Слайд 1Античное искусство и литература
Предшествующие культуры – Финикия и Крито-микенская
культура
Древняя Греция
Эллинизм
Этруски
Древний Рим
Слайд 2ФИНИКИЯ
Алфавит
ремесла
боги
ритуалы
праздники
календарь
Слайд 4Алфавит
ремесла
боги
ритуалы
праздники
календарь
Финикийское стекло
Горгиппия (ок. Анапы)
Слайд 5Древняя Иудея
Ветхий Завет
Библейские герои – сочетание силы и слабости
Моисей,
Левша Аод,
Дебора,
Самсон,
разбойник Йоффай.
Слайд 6Античная культура
Древняя Греция
Архитектура
Ценилась меньше, чем чистая наука и искусство –
за близость к практике, но была воплощением эстетических идеалов.
Ордер
– система опорно-балочных перекрытий. Стили:
дорический,
ионический,
коринфский.
Ионический ордер
волюта
Слайд 7Античная культура
Древняя Греция
Дорийский ордер
Коринфский ордер
Слайд 8Афины. Акрополь. Парфенон
Поленов Вас.
Слайд 9«Илиада» и «Одиссея»
Гомер - «Омер» - «он сказал», т.е. сказитель
Слайд 10Древнегреческий театр
Берет начало от ритуалов и религиозных представлений – мистерий
(от сем. «мисторин» – таинство). Праздник Великие Дионисии – постановки,
изображающие смерть и воскресение Диониса. Персонажи – сатиры, козлоподобные существа. Отсюда: «песни козлов» – трагедия (известна с VII в. до н.э.).
Драма – постановка, когда один актер ведет диалог с хором. Эсхил добавил в действие второго актера (V в. до н.э.), Софокл – третьего.
Комедия – «песня комоса», т.е. праздничного деревенского шествия – с 425 г. до н.э. (Аристофан).
Слайд 11Эсхил и Софокл
Тема судьбы («фатум»): надо героически встретить свою неотвратимую
судьбу. Тиберий – слепой предсказатель.
Софокл «Царь Эдип»
Лай, царь Афин
Иоакаста, его
жена, дочь старого царя Афин
Эдип, из сын и муж Иокасты
Слайд 12Софокл «Антигона»
Дети царя Эдипа:
Этеокл, царь Фив
Полиник, его брат
Исмена, их сестра
Антигона,
их сестра
Креонт, «министр», друг и советник Эдипа и Этеокла
Эвридика, его
жена
Гелон, их сын
Слайд 13Эллинизм
эллинистические государства
Слайд 14Эллинизм
Эллинизм (с IV в. до н.э.) – выход греческой культуры
за границы эллинского мира и смешение с восточными культурами. Для
самой Греции – это период упадка, для восточных стран – время заимствований и расцвета.
Синкретизм, эклектика – смешение классической греческой культуры с местной (африканской или азиатской)
Роскошь и чрезмерность – против аскетизма и рациональности греческой культуры
Торжествуют индивидуализм и космополитизм. Соответственно, самый популярный жанр – лирика, в т.ч. и женская (Сафо, Коринна). В эпоху эллинизма добродетельными считаются «новые» качества – прожить спокойно и незаметно в условиях нестабильности.
На смену героям приходит обыватель
Слайд 15Эллинизм в Северной Африке
Фаюмские портреты
Большаков В.А. Фаюмские портреты. Феномен слияния
римской и древнеегипетской культур //http://www.humanities.edu.ru/db/msg/45715
Слайд 17Эллинизм в Северном Причерноморье
Херсонес, Фанагориа, Горгиппиа
Слайд 19Этруски, «туски»
Изобразительное искусство: плоскостность и условность изображения, но выразительное движение
и отличная композиция.
Этрусские портреты – связаны с погребальным культом. На
крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего.
С 8 по 4 в. до н.э. – римляне находились под властью царей-этрусков.
Слайд 21Этруски
Гражданское строительство
Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света
была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, - в
6 в. до н. э.
Древнейшим типом жилых построек были, по-видимому, круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. Более позднее сельское италийское здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода.
Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него строго симметрично располагались другие помещения: справа и слева - помещения для мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине, вдали от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок.
Слайд 22Этруски. Архитектура
Свод из клиновидных балок.
Этрусский храм помещался на высоком основании
(подиуме); в отличие от греческого периптера одна из узких сторон
здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком.
Пантео́н – «храм всех богов» в Риме, построен во II веке н. э.
Слайд 24Римская литература
Примитивная лирика: рабочая песенка, культовый гимн, магическое заклинание, свадебная
песня, плач по умершим. Ритмизованная речь – в такт движениям.
Сатурнов
стих. Эпические песни – из застольных песен.
Эллинизированная поэзия – Ливий Андроник [Livius Andronicus, ок. 284—204]. Стих поэм Гомера — гекзаметр.
Слайд 25Римская литература
Пьесы Плавта [Т. Maccius Plautus, ок. 254-184 до н.э.].
Типажи заимствованы из греческих пьес, но с оттенками– сварливая жена,
жадная гетера, влюбленный юноша, раб-пройдоха, парасит (сотрапезник, помощник при исполнении религиозных культов). Расчет на зрителя – городской римский плебс. Живой и богатый словесными фигурами диалог, не стесняющийся грубой шутки и опирающийся на римские формы словесного искусства. В отличие от греческих пьес не преследовал дидактических целей, ставил задачу развлечения не слишком взыскательной публики.
Италийский дух сюжетов – путаница вследствие преднамеренного обмана или случайной ошибки.
Слайд 26Век Августа –
золотой век Римской литературы
Вергилий [Р. Vergilius Maro,
70-19 до н.э.]
Гораций [Q. Horatius Flaccus, 65-8 до н.э.]
Овидий [полное имя Публий Овидий Назон, 43 до н.э. — 17 н.э.]
Слайд 27http://prezentacija.biz/
Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех