Разделы презентаций


Человек в зеркале искусства: жанр портрета

Искусство помогает познать человека. Не только

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Человек в зеркале искусства: жанр портрета

Человек в зеркале искусства: жанр портрета

Слайд 2 Искусство

помогает познать человека. Не только

увидеть его внешний облик,  но  и  понять  его  сущность,  характер,  настроение  и  др.  Портрет  почти всегда  реалистичен.  Ведь  его  главная цель  —  узнаваемость  изображенного на  нем  человека.  Однако  обычно  задачей  художника  является  не  точное копирование  внешних  черт  модели, не  подражание  природе,  а  «живописное  пересоздание»  образа  человека. Не  случайно  возникает  желание  не просто  узнать  в  портрете  себя,  а  может  быть,  даже  открыть  что-то  новое в  себе.
Зрителю невольно передается отношение  художника  к  модели.  Важным является  все  то, что  выражает эмоции, отношение  к жизни,  к  людям: мимика изображенного  лица,  выражение  глаз, линия  губ, поворот  головы,  осанка, жест.
Нередко  мы  толкуем  произведение с позиции  человека  сегодняшнего дня,  приписываем  персонажу  черты, совершенно  не  свойственные  его  времени,  т.  е.  стремимся  понять  неизвестное  через  известное.
Религиозные  представления  в Древнем  Египте,  связанные с  культом мертвых,  определили стремление  к  передаче  портретного  сходства  в  скульптурном  изображении  человека:  душа умершего  должна  была  найти  свое вместилище.  В  начале  XX  в.  археологи  открыли  всему  миру  замечательное  портретное  изображение  царицы Нефертити.  Созданный  в  IV  в.  до  н.  э., этот  образ  поражает  плавностью  линий  профиля,  изяществом  гибкой  шеи, воздушной  легкостью  и  текучими  переходами  неправильных,  но  прелестных черт женского  лица.
В искусстве Древней  Греции особое место  занимают  обобщенные, идеализированные  образы  героев  или  богов. В  слиянии  духовного  и  физического художники  и  скульпторы  видели воплощение красоты  и  гармонии  человека. 
Искусство помогает познать человека. Не только

Слайд 3 Портрет  (франц.  portrait)  — изображение  определенного 

человека  или  группы  людей.

Жанр  портрета  получил  распространение  в  глубокой  древности  в скульптуре,  а  затем  в  живописи  и  графике.  Различают  парадный  и  камерный портреты.  Бывают  портреты  парные  и групповые.  Они  предназначаются  и  для украшения  парадных  зал,  и  для  восхваления  определенных  персон,  и  для  сохранения  памяти  о  людях,  объединенных  профессиональными,  духовными, семейными  узами.  Особую  категорию составляет  автопортрет,  на  котором художник  изображает  самого  себя.  Любой  из  портретов  можно  отнести или  к  психологическому  портрету,  или к  портрету, характеру,  или  к  портрету-биографии.
Портрет  (франц.  portrait)  — изображение  определенного  человека  или  группы     людей.

Слайд 4 В  своем  знаменитом  «Дискоболе» 

скульптор V  в.  до  н.  э  Мирон  стремится  в  первую

очередь передать ощущение движения при устойчивости  и  монументальности  линий  тела,  не заостряя  внимания  зрителей  на  особенностях лица.
Особой  нежностью  и  теплотой  веет  от  статуи Афродиты, богини любви и красоты, изваянной скульптором Праксителем в  IV в. до н.э. для  храма  на  острове  Крит.  В  этом изображении нет божественного  величия, образ  дышит удивительным  покоем  и  целомудрием.
Римский  портрет  связан  с  культом  предков,  со  стремлением  сохранить  их  облик  для потомков.  Это  способствовало  развитию  реалистического портрета. Его отличают индивидуальные  характеристики  человека:  величие, сдержанность  или  жестокость  и  деспотизм, одухотворенность  или  высокомерие.

В  своем  знаменитом  «Дискоболе»     скульптор V  в.  до  н.  э  Мирон 

Слайд 5 В  Средние 

века  чувственно-пластический  язык  скульптуры  отвечает идее  отвлеченности  образа,  его  связи

с  божественным  духом.  Несмотря  на ограничение  религиозного  искусства нормами  и  правилами,  появляются образы,  полные  волнующей  красоты и  глубокого  человеческого  чувства.
Портретное  искусство  эпохи Возрождения словно объединяет в себе заветы  Античности  и  Средневековья. В  нем  снова  звучит  торжественный гимн  могучему  человеку  с  его  неповторимым физическим обликом, духовным  миром,  индивидуальными  чертами  характера  и  темперамента.
В  «Автопортрете» Альбрехта Дюрера (1471–1528)  угадывается  стремление художника  найти  идеализированного героя.  Образы  универсальных  гениев  XVI  в.,  мастеров  эпохи  Высокого Возрождения —  Леонардо  да  Винчи  и Рафаэля  Санти  —  олицетворяют  идеального  человека  того  времени.
  XVII  в.  главным  критерием  художественности  становится  материальный  мир,  воспринимаемый  через чувства.  Подражание  действительности  заменило  в  портрете  непонятность и  необъяснимость  психических  проявлений  человека,  его  многообразных  душевных  порывов.  Очарование мягкого  бархата  и  воздушного  шелка, пушистого  меха  и  хрупкого  стекла, нежной,  матовой  кожи  и  сверкающего  жесткого  металла  передается  в это время  с  высочайшим  мастерством.
В  Средние  века  чувственно-пластический  язык  скульптуры  отвечает идее  отвлеченности 

Слайд 6 Среди  известных  портретных  шедевров  того  времени  «Лютнист» 

Микеланджело  да Караваджо  (1573—1610),  в  котором  художник  развивает  мотив,  взятый

из  реальной  повседневной
жизни.

Среди  известных  портретных  шедевров  того  времени  «Лютнист»  Микеланджело  да Караваджо  (1573—1610),  в  котором  художник 

Слайд 7 На  закате  XVI  столетия  в  творчестве  испанского 

художника  Эль  Греко (1541—1614)  возникает  новый  тип портрета,  в  котором 

передается  необычная  внутренняя  сосредоточенность  человека,  интенсивность  его духовной  жизни,  погруженность  в собственный  внутренний  мир.  Для этого  художник  использует  резкие контрасты  освещения, 
оригинальный колорит, 
порывистые  движения  или застывшие  позы.  
На  закате  XVI  столетия  в  творчестве  испанского  художника  Эль  Греко (1541—1614)  возникает  новый  тип

Слайд 8 Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные  вытянутые

лица  с  огромными  темными,  словно бездонными,  глазами. 

Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные  вытянутые лица  с  огромными  темными,  словно бездонными,  глазами. 

Слайд 9 Портреты  великого  голландца Рембрандта  (1606—1669)  не  без 

основания  считаются  вершиной  портретного  искусства.  Они  по  праву получили  название 

портретов-биографий. Рембрандта  называли  поэтом  страдания  и  сострадания.  Люди скромные,  нуждающиеся,  всеми  забытые  ему  близки  и  дороги.  Художник с  особой  любовью  относится  к  «униженным  и  оскорбленным».  По  характеру  творчества  его  сравнивают  с  Ф. Достоевским.  В  его  портретах-биографиях  отражены  сложные,  полные тягот  и  лишений  судьбы  простых  людей,  которые  несмотря  на  выпавшие на  их  долю  суровые  испытания, не утратили  человеческого  достоинства и  душевной  теплоты.
Едва переступив порог, отделяющий XVII  в.  от  XVIII,  увидим  на  портретах другую  породу  людей,  отличающуюся  от  предшественников.  Придворно-аристократическая культура вывела на первый  план  стиль  рококо  с  его 
утонченно-обольстительными,  задумчиво-томными, 
мечтательно-рассеянными образами.  
Портреты  великого  голландца Рембрандта  (1606—1669)  не  без  основания  считаются  вершиной  портретного  искусства.  Они  по 

Слайд 10 Рисунок  портретов  художников  Антуана Ватто  (1684—1721), Франсуа 

Буше  (1703—1770) и  др. легкий,  подвижный,  их  колорит  полон  изящных 

переливов,  для него  характерно  сочетание изысканных полутонов.
Рисунок  портретов  художников  Антуана Ватто  (1684—1721), Франсуа  Буше  (1703—1770) и  др. легкий,  подвижный,  их 

Слайд 11Поиски  героического,  значительного,  монументального  в  искусстве  связаны  в  XVIII  в. 

со  временем  революционных перемен. Одним из гениальных скульптурных  портретов мирового 

искусства  является  памятник Петру I  французского  скульптора  Этьенна  Мориса Фальконе  (1716—1791),  воздвигнутый  в  Петербурге  в 1765—1782  гг.  Он  задуман  как  образ  гения  и  созидателя.  Неукротимая  энергия,  подчеркнутая  стремительным  движением  коня  и  всадника,  выражается  во  властном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом лице,  на  котором  бесстрашие,  воля,  ясность  духа.
XIX в.  привнес  в  искусство  портрета  изменчивость художественных  вкусов, относительность понятия  красоты.  Новаторские  искания  в  живописи  обращены  теперь к сближению с действительностью, к поиску многоликости  образов.
В  период  романтизма  портрет  воспринимается  как изображение  внутреннего  «я» человека,  наделенного свободой  воли.  Настоящий  романтический  пафос  выступает  в  портрете  Ф.  Шопена  кисти  французского художника-романтика  Эжена  Делакруа  (1798—1863). Перед  нами  настоящий  психологический  портрет,  передающий страстность, пылкость натуры композитора, его  внутреннюю  суть.  Картина  наполнена  стремительным,  драматичным  движением.  
Поиски  героического,  значительного,  монументального  в  искусстве  связаны  в  XVIII  в.  со  временем  революционных перемен. Одним из гениальных

Слайд 12 Этот эффект  достигается  поворотом  фигуры Шопена, 

напряженным  колоритом картины,  контрастными  светотенями, быстрыми,  интенсивными  мазками, столкновением  теплых 

и  холодных тонов.
Художественному  строю  портрета  Делакруа  созвучна  музыка  Этюда ми  мажор  для  фортепиано  Шопена. За  ней  стоит  реальный  образ  —  образ  Родины.  Ведь  однажды,  когда  его любимый  ученик  играл  этот  этюд, Шопен  поднял  вверх  руки  с 
восклицанием:  «О,  моя  Родина!» 
Этот эффект  достигается  поворотом  фигуры Шопена,  напряженным  колоритом картины,  контрастными  светотенями, быстрыми,  интенсивными 

Слайд 13 Мелодия  Шопена,  неподдельная и  могущественная,  была 

главным средством  выражения,  его  языком. Могущество  его  мелодии  —  в 

силе  ее воздействия  на  слушателя.  Она  как развивающаяся  мысль,  которая  подобна развертыванию сюжета повести или  содержанию  исторически  важного  сообщения.
В портретном искусстве ХХ—XXI  вв. условно  можно  выделить  два  направления.  Одно  из  них  продолжает  классические  традиции  реалистического искусства,  воспевая  красоту и  величие Человека,  другое  —  ищет  новые  абстрактные  формы  и  способы  выражения  его  внутреннего  мира. 
Мелодия  Шопена,  неподдельная и  могущественная,  была  главным средством  выражения,  его  языком. Могущество  его 

Слайд 14 Художественно-творческое задание Подготовьте альбом, газету, компьютерную  презентацию  (по 

выбору)  на  тему «Жанр  портрета  в  культуре разных времен».
Включите  в  них  информацию  о 

художниках, скульпторах,  графиках,  а  также  стихи,  отрывки  прозы,  фрагменты  музыкальных  произведений, созвучные образам вашей портретной галереи. 
Художественно-творческое задание Подготовьте альбом, газету, компьютерную  презентацию  (по  выбору)  на  тему «Жанр  портрета  в  культуре разных времен».Включите 

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика