Слайд 1Подготовила: учитель истории и культуры Санкт-Петербурга ГБОУ №471
Воробьева Мария
Николаевна
Буддийский храм в Петербурге – уникальное сооружение в Европе
Санкт-Петербург,2013
Слайд 2Буддийский храм в Санкт-Петербурге «Дацан Гунзэчойнэй»— самый северный в мире
буддийский храм. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник святого
учения Всесострадающего Владыки-отшельника».
Слайд 3 первые буддисты на берегах Невы появились во время строительства
Петропавловской крепости, с которой начиналась новая столица России. Это были
волжские калмыки — подданные Калмыцкого ханства, еще не вошедшего окончательно в состав России, трудившиеся вместе с другими работными людьми над возведением каменных валов крепости (после 1706 года)
Слайд 4Буддийская община в Санкт-Петербурге стала складываться лишь в самом конце
XIX столетия. Согласно переписи населения 1869 г., в городе проживал
лишь один буддист. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 г. — 184 (163 мужчины и 21 женщина).
Слайд 5Распространению буддизма в России и установлению связей между Россией и
Тибетом в огромной степени способствовал бурятский лама геше лхарамба (доктор
буддийской философии) - Агван Доржиев, который являлся доверенным лицом Его святейшества Далай Ламы XIII. Он добился того, что Николай II дал согласие на постройку в Санкт-Петербурге буддийского храма - Дацана (полное название - Санкт-Петербургский Буддийский Храм "Дацан Гунзэчойнэй").
Слайд 6Строил Дацан русский архитектор Г.В. Барановский, к работам которого относится
также здание, в котором разместились один из старейших магазинов Санкт-
Петербурга - «Елисеевский» и Санкт-Петербургский государственный академический театр Комедии им. Н. П. Акимова.
Слайд 7 На строительство храма поступили немалые пожертвования - Его Святейшество
Далай Лама XIII внимательно отнесся к постройке Дацана в далеком
от Тибета Санкт-Петербурге и дал около 50 тыс.рублей золотом. В свою очередь, Лама Агван Дорджиев пожертвовал на строительство храма 30 тыс. рублей, кроме того некоторые суммы денег были пожертвованы бурятскими, колмыцкими, монгольскими, русскими и тувинскими буддистами.
Слайд 8В 1913 году здание Дацана было в основном построено, а
21 февраля 1913 года в нем состоялась первая буддийская служба.
2 мая 1914 года Николай II утвердил при монастыре штат духовенства в составе 9 человек. Настоятелем нового монастыря стал лама Агван Дорджиев. Таким образом, в Петербурге появился буддийский монастырь с постоянной общиной буддийских монахов.
Слайд 9В архитектуре буддийского храма соединились классические тибетские каноны и европейский
северный модерн.
Материалы для отделки фасадов (разные сорта грубоколотого гранита, облицовочный
кирпич, глазурованная плитка) были выбраны неслучайно - этот несомненно удачный выбор придал тибетской архитектуре новые, северные, петербургские тона.
Слайд 10Главный южный фасад, украшенный портиком из 4-ех квадратных в сечении
столбов спрятан за кирпичной оградой. Фрагмент декора фасада храма представлен
на фотографии в нашем музее. На фронтоне у восьмирадиусного колеса - символа стремления к совершенству - замерли две лани. Эта традиционная для буддизма композиция напоминает о первой проповеди Будды. На карнизах храма установлены золоченые фигуры «победоносного знамени», напоминающие по форме закрытые с обеих сторон цилиндры. Это символы утверждения буддийской веры. Северный фасад представляет 4-этажную башню, которую венчает невысокий шпиль из золоченой меди - ганджира.
Слайд 16Внутри храма обращают на себя внимание красивые цветные витражи плафона
и ограждения светового проема с буддийскими символами, а также выложенный
многоцветными плитками пол в главном зале.
Слайд 18особенной величавостью отличается алтарный зал - именно здесь проводятся хуралы
(молебны), посетить которые может любой желающий.
Слайд 20В этом зале находится много необычных для нашего глаза ритуальных
артефактов: статуи разных размеров, книги, колокольчики, ваджру, четки и многое
другое. Большое впечатление производят ритуальные статуи, выполненные, как правило, из позолоченной бронзы.
Слайд 22 Статуя «Зеленая Тара» - проявление мудрости, сострадания, любви. Восседает
на Лотусе и лунном диске. Правая рука на правом колене
в жесте дарования, левая рука - в жесте прибежища. Держит в обеих руках стебель лотоса-уткалы, символа учения Будды. Правая нога вытянута, что указывает на готовность придти на помощь всем живым существам.
Слайд 23Будда (санскрит - «пробудившийся») в буддизме - существо, достигшее просветления
(бодхи)
Слайд 25Буддийский храм серьезно пострадал в советский период. В 1935 году
он был закрыт, а его основатель, бывший все годы эти
годы и настоятелем, Агван Лобсан Доржиев и все священнослужители храма арестованы. В храме размещались последовательно радиостанция, исследовательские лаборатории Зоологического института и другие организации. Многие уникальные детали внешнего и внутреннего убранства были уничтожены.
Слайд 26Буддийский храм открыт для посещения
В 1990 году здание возвратили
буддистам, и сейчас храм является действующим - здесь располагается община
«Дацан Гунзэчойнэй». Тибетское слово «дацан» означает «монастырская школа», в которой монахи живут по законам винаи (канон монашеской дисциплины) и изучают различные разделы Учения. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника». Дацан принадлежит к школе Гелугпа и освящен в честь божества Калачакра. Дацан открыт для всех желающих каждый день с 10:00 до 19:00.