Слайд 1Наталья Манеровна Фенева,
учитель черчения и ИЗО, высшая квалификационная категория,
муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 23»
Книжная
иллюстрация
Северодвинск
И если иллюстратор детских книг, запомнивший свое детство,видит розовых быков,
недоступных взгляду равнодушных людей, для которых везде и всюду быки только черные и тучи нельзя проткнуть стрелой, - это прекрасное качество художника »
Б.Галанов
Слайд 3 Цель:
- расширить представления о видах иллюстраций в книгах;
- привить
любовь и уважение к книге, как виду искусства, дающего эстетическое
наслаждение;
- систематизировать знания по теме «Книжная иллюстрация».
Слайд 4 Задачи:
познакомить
с особенностями книжной графики;
раскрыть смысл и назначение иллюстрации, роли художника
в её создании;
использовать иллюстрирование литературного произведения в формировании культурно-изобразительного пространства.
Слайд 5
Иллюстрация вводит ребенка в созданный художником мир линий, красок, делает
наглядным то, о чем рассказывается в книге - события и
действия; повышает уровень художественного восприятия, обогащает фантазию и воображение.
Иллюстрация -
illustration (латинское), освещение, проливать свет, объяснять - вид книжной графики.
Слайд 6Виды иллюстраций:
научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т.д.);
художественно-образные (истолкование литературного
произведения средствами книжной графики).
Иллюстрации могут быть:
пояснительным изображением к тексту;
дополняющим
текст; самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст.
Слайд 8В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие
виды иллюстраций:
иллюстрация на обложке;
фронтиспис;
заставка;
концовка;
полосная иллюстрация;
полуполосная;
разворотная;
оборочная рисунки на полях.
Слайд 9Иллюстрация на обложке
«Это яблоко- сказочной спелости,
Как последний счастливый обман,
Дарит Вашей
Взрослеющей Светлости
С уважением – Ганс Христиан».
Леонид Филатов, «Подарок Андерсена»
Слайд 10заглавная иллюстрация, помещенная на левой половине первого разворота книги
ФРОНТИСПИС- (фр.
frontispiеce)
Слайд 11Титульный лист
титул (от лат. titulus надпись, заглавие), заглавный лист
издания, на котором помещают выходные сведения (заглавие, фамилии авторов, наименование
издающих организаций, место и год издания и др.).
Слайд 12
Заставка –
помещается в
начале
части или главы книги
вместе с текстом, как
бы маленькая увертюра к
тексту, говорящая о
главной теме части или главы.
Слайд 13 Полосная, полуполосная иллюстрация
–
располагается внутри
текста. Выбор
формата иллюстраций
определяется в
зависимости
от
важности события.
Слайд 14Разворотная иллюстрация
Располагается на двух листах (на развороте)
Слайд 15Оборочная иллюстрация
маленький рисунок, окруженный текстом.
Слайд 16Концовка -
Помещают в конце частей, глав или всей книги.
Они могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными, символическими.
Слайд 17Цели и задачи урока
закрепить знания учащихся о книжной иллюстрации;
формировать умение
с помощью рисунка и цвета выделять интересное в сюжете, подчеркивать
в рисунке, то, что взволновало в сказке, использовать законы композиции;
воспитывать интерес к чтению, любовь к окружающей природе;
закрепить графические навыки и умения
Слайд 18 Порядок выполнения
иллюстрации
выбор сюжета;
обдумывание композиций иллюстраций(эпоха, быт, костюм);
выполнение эскиза
иллюстраций;
создание линейной композиции иллюстраций;
завершение работы над иллюстрацией.
Слайд 19« Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать ,
копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельно приложение этих сведений»
Л. Н. Толстой
Слайд 21Используемая литература
«Снежная королева», иллюстрации художника Ерко Владислава, изд. А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА,2012,серия: Сказки
в подарок;
Галанов Б., Платье для Алисы, Москва, «Книга», 1990 г.
Лебедев
В,О., О рисунках для детей, Художники детской книги о себе и своем искусстве.
Панов В., Работа над иллюстрацией, Юный художник, №11, 1988 г..
Российская газета, №4035 от 5 апреля 2005 год.