Слайд 1Реабилитация после кохлеарной имплантации
Слайд 2Научно-методологическое обоснование подходов к реабилитации пациентов после кохлеарной имплантации
Слайд 3Овладение речью
У ребёнка с нормальным слухом речь развивается посредством СЛУХОВОГО
ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ окружающих взрослых и общения с ними
Глухой ребёнок не
может овладеть речью, слушая окружающих. У него РЕЧЬ ФОРМИРУЕТСЯ, ОПИРАЯСЬ НА СОХРАННЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ (зрение, тактильные и кинестетические ощущения)
Слайд 4Овладение речью
У ребёнка с нормальным слухом понимание речи и собственная
речь РАЗВИВАЮТСЯ СПОНТАННО В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЕЖЕДНЕВНЫХ ДЕЛ вместе с
родителями и другими родственниками
Ребёнка с нарушенным слухом
Обучают речи ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО
Обучают СПЕЦИАЛИСТЫ
СПЕЦИАЛЬНЫМИ методами
В СПЕЦИАЛЬНЫХ учреждениях
НЕТ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ!
Слайд 5Современный подход
Современные КИ/СА обеспечивают ребёнку с нарушенным слухом возможность слышать
даже тихую речь, а значит возможность осваивать речь естественным способом
посредством слуха и спонтанно.
Слайд 6«Слуховой» метод обучения детей с КИ
Цель:
Развитие речи у
глухих детей с кохлеарным имплантом, прежде всего, на основе слуха
и посредством спонтанного научения
Слайд 7Основные положения
Концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после
КИ;
Положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы
в начальный период использования КИ;
Слайд 8Основные положения
Положение о соотношении спонтанного научения и целенаправленного обучения в
развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у
ребёнка;
Положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребёнка.
Слайд 9Концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после КИ
1
этап – начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия
длительность 3 -12 недель
2 этап – основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ
длительность 6 – 18 месяцев
3 этап – языковой этап развития восприятия речи и собственной речи длительность - более 5 лет
4 этап – период развития связной речи и понимания сложных текстов
Слайд 101 этап – начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия
Цели:
Достижение
параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребёнку воспринимать все звуки речи
на расстоянии не менее 4 м (>6м);
Вызывание у ребёнка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиями со звуками;
Вызывание у ребёнка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения;
Это основа для спонтанного развития процессов слухового/ слухоречевого анализа
Соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 4 – 6 месяцев
Слайд 11
2 этап – основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия
с КИ
Цели:
1. Достижение оптимальных и стабильных
параметров настройки процессора КИ;
2. Развитие/формирование всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов
ОБНАРУЖЕНИЕ, РАЗЛИЧЕНИЕ, ОПОЗНАВАНИЕ
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ
СЛУХОВОЙ КОНТРОЛЬ ГОЛОСА, СЛУХОАРТИКУЛЯТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
СЛУХОВАЯ И СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ
3. Развитие мотивации к речевому общению и его начальных навыков
Это основа для спонтанного развития и понимания речи и собственной устной речи.
Соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 2 лет
Слайд 123 этап – языковой этап развития восприятия речи и собственной
речи
Цель: овладеть основными компонентами языковой системы и устной речи как
основным средством общения
Развитие слухоречевой памяти;
Накопление пассивного словаря;
Развитие грамматической системы;
Развитие понимания устной речи (на основе накопления словаря, развития грамматической системы, общих представлений о мире) слухозрительно и на слух;
Накопление активного словаря
Развитие диалогической речи
Развитие связной речи;
Совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических характеристик речи на основе слухового контроля
Развитие навыков чтения и понимания прочитанного
Соответствует 5 – 7 годам развития детей с нормальным слухом
Слайд 13
4 этап – период развития связной речи и понимания сложных
текстов
Цели: 1. Увеличение словарного запаса;
2. Расширение общих представлений об окружающем мире;
3. Дальнейшее развитие грамматической системы.
Это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Показателем его достижения является умение ребёнком понимать прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о различных событиях и явлениях, умение общаться с разными людьми с помощью речи.
Соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет.
Слайд 14Положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы
в начальный период использования КИ
Приоритетное направление коррекционной работы – направление,
отсутствие прогресса в котором тормозит развитие других функций.
Прогресс в этом направлении обеспечит продвижение в других направлениях – развитие других функций с помощью сформированной функции.
СЛУХ – не цель коррекционно-развивающей работы.
СЛУХ – фундамент и инструмент для развития понимания речи окружающих и собственной устной речи у ребёнка с КИ.
Слайд 15
СЛУХ – не цель, но с помощью слуха научиться понимать
речь, говорить и думать намного легче, чем другим способом
Слайд 16Положение о соотношении спонтанного научения и целенаправленного обучения в развитии
слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребёнка
Целенаправленное
обучение. Свойства. (Ф. Конингс)
Планомерное;
Структурированное (теория, планомерные инструкции);
Практика (планомерные упражнения);
Требует выполнения конкретных заданий/действий;
Осваиваемые навыки используются не сразу (не интегрированы);
Осваиваемые навыки часто не нужны в повседневной жизни;
Процесс обучения не увлекателен.
Слайд 17Спонтанное научение. Свойства. (Ф. Конингс)
Непланируемое, неструктурированное – происходит само собой;
Научение
во время естественных дел;
Действия, приводящие к овладению навыком скрыты;
Осваиваемые навыки
используются сразу (интегрированы);
Осваиваемые навыки нужны в повседневной жизни – мотивированны;
Процесс увлекателен (не всегда…)
Слайд 18Развитие слуха и речи у ребёнка с КИ происходит в
2-х ситуациях
В течение дня во время ежедневных дел (дома, в
саду, в школе)
Естественное, интегрированное, спонтанное
16 часов в день – только при наличии речевой среды
Во время целенаправленных занятий (педагог, мама)
Структурированное развитие навыков, которые плохо развиваются спонтанно;
Формирование навыков, которые важны для развития спонтанного развития речи у ребёнка на данном этапе
30 – 60 минут, 2 – 5 раз в неделю
Слайд 19Необходимые условия для спонтанного развития слуха и речи у детей
с КИ
Есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки;
Созданы условия
для развития речевых коммуникативных навыков в разных ситуациях – взрослый с ребёнком, ребёнок с ребёнком, взрослый с группой детей;
У ребёнка появляется положительный опыт в развитии навыков слушания, говорения и общения;
В процесс абилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребёнке
Ребёнок и семья имеют возможность регулярно получать помощь сурдопедагога адекватными методами в течение 3 – 7 лет
Создание хороших условий для восприятия звуков и речи, особенно в начальный период использования КИ (нет шума, нет реверберации)
Слайд 20Необходимые условия для спонтанного развития слуха и речи у детей
с КИ
Интегрированное обучение детей с КИ – это не только
способ их социализации, ЭТО ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕТОДИКИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ:
ВОЗМОЖНОСТЬ слышать речь и общаться речью
НЕОБХОДИМОСТЬ слушать и общаться речью
ПОТРЕБНОСТЬ слушать и общаться речью
Слайд 21Положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного
слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребёнка.
Обучение
родителей развитию у ребёнка слуха и речи с КИ/СА, контролю слуха с КИ/СА, развитию коммуникативных и когнитивных навыков, эмоционально-волевых качеств;
Обучение приёмам вызывания, стимуляции высказываний/голосовых реакций ребёнка в процессе игры и ежедневных дел;
Помощь в организации условий для реабилитации по месту жительства;
Подготовка учебной литературы для родителей детей с нарушениями слуха;
Подготовка учебной литературы для педагогов по обучению родителей;
Организация системы обучения родителей развитию детей с нарушениями слуха
Слайд 22Обучение матери/ близких
Форма работы не инструкция, а совместные действия.
Объяснить родителям,
ЧТО и ЗАЧЕМ надо делать;
Показать родителям, КАК это делать;
СДЕЛАТЬ ЭТО
ВМЕСТЕ с родителями;
Дать родителям возможность САМОСТОЯТЕЛЬНО СДЕЛАТЬ это с ребёнком под своим наблюдением, чтобы проконтролировать правильно ли они это делают, исправить ошибки.
У родителей должен быть позитивный опыт своих действий!