Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
Слайд 2Определение
«Активный» - от латинского «activus» - деятельный, действенный.
«Гипер»
- от греческого «Нyper» над, сверху - указывает на превышение
нормы. «Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью» (Психологический словарь, 1997, с. 72).
Слайд 3Возраст
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет.
Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В
1-2 года, 3 года и 6-7 лет.
В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма (Заваденко Н. Н., 2000).
Слайд 4Признаки
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности:
дефицит внимания,
импульсивность, повышенная двигательная активность
Слайд 5Другие классификации:
американский психолог Виктор Клайн (1991) выделяет четыре основных блока:
сверхактивность, разбросанность или рассеянность, импульсивность, повышенная возбудимость.
Р. Кэмпбелл (1997)
к проявлениям гиперактивности также относит расстройство восприятия.
Слайд 6Прогноз
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а
импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у
70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности
в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность - это всего лишь поведенческая проблема, а - иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания.
Слайд 7Этиология
В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД),
которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих
учащихся
Слайд 8Основными причинами возникновения гиперактивности у детей прежде всего являются патология
беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша,
генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и/или родов
Р. Кэмпбелл (1997) считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают три основные ошибки в воспитании.
Слайд 9«Три западни»
Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом
Недостаток твердости в
воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка
Неумение воспитывать
в детях навыки управления гневом
Слайд 10Пути преодоления
Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть
вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам»
Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список: что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю)
Работу с гневом родители могут осуществлять, используя «Лестницу гнева».
Слайд 11Специалисты утверждают, что некоторые дети с диагнозом «синдром гиперактивности» обладают
достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо
наличие определенных условий.
Прежде всего ребенок должен развиваться в благоприятной обстановке без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной атмосфере.
Желательно, чтобы он обучался по специальной программе (при невозможности выполнения последнего условия желательно обучение ребенка не в трехлетней, а в четырехлетней начальной школе).
Все занятия желательно проводить в занимательной для ребенка форме. Поэтому данной категорией детей надо больше играть.
Слайд 12Лечение
Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии
многих специалистов: невролога, психолога, педагога и др. Но даже в
этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей. Ребенок должен получить консультации педиатра, невролога, психоневролога, психолога, коррекционного педагога. Программа помощи ребенку разрабатывается на индивидуальной основе и включает методы психолого-педагогической коррекции, психотерапию, лекарственную терапию.
Слайд 14Тактика:
Дети требуют особенного внимания
Другая, не менее важная функция - разъяснение
родителям причин возникновения гиперактивности и разработка индивидуальной про граммы помощи
ребенку.
Перед началом работы врач может провести индивидуальную беседу с ребенком, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребенка необходимо чаще хвалить, разговаривать с ним, поощрять.
Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию . Чтобы не допустить этого, врач должен помнить: в любой ситуации ему нужно сохранять спокойствие.
Слайд 15Необходимо снять напряжение, агрессивность
Можно отвлечь внимание ребенка каким-либо предметом, поговорить
с ним шепотом
Прежде всего необходимопонять, что ребенок не виноват в
том, что он такой. Многочисленные окрики, замечания и частые запреты не приведут к улучшению поведения.
Гиперактивный ребенок требует внимания взрослых и чуткого отношения к нему. Снизить эмоциональное напряжение ребенка помогают приятные тактильные ощущения, например прикосновения, поглаживания
Таким образом устанавливается контакт между врачем, ребенком, а главное, у ребенка формируется чувство уверенности в себе, повышается самооценка.