Слайд 1Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты
В VI в.н.э. Аравийский
полуостров считался «краем света». Большую часть населения п/о составляли племена
бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов.
Слайд 2Арабский халифат
Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет, Иран,
Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании.
Первый руководитель
– Мухаммед.
Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны.
В X в.н.э. распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу.
Слайд 3Ислам. Его происхождение и роль в формировании арабской культуры
Ислам
в переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII
века н.э.
Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха.
Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»).
Последний и главный пророк, основатель – реальный человек – Мухаммед (570-632 г.г.).
В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в город Медина – город пророка.
С этого года начинаются мусульманские летописи.
Слайд 4Коран («чтение»)
Мухаммед принес людям слова Аллаха. Его речи были записаны
учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения называются откровениями,
все же прочие – преданиями.
Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда.
В содержании Корана выделяются суры (главы) и строки (стихи).
Никогда не иллюстрировался.
Содержание Корана: После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни.
Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда.
Слайд 5Практические обрядовые заповеди ислама
Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение
перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который
требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни.
Слайд 6Каллиграфические надписи стали одной из форм орнамента
Каллиграфические надписи на стенах
мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное
приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве.
Слайд 7Архитектурные памятники.
Здание для молитвы – мечеть (от араб. «масджид» -
место поклонения).
Мечеть Омейя (687-691 гг.) в г. Иерусалиме
Огромное здание,
увенчанное золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос. Ее называют «Купол скалы», мечеть Омара.
Слайд 8Мечеть султана Ахмеда (Голубая мечеть)
Слайд 9Минареты – башни, с которых муэдзин призывал верующих к молитве.
Минарет
строился рядом с мечетью.
По форме были круглыми, квадратными, многогранными.
Медресе –
мусульманские учебные заведения.
Слайд 10Художественное творчество арабского мира -
декоративно-прикладное искусство.
Техника орнамента – абстрактные формы,
яркие краски.
Сложное плетение линий и красок, которое воссоздавал художник на
плоскости, - арабеска.
Слайд 11С середины VIII в. столица халифата – Багдад
Славился фантастической роскошью
убранства дворца халифа и домов богатых людей.
Халифы заботились о развитии
образования. По количеству публичных библиотек, доступных грамотным людям, Багдад превзошел императорский Рим.
Слайд 12Музыка
по исламской традиции рассматривалась как одна из форм научного познания.
Арабы
высоко ценили музыкальную импровизацию (как вокальную, так и инструментальную).
Музыкальные инструменты
разнообразны (барабаны, бубны), уд
(предшественник европейской лютни) и смычковый ребаб.
Сочетание инструментальной музыки,
пения и танца у арабов не встречается.
Музыка создавалась на основе канонических правил – макама, определяющего ладовые и ритмические особенности композиций.
Слайд 13Мавританский стиль –
искусство, созданное мастерами Туниса, Алжира, Марокко, Южной
Испании.
Ее особенность – 850 колонн, выполненных из розового и голубого
мрамора, гранита, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад. Колоннада освещалась сотнями серебряных лампад.
В 785 г. - соборная мечеть в Кордове.
Мавры (от греч. «темный») – северо–африканский народ, родственный арабам.
X век - образование халифата с центром в Кордове (следствие экспансии (распространение) этих народов в Южную Испанию).
Слайд 14Последний оплот исламской культуры на испанской земле стал Гранадский эмират
(конец X в.)
Альгамбра – архитектурный ансамбль:
миртовый двор дворца Комарес
и Львиный дворик.
Слайд 15В развитие исламской средневековой художественной культуры внесли народы иранской группы
В VII-VIII в. сложился единый литературный язык – фарси.
Искусство Ирана,
Азербайджана, Афганистана, Средней Азии – отражение иранской (персидской) классической поэзии.
Родоначальник поэзии – Рудаки. По преданию сочинил около млн. стихов. Был певцом – импровизатором, пел свои стихи, аккомпанируя себе на струнном инструменте. Стихи полны горьких размышлений о несправедливости жизни, в следствии чего был изгнан (ослеплен).
Поэт Фирдоуси Абулькасиме сочинил поэму «Шахнаме» (вскрыл корни зла, ведущие страну к упадку). Три части: мифологическая, богатырская, историческая (о 28 правителях царской династии). Повторил судьбу Рудаки.
Слайд 163) Ученый, астроном, создатель точного календаря, математик, самобытный поэт –
Омар Хайям. Сочинения проникнуты духом вольнодумства, протестовал против ханжества, лицемерия.
Идеал поэта – справедливость, свобода, радость жизни, честность. Единственной формой стихов у него были рубаи (четверостишия).
4) Поэт Саади - сборник притчей в стихах и прозе «Гулистан» («Цветущий сад»). Обличал ханжество, лицемерие, проповедовал вечные ценности.
5) Поэту Хафизу Шамседдину принесли газели – небольшие стихи о любви.
6) Поэт Низами Гянджеви - поэма «Лейли и Меджнун» (восточные «Ромео и Джульетта»).
Слайд 17Прикладное искусство мусульманских стран Среднего Востока
Изделия из стекла, металла, дерева,
ткани, глины, оружие – высоко ценились на мировом рынке.
Парчу, атлас,
бархат принято было дарить гостям и послам.
Более всего славился персидский ковер.
Книжная миниатюра мусульманского Востока
Соединение мастерства каллиграфа-переписчика и профессионального живописца.
Это самостоятельный вид искусства, в котором неразрывно связаны реальные события, вымысел и символика, декоративные образы и иллюстративные сюжеты.