слайд 8Папирус Э.Смита.
XVI в. до н.э.
В 1930 г. американский египтолог
Дж. Г. Брэстед впервые опубликовал его иератический (полускорописный) текст, транслитерацию
в иероглифах и перевод на английский язык с обширными комментариями в виде отдельного тома
Текст трактата расположен на папирусной ленте длиной 4,68 м и шириной около 33 см. Он состоит из 17 колонок, в которых описаньг 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения при полном отсутствии элементов магии и мистики.
Слайд 9 Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и
сверхъестественные.
К первым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные
климатические и погодные факторы, наличие кишечных паразитов. Геродот пишет, что египтяне считали причиной человеческих недугов плохую пищу, поэтому "желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами". Египтянам приписывают и изобретение клизмы. Интересно, что язык описания зашлакованности организма и методов очистки от шлаков многих современных народных целителей мало чем отличается от представлений древних египетских врачевателей.
Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных. Во время изгнания злых духов звучали заклинания: "О мертвый! О покойник, скрывшийся в этой моей плоти, в этих частях моего тела. Спрятавшийся - удались! Скрывшийся - выходи!" Многие целители нашего времени "снимают сглаз и порчу", произнося тексты, близкие по сути к древнеегипетским, хотя в те времена было немало приемов врачевания, лишенных всякой мистики.
Слайд 10
Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным
нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном
исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача.
Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни".
Слайд 11
Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства
и плодородия Исида. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды,
музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.
Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.
У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.
Слайд 12Тауэрт- покровительница женщин и рожениц.
Слева: Фаянс II-I тыс. до
н.э.
Справа: Камень. Около 650 г.до н.э.
Древнеегипетский
рельеф
с изображением богини во время родов
Слайд 13Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к
стремлению сохранить тело умершего от разрушения - набальзамировать его. Этим
занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования. Один из этих способов описывает греческий историк Геродот. Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена.
Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций. Более того, предполагается, что и само название "химия" произошло от древнего названия Египта - "Кемет". Знания египтян в области анатомии существенно превышали представления о строении человеческого тела в соседних странах и, в частности, Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали.
Слайд 14Анубис совершает ритуал бальзамирования
Слайд 15 Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте
играли военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах
сохранились изображения операций на конечностях. Все ранения делились по прогнозу на излечимые, сомнительные и безнадежные. Врачебная этика того времени требовала открытого сообщения пациенту предполагаемого исхода лечения одной из трех фраз: "Это болезнь, которую я могу вылечить; это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить; это болезнь, которую я не смогу вылечить".
В тех случаях, когда излечение было возможным, в папирусе Имхотепа даются четкие указания тактики врачевания: "Скажи ты тому, у кого зияющая рана на голове: "Это болезнь, которую я буду лечить". После того, как ты зашьешь ему рану, в первый день положи на нее свежее мясо и не бинтуй ее. Заботься о нем до тех пор, пока пройдет время его болезни. Лечи рану жиром, медом, корпией, пока больной не поправится".
При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.
Слайд 16Больной с переломом ноги
Больной полиомиелитом на
древней стелле
Слайд 17Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это
и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у
египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. По-видимому, тогда еще не были известны такие вмешательства, как пломбирование кариозных полостей и протезирование зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой по линии шеек обоих зубов.
Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эбера имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эбера современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов.
Слайд 18
Хеси-ра – один из известных
врачевателей зубов. XYIII в.
До н.э.
Верхняя челюсть взрослого египтянина
(остеомиелит). Период Нового царства.
Слайд 19
Самый знаменитый врач Древнего Египта - Имхотеп
Можно предположить, что это скорее титул, чем подлинное имя (Имхотеп
по древнеегипетски - "Приходящий с миром "). По данным современных исследователей, он был простолюдином, но благодаря своему таланту стал верховным жрецом и визирем фараона III династии Джосера (ок. 2780-2760 гг.до н.э.). Он был искусным врачом, зодчим, астрономом, талантливым литератором и поэтом, ученым-филологом, усовершенствовавшим иероглифическое письмо. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание и кастрация.
Впоследствии этот мудрец и ученый был обожествлен, ему стали посвящать часовни и храмы.
При эллинистических правителях Египта он считался сыном бога Птаха, почитался как бог врачевания и отождествлялся с Асклепием. Его облик был также канонизирован.