Слайд 1Подготовила: учитель истории и культуры Санкт-Петербурга ГБОУ №471 
Воробьева Мария
                                                            
                                    
Николаевна
Буддийский храм в Петербурге – уникальное сооружение в Европе
Санкт-Петербург,2013
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Буддийский храм в Санкт-Петербурге «Дацан Гунзэчойнэй»— самый северный в мире
                                                            
                                    
буддийский храм. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник святого
                                    учения Всесострадающего Владыки-отшельника».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3 первые буддисты на берегах Невы появились во время строительства
                                                            
                                    
Петропавловской крепости, с которой начиналась новая столица России. Это были
                                    волжские калмыки — подданные Калмыцкого ханства, еще не вошедшего окончательно в состав России, трудившиеся вместе с другими работными людьми над возведением каменных валов крепости (после 1706 года)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Буддийская община в Санкт-Петербурге стала складываться лишь в самом конце
                                                            
                                    
XIX столетия. Согласно переписи населения 1869 г., в городе проживал
                                    лишь один буддист. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 г. — 184 (163 мужчины и 21 женщина).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Распространению буддизма в России и установлению связей между Россией и
                                                            
                                    
Тибетом в огромной степени способствовал бурятский лама геше лхарамба (доктор
                                    буддийской философии) - Агван Доржиев, который являлся доверенным лицом Его святейшества Далай Ламы XIII. Он добился того, что Николай II дал согласие на постройку в Санкт-Петербурге буддийского храма - Дацана (полное название - Санкт-Петербургский Буддийский Храм "Дацан Гунзэчойнэй").
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Строил Дацан русский архитектор Г.В. Барановский, к работам которого относится
                                                            
                                    
также здание, в котором разместились один из старейших магазинов Санкт-
                                    Петербурга - «Елисеевский» и Санкт-Петербургский государственный академический театр Комедии им. Н. П. Акимова.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7 На строительство храма поступили немалые пожертвования - Его Святейшество
                                                            
                                    
Далай Лама XIII внимательно отнесся к постройке Дацана в далеком
                                    от Тибета Санкт-Петербурге и дал около 50 тыс.рублей золотом. В свою очередь, Лама Агван Дорджиев пожертвовал на строительство храма 30 тыс. рублей, кроме того некоторые суммы денег были пожертвованы бурятскими, колмыцкими, монгольскими, русскими и тувинскими буддистами.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8В 1913 году здание Дацана было в основном построено, а
                                                            
                                    
21 февраля 1913 года в нем состоялась первая буддийская служба.
                                    2 мая 1914 года Николай II утвердил при монастыре штат духовенства в составе 9 человек. Настоятелем нового монастыря стал лама Агван Дорджиев. Таким образом, в Петербурге появился буддийский монастырь с постоянной общиной буддийских монахов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9В архитектуре буддийского храма соединились классические тибетские каноны и европейский
                                                            
                                    
северный модерн.
Материалы для отделки фасадов (разные сорта грубоколотого гранита, облицовочный
                                    кирпич, глазурованная плитка) были выбраны неслучайно - этот несомненно удачный выбор придал тибетской архитектуре новые, северные, петербургские тона.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Главный южный фасад, украшенный портиком из 4-ех квадратных в сечении
                                                            
                                    
столбов спрятан за кирпичной оградой. Фрагмент декора фасада храма представлен
                                    на фотографии в нашем музее. На фронтоне у восьмирадиусного колеса - символа стремления к совершенству - замерли две лани. Эта традиционная для буддизма композиция напоминает о первой проповеди Будды. На карнизах храма установлены золоченые фигуры «победоносного знамени», напоминающие по форме закрытые с обеих сторон цилиндры. Это символы утверждения буддийской веры. Северный фасад представляет 4-этажную башню, которую венчает невысокий шпиль из золоченой меди - ганджира.
                                
                            							
														
						 
											
											
											
											
											
											
                            Слайд 16Внутри храма обращают на себя внимание красивые цветные витражи плафона
                                                            
                                    
и ограждения светового проема с буддийскими символами, а также выложенный
                                    многоцветными плитками пол в главном зале.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 18особенной величавостью отличается алтарный зал - именно здесь проводятся хуралы
                                                            
                                    
(молебны), посетить которые может любой желающий.
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 20В этом зале находится много необычных для нашего глаза ритуальных
                                                            
                                    
артефактов: статуи разных размеров, книги, колокольчики, ваджру, четки и многое
                                    другое. Большое впечатление производят ритуальные статуи, выполненные, как правило, из позолоченной бронзы.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 22 Статуя «Зеленая Тара» - проявление мудрости, сострадания, любви. Восседает
                                                            
                                    
на Лотусе и лунном диске. Правая рука на правом колене
                                    в жесте дарования, левая рука - в жесте прибежища. Держит в обеих руках стебель лотоса-уткалы, символа учения Будды. Правая нога вытянута, что указывает на готовность придти на помощь всем живым существам.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Будда (санскрит - «пробудившийся») в буддизме - существо, достигшее просветления
                                                            
                                    
(бодхи)
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 25Буддийский храм серьезно пострадал в советский период. В 1935 году
                                                            
                                    
он был закрыт, а его основатель, бывший все годы эти
                                    годы и настоятелем, Агван Лобсан Доржиев и все священнослужители храма арестованы. В храме размещались последовательно радиостанция, исследовательские лаборатории Зоологического института и другие организации. Многие уникальные детали внешнего и внутреннего убранства были уничтожены.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Буддийский храм открыт для посещения
 В 1990 году здание возвратили
                                                            
                                    
буддистам, и сейчас храм является действующим - здесь располагается община
                                    «Дацан Гунзэчойнэй». Тибетское слово «дацан» означает «монастырская школа», в которой монахи живут по законам винаи (канон монашеской дисциплины) и изучают различные разделы Учения. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника». Дацан принадлежит к школе Гелугпа и освящен в честь божества Калачакра. Дацан открыт для всех желающих каждый день с 10:00 до 19:00.